Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол "Рукавичка"; 1 - 2 классы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Театр кукол «Рукавичка»
1-2 классы
Разработала Оленина М.В.,
учитель начальных классов
Кинель
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Внеурочная деятельность по данной программе организуется по направлению: общекультурное.
Детский театр кукол – одна из форм внеурочной работы с детьми в области художественно-эстетического воспитания. Детский театр кукол представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.
Актуальность программы определяется тем, что детский театр объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.
Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей.
Задачи:
- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;
- формировать зачатки художественного вкуса;
- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);
- привить навыки культуры поведения;
- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.
В содержании рабочей программы внеурочной деятельности осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
В репертуаре театра "Рукавичка" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности.
Формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.
Срок реализации программы: 2 года (1-2 классы).
Продолжительность занятия: 35 минут.
Программа рассчитана на 33 часа в первом классе, 34 часа – во втором
(1 раз в неделю).
Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.
Занятия кукольного кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.
Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям;
- компьютер, проектор;
- музыкальная фонотека;
- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», «Самарский театр кукол»;
- сценарии сказок, пьес, детские книги.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка».
Личностные результаты:
- знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса и соблюдать их;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразительность, чёткость произношения.
Предметные результаты:
- знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций;
- уметь выступать перед зрителями;
- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Содержание деятельности
Основным принципом работы является сочетание внутри одного занятия различных видов учебно-творческой деятельности и, путём их смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям.
Структура учебного занятия.
-
Интеллектуальная разминка.
Игры, викторины из раздела литературного творчества, сочинительство.
-
Развивающие игры и актёрские упражнения.
Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии, упражнения по технике речи.
-
Индивидуальные, парные, групповые и массовые этюды.
Самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо отвечать на условия вымысла конкретными действиями.
Группа делится на две части: одна часть работает. Другая является зрителями.
-
Работа над спектаклем.
Основным занятием для детей, которые занимаются в театре кукол, является работа над спектаклем.
Можно выделить несколько этапов подготовки спектакля:
-
Выбор пьесы к постановке.
Читка пьесы в коллективе, выявление исполнительских интересов ребят, первоначальное назначение на роли юных актёров. В выборе пьесы принимает участие весь коллектив.
-
Составление постановочного плана.
Выясняется идея пьесы, определяется замысел будущего спектакля, планировка сцены, оформление спектакля.
-
Распределение ролей и чтение пьесы по ролям.
Распределяются роли коллективно в результате прослушивания чтения отрывка за столом.
-
Работа за столом.
Эта работа носит характер обсуждения пьесы, выявляет поведение действующих лиц, затем рассматриваются действия каждого персонажа.
-
Работа на сцене.
Эта работа ведётся в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем.
-
Оформление спектакля.
Изготовление кукол, костюмов, декораций, реквизита.
Оформление спектакля заключает в себе три стороны:
- творческую – разработка общего замысла оформления;
- техническую – выполнения всей материальной части оформления;
- музыкальное оформление спектакля.
7) Окончательная отработка спектакля, выстраивание его в единое
композиционное целое.
8) Показ спектакля.
Воспитательные задачи этого этапа:
- умение действовать чётко и слаженно в условиях спектакля;
- воспитание дисциплины показа спектакля;
- воспитывать внимание, самообладание, находчивость, серьёзное
отношение к делу, чувство ответственности, организованность.
На первом году обучения не происходит деления на актёров и оформителей. Группа детей занимается и оформлением спектакля, и разучиванием ролей, и постановкой спектакля.
На втором году обучения меняется форма организации. Процесс постановки спектакля делится на
- исполнительскую деятельность;
- оформительскую работу.
В результате, формируются две группы с самостоятельным составом:
1 группа – художественно-оформительская;
2 группа – театрально-исполнительская.
Группы возникают не стихийно, а на основе склонностей и способностей либо к изобразительно-художественной деятельности, либо в области актёрской игры.
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Коли-чество часов |
Планируемые результаты |
|||||
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||||
1. |
«Занавес открывается» Вводное занятие |
Знакомство с правилами поведения, рассказ о плане работы. |
1 |
|
знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса |
|
соблюдать правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса
|
||
2. |
«Уроки театра» |
Рассказ о различных театрах, искусстве театра кукол. Знакомство с различными видами кукол. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Ширма, декорации. Самым яркими впечатляющим уроком станет посещение театра и просмотр спектакля. |
3 |
|
знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов |
|
|
||
3. |
Выявление индивидуаль-ных творческих способностей |
Проводятся игры-конкурсы актёрского мастерства, в которых дети в живой, непринуждённой форме демонстрируют творческие способности. |
2 |
выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности |
|
|
|
||
4. |
Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, фантазии |
Выполнение упражнений перед зеркалом. Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений.
|
3 |
выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности |
|
|
|
||
5. |
Индивидуаль-ные и массовые этюды |
Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Задача этюда – сосредоточить внимание на последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия. Кукловождение без ширмы. Взаимосвязь действия и слова. |
4 |
|
|
правильно взаимодействовать с партнерами |
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
||
6. |
Работа над культурой и техникой речи |
Выразительная речь. Дыхание, ударение, дикция, голос. Выразительное чтение. Рассказывание. |
5 |
использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения |
иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения
|
|
|
||
7. |
Индивидуаль-ные занятия по технике речи |
Подбираются занятия для каждого ребёнка индивидуально. Занятия помогут обрести уверенность в себе. |
3 |
использовать в собственной речи выразитель-ность, чёткость произношения.
|
|
|
|
||
8. |
Работа над спектаклем |
Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Пьесы должны быть небольшими по объёму, доступными пониманию. Конструирование, изготовление, оформление кукол. Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, генеральная репетиция. |
10 |
выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания |
знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций |
правильно взаимодействовать с партнерами по команде |
контролировать и оценивать процесс деятельности |
||
9. |
Показ спектакля |
Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления. |
2 |
уметь выступать перед зрителями |
|
правильно взаимодействовать с партнерами по команде |
контролировать и оценивать результат деятельности |
||
Итого |
33 ч |
|
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
2 год обучения
Исполнительская группа
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Коли- чество часов |
Планируемые результаты |
||||||||
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
|||||||||
1. |
«Занавес открывается» Вводное занятие |
Знакомство с правилами поведения, планом работы, репертуаром. |
1 |
|
знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса |
|
соблюдать правила поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса
|
|||||
2. |
«Уроки театра» |
Беседа о различных конструкциях театральных кукол, сравнение их с куклами обычными, выяснение их возможностей на сцене. Знакомство с театральными профессиями – сценарист, режиссёр, художник-декоратор, бутафор, музыкальный редактор, актёр-кукловод. Расширение знаний о театре Петрушек. Посещение театра и просмотр спектакля. |
3 |
|
Базовый иметь элементарные представления о театральных профессиях Повышенный иметь представление о специальных терминах театрального мира
|
|
|
|||||
3. |
Игры, викторины для выявления интеллектуального уровня и творческих способностей |
Игры-конкурсы актёрского мастерства, литературные викторины. |
2 |
Базовый выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Повышенный проявлять творческую самостоятель-ность |
|
правильно взаимодействовать с партнерами по команде |
|
|||||
4. |
Упражнения на развитие памяти физических действий, внимания, воображения, фантазии |
Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений. Методика «Расскажи стихи руками». |
2 |
выражать себя в доступных видах творчества, игре
|
|
|
уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|||||
5. |
Индивидуаль-ные и массовые этюды |
Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей. |
3 |
|
уметь превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета |
Базовый уметь работать в группе, общаться друг с другом Повышенный уметь выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании |
|
|||||
6. |
Групповые занятия по технике речи |
Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра. Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки. |
4 |
использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения |
Повышенный умение находить голосовые характеристики, соответствующие образу |
оформлять диалоги-ческое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
|
|||||
8. |
Индивидуальные занятия по технике речи |
Аутотренинг, массаж, дыхательные, артикуляционные упражнения.
|
3 |
|
уметь выполнять дыхательную, артикуляционную гимнастику |
|
|
|||||
9. |
Работа над спектаклем |
Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, генеральная репетиция. |
14 |
выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания |
Базовый знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи Повышенный овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности |
Базовый правильно взаимодействовать с партнерами по команде Повышенный уметь взаимозаменять друг друга |
контролировать и оценивать процесс деятельности |
|||||
10. |
Показ спектакля |
Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления. |
2 |
Базовый уметь выступать перед зрителями Повышенный уметь непринуждённо держаться на сцене |
|
правильно взаимодействовать с партнерами по команде |
контролировать и оценивать результат деятельности |
|||||
Итого |
34 ч |
|
|
|
|
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
2 год обучения
Художественно-оформительская группа
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Коли-чество часов |
Предмет- ные результаты |
Планируемые результаты |
||||
Личностные |
Познаватель-ные |
Коммуникативные |
Регулятив- ные |
||||||
1. |
Вводное занятие
|
Знакомство с правилами по технике безопасности. |
1 |
|
|
знать правила по технике безопасности на занятиях |
|
соблюдать правила по технике безопасности на занятиях |
|
2. |
Изготовление декораций и бутафории. Навыки обращения с инструмента-ми |
Знакомство с плоскостными, полуплоскостными и объёмными декорациями. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома). Изготовление бутафории к спектаклю. Выпиливание лобзиком из фанеры простейших фигур. |
4
|
владеть практически-ми навыками по изготовлению декораций и бутафории
|
|
|
|
соблюдать правила по технике безопасности на занятиях |
|
3. |
Техническое моделирова-ние с элементами художественного конструирования:
|
Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок (глина, пластилин). Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка. Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка. Грунтовка, зашкуривание, лакировка. Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь) Оформление головки, парик, атрибуты. |
22 |
Базовый иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол, изготавливать простейших перчаточных кукол вместе с педагогом Повышенный владеть практически-ми навыками по изготовлению кукол
|
|
|
|
|
|
4. |
Изготовление костюмов
|
Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани. Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка. Оформление куклы.
|
7 |
|
|
|
Базовый уметь работать в сотрудничестве с педагогом Повышенный уметь работать в творческой группе и индивидуально |
|
|
Итого |
34 ч |
|
|
|
|
|
Родители принимают активное участие в работе детского театра кукол. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в мероприятиях (поездках в театр, конкурсах творческого мастерства в качестве членов жюри и зрителей), оказывают помощь в изготовлении кукол, декораций, костюмов.
Формы и методы педагогического контроля
Вся работа детского театра кукол «Рукавичка» направлена на достижение творческого результата, поэтому основным видом педагогического контроля является участие учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями,
сверстниками, детьми младшего возраста).
Список литературы для учителя
-
Аленский Ю. Азбука театра. М.: Детская литература, 1986
-
Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.
-
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
-
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.
-
Караманенко Т.Н., Караманенко Н.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982
-
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.
-
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.
-
Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб.: ГАТИ, 2007.
-
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Список литературы для детей
-
Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка»
-
Русские народные сказки «Теремок», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Морозко»
-
Сутеев В. «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Оленина Мария Владимировна
→ Публикатор 05.06.2021 0 2646 225 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.