Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол "Рукавичка"; 1 - 2 классы


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Театр кукол «Рукавичка»

1-2 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала Оленина М.В.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Кинель

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Внеурочная деятельность по данной программе организуется по направлению: общекультурное.

Детский театр кукол – одна из форм внеурочной работы с детьми в области художественно-эстетического воспитания. Детский театр кукол представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.

Актуальность программы определяется тем, что детский театр объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.

Цель: объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей.

Задачи:

- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;

- формировать зачатки художественного вкуса;

- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);

- привить навыки культуры поведения;

- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.

В содержании рабочей программы внеурочной деятельности осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

В репертуаре театра "Рукавичка" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности.

 

Формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.

Срок реализации программы: 2 года (1-2 классы).

Продолжительность занятия: 35 минут.

Программа рассчитана на 33 часа в первом классе, 34 часа – во втором

(1 раз в неделю).

Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.

Занятия кукольного кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);

- театральная ширма;

- декорации к спектаклям;

- компьютер, проектор;

- музыкальная фонотека;

- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», «Самарский театр кукол»;

- сценарии сказок, пьес, детские книги.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

 

 

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка».

 

Личностные результаты:

- знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса и соблюдать их;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

- выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.

Метапредметные результаты:

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноцен­ного общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразительность, чёткость произношения.

Предметные результаты:

- знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций;

- уметь выступать перед зрителями;

- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные зна­ния.

 

Содержание деятельности

 

Основным принципом работы является сочетание внутри одного занятия различных видов учебно-творческой деятельности и, путём их смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям.

Структура учебного занятия.

  1. Интеллектуальная разминка.

Игры, викторины из раздела литературного творчества, сочинительство.

  1. Развивающие игры и актёрские упражнения.

Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии, упражнения по технике речи.

  1. Индивидуальные, парные, групповые и массовые этюды.

Самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо отвечать на условия вымысла конкретными действиями.

Группа делится на две части: одна часть работает. Другая является зрителями.

  1. Работа над спектаклем.

Основным занятием для детей, которые занимаются в театре кукол, является работа над спектаклем.

Можно выделить несколько этапов подготовки спектакля:

  1. Выбор пьесы к постановке.

Читка пьесы в коллективе, выявление исполнительских интересов ребят, первоначальное назначение на роли юных актёров. В выборе пьесы принимает участие весь коллектив.

  1. Составление постановочного плана.

Выясняется идея пьесы, определяется замысел будущего спектакля, планировка сцены, оформление спектакля.

  1. Распределение ролей и чтение пьесы по ролям.

Распределяются роли коллективно в результате прослушивания чтения отрывка за столом.

  1. Работа за столом.

Эта работа носит характер обсуждения пьесы, выявляет поведение действующих лиц, затем рассматриваются действия каждого персонажа.

  1. Работа на сцене.

Эта работа ведётся в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем.

  1. Оформление спектакля.

Изготовление кукол, костюмов, декораций, реквизита.

Оформление спектакля заключает в себе три стороны:

- творческую – разработка общего замысла оформления;

- техническую – выполнения всей материальной части оформления;

- музыкальное оформление спектакля.

7) Окончательная отработка спектакля, выстраивание его в единое

композиционное целое.

8) Показ спектакля.

Воспитательные задачи этого этапа:

- умение действовать чётко и слаженно в условиях спектакля;

- воспитание дисциплины показа спектакля;

- воспитывать внимание, самообладание, находчивость, серьёзное

отношение к делу, чувство ответственности, организованность.

На первом году обучения не происходит деления на актёров и оформителей. Группа детей занимается и оформлением спектакля, и разучиванием ролей, и постановкой спектакля.

На втором году обучения меняется форма организации. Процесс постановки спектакля делится на

- исполнительскую деятельность;

- оформительскую работу.

В результате, формируются две группы с самостоятельным составом:

1 группа – художественно-оформительская;

2 группа – театрально-исполнительская.

Группы возникают не стихийно, а на основе склонностей и способностей либо к изобразительно-художественной деятельности, либо в области актёрской игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-чество часов

Планируемые результаты

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

«Занавес открывается»

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, рассказ о плане работы.

1

 

знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса

 

соблюдать правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса

 

2.

«Уроки театра»

Рассказ о различных театрах, искусстве театра кукол. Знакомство с различными видами кукол. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Ширма, декорации.

Самым яркими впечатляющим уроком станет посещение театра и просмотр спектакля.

3

 

знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов

 

 

3.

Выявление индивидуаль-ных творческих способностей

Проводятся игры-конкурсы актёрского мастерства, в которых дети в живой, непринуждённой форме демонстрируют творческие способности.

2

выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности

 

 

 

4.

Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, фантазии

Выполнение упражнений перед зеркалом. Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений.

 

3

выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности

 

 

 

5.

Индивидуаль-ные и массовые этюды

Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Задача этюда – сосредоточить внимание на последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия.

Кукловождение без ширмы. Взаимосвязь действия и слова.

4

 

 

правильно взаимодействовать с партнерами

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

6.

Работа над культурой и техникой речи

Выразительная речь.

Дыхание, ударение, дикция, голос.

Выразительное чтение.

Рассказывание.

5

использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения

иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноцен­ного общения

 

 

 

7.

Индивидуаль-ные занятия по технике речи

Подбираются занятия для каждого ребёнка индивидуально. Занятия помогут обрести уверенность в себе.

3

использовать в собственной речи выразитель-ность, чёткость произношения.

 

 

 

 

8.

Работа над спектаклем

Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Пьесы должны быть небольшими по объёму, доступными пониманию.

Конструирование, изготовление, оформление кукол.

Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции,

генеральная репетиция.

10

выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные зна­ния

знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

контролировать и оценивать процесс деятельности

9.

Показ спектакля

Выступление перед зрителями.

Коллективный анализ выступления.

2

уметь выступать перед зрителями

 

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

контролировать и оценивать результат деятельности

Итого

33 ч

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

2 год обучения

Исполнительская группа

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-

чество часов

Планируемые результаты

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.

«Занавес открывается»

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения, планом работы, репертуаром.

1

 

знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса

 

соблюдать правила поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса

 

2.

«Уроки театра»

Беседа о различных конструкциях театральных кукол, сравнение их с куклами обычными, выяснение их возможностей на сцене.

Знакомство с театральными профессиями – сценарист, режиссёр, художник-декоратор, бутафор, музыкальный редактор, актёр-кукловод.

Расширение знаний о театре Петрушек.

Посещение театра и просмотр спектакля.

3

 

Базовый

иметь элементарные представления о театральных профессиях

Повышенный

иметь представление о специальных терминах театрального мира

 

 

 

3.

Игры, викторины для выявления интеллектуального уровня и творческих способностей

Игры-конкурсы актёрского мастерства, литературные викторины.

2

Базовый выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности

Повышенный проявлять творческую самостоятель-ность

 

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

 

4.

Упражнения на развитие памяти физических действий, внимания, воображения, фантазии

Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений.

Методика «Расскажи стихи руками».

2

выражать себя в доступных видах творчества, игре

 

 

 

 

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5.

Индивидуаль-ные и массовые этюды

Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей.

3

 

уметь превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета

Базовый

уметь работать в группе, общаться друг с другом Повышенный

уметь выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании

 

6.

Групповые занятия по технике речи

Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.

Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки.

4

использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения

Повышенный умение находить голосовые характеристики, соответствующие образу

оформлять диалоги-ческое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

 

8.

Индивидуальные занятия по технике речи

Аутотренинг, массаж, дыхательные, артикуляционные упражнения.

 

3

 

уметь выполнять дыхательную, артикуляционную гимнастику

 

 

9.

Работа над спектаклем

Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей.

Репетиции по эпизодам,

монтировочные репетиции,

генеральная репетиция.

14

выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные зна­ния

Базовый

знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи

Повышенный

овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности

Базовый

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

Повышенный

уметь взаимозаменять друг друга

контролировать и оценивать процесс деятельности

10.

Показ спектакля

Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления.

2

Базовый

уметь выступать перед зрителями

Повышенный

уметь непринуждённо держаться на сцене

 

правильно взаимодействовать с партнерами по команде

контролировать и оценивать результат деятельности

Итого

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план занятий детского театра кукол

2 год обучения

Художественно-оформительская группа

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Коли-чество

часов

Предмет-

ные результаты

Планируемые результаты

Личностные

Познаватель-ные

Коммуникативные

Регулятив-

ные

1.

Вводное занятие

 

Знакомство с правилами по технике безопасности.

1

 

 

знать правила по технике безопасности на занятиях

 

соблюдать правила по технике безопасности на занятиях

2.

Изготовление декораций и бутафории. Навыки обращения с инструмента-ми

Знакомство с плоскостными, полуплоскостными и объёмными декорациями. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома). Изготовление бутафории к спектаклю.

Выпиливание лобзиком из фанеры простейших фигур.

4

 

 

владеть практически-ми навыками по изготовлению декораций и бутафории


 

 

 

 

 

соблюдать правила по технике безопасности на занятиях

3.

Техническое моделирова-ние с элементами художественного конструирования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок

(глина, пластилин).

Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка.

Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка.

Грунтовка, зашкуривание, лакировка.

Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь)

Оформление головки, парик, атрибуты.

22

Базовый

иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол,

изготавливать простейших перчаточных кукол вместе с педагогом

Повышенный

владеть практически-ми навыками по изготовлению кукол

 

 

 

 

 

4.

Изготовление костюмов

 

Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани.

Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка.

Оформление куклы.

 

 

7

 

 

 

Базовый

уметь работать в сотрудничестве с педагогом

Повышенный

уметь работать в творческой группе и индивидуально

 

Итого

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

Родители принимают активное участие в работе детского театра кукол. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в мероприятиях (поездках в театр, конкурсах творческого мастерства в качестве членов жюри и зрителей), оказывают помощь в изготовлении кукол, декораций, костюмов.

 

Формы и методы педагогического контроля

Вся работа детского театра кукол «Рукавичка» направлена на достижение творческого результата, поэтому основным видом педагогического контроля является участие учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями,

сверстниками, детьми младшего возраста).

 

Список литературы для учителя

 

  1. Аленский Ю. Азбука театра. М.: Детская литература, 1986

  2. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.

  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.

  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Н.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982

  6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.

  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.

  8. Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб.: ГАТИ, 2007.

  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

 

 

Список литературы для детей

 

  1. Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка»

  2. Русские народные сказки «Теремок», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Морозко»

  3. Сутеев В. «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»

 

 

 


Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол "Рукавичка"; 1 - 2 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Оленина Мария Владимировна  Публикатор
05.06.2021 0 2414 214

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК