Проект "Формирование мотивации к изучению устного народного творчества"


Работа выполнена:

Маранцева Н.Ф. – учитель начальных классов

Участники: учащиеся 4 класса.

 

Учебные предметы: литературное чтение.

 

Введение.

Актуальность.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине.

Противоречия:

  • между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности;

  • между усилением влияния средств массовой информации и приобщением младших школьников к чтению литературы;

  • между равнодушием, потерей интереса народа к своим традициям и необходимостью сохранения и передачи поколениям неповторимого наследия русского народа.

Выявление проблемы.

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел русский народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из актуальных проблем современного обучения и воспитания.

Концептуализация:

  • создание необходимых условий для приобщения детей к нашему русскому эпосу, воспитание у них любви к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любви к прекрасному, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

  • активизация процесса обучения, мыслительной деятельности, формирование потребности к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию личности.

Цель проекта:

- создание и реализация эффективной системы проектно – исследовательской деятельности учащихся 4 класса на уроках литературного чтения (раздел устное народное творчество)

Дидактические задачи проекта:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование навыков самостоятельной работы с большим объемом информации;

  • усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации;

  • формирование навыков работы в группе.

Методические задачи проекта:

  • дать представление об устном народном творчестве как отражении жизни народа;

  • освоить понятия: фольклор, различные жанры устного народного творчества;

  • научить проводить учебное теоретическое исследование;

  • научить пользоваться различными источниками информации;

  • научить кратко излагать мысли.

Творческие задачи проекта:

Провести конкурс рисунков, пословиц, поговорок, поделок;

- создать сборник под названием «Жар – птица»;

- оформить стенгазету

Гипотеза.

Знакомство с культурой и традициями русского народа будит воспитанию у детей чувства патриотизма, интереса к предметам литературного чтения, литературного слушания, окружающего мира и способствовать творческому развитию личности ребенка.

Методы исследования:

  • эмпирический (анкетирование)

  • теоретический

  • поисковый

  • исследовательский

Темы самостоятельных исследований:

 

  • Пословицы и поговорки – первые проявления творчества народа.

 

  • Что таит в себе загадка?

 

  • Какие бывают считалки?

 

  • Русские народные игры.

 

  • Чему учат сказки?

 

  • О чем рассказывают былины?

 

  • Что такое небылица?

 

  • Происхождение русских народных песен.

 

 

  1. Раздел. Теоретические основы организации исследовательской

работы обучающихся начальных классов.

 

Устное народное творчество имеет значение

при первоначальном учении отечественному языку,

во - первых по своей форме, во - вторых, по своему

содержанию.

К.Д. Ушинский.

Устное народное творчество – это творчество, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самопознания.

Устное – из уст в уста

Народное – авторство народа

Творчество – создание нового

 

Народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

 

Пословицы – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народным афоризмом.

Поговорки – незаконченное образное выражение, метко определяющее жизненное явление.

Загадка – замысловатое, иносказительное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания.

Игра – это игры подвижного характера, в которые вовлекаются целые группы детей, в которых существуют определённые правила. В играх дети состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости, старались выиграть, одержать победу.

Сказки – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Былины – эпические песни о русских богатырях.

Небылицы – выдуманная история несоответствующая действительности.

Детский фольклор – произведения, специально предназначенные для детей, с учётом психологии и возрастных особенностей детей:

  1. Колыбельные песни – небольшое музыкальное произведение для голоса.

  2. Заклички – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы и т.п., приговорка – некий набор слов, который используется для сопровождения основного текста.

  3. Скороговорка – народно-поэтическая шутка заключается в умышленном подборе слов трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, считалки – рифмованный стишок состоящий из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

 

  1. План работы по реализации проекта.

 

І. Постановка учебной задачи.

 

ІІ. Выдвижение гипотез решения учебной задачи.

 

ІІІ. Определение творческого названия проекта.

 

IV. Выбор тем для группового исследования учащихся.

 

V. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

 

VI. Определение плана работы учащихся в группах.

 

VII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение заданий, составление плана работы группы.

 

VIII. Самостоятельная работа группы. Подготовка учебной презентации по отчету.

 

IX. Защита полученных результатов и выводов.

 

X. Рефлексия - группы оценивают работу.

 

XI. Анкетирование (график прилагается).

Анкета.

  1. Тебе нравится, когда в классе идёт коллективная работа?

  2. Ты узнал для себя что-то интересное и полезное?

  3. Ты хотел бы поработать ещё над каким-нибудь проектом?

  4. Когда ты обращался за помощью к родителям, они помогали тебе?

 

Срок проведения: с сентября 2019 г. по март 2020 г.

 

 

Рефлексивный анализ результатов решения проблемы.

 

Результат дает возможность:

 

  • развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

  • создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;

  • развития словотворчества детей.

  • выпуск совместного с учащимися сборника.

 

Заключительная часть работы над проектом.

Учитель. Перед нами наше общее творение книга-сборник «Жар-птица».

В нее вошли разные произведения устного народного творчества, собранные вами на изготовленных страницах.

Этой книгой мы сможем пользоваться при подготовке к урокам, она пригодится во время классных часов и праздников. Мы сможем поделиться ею с ребятами из других классов.

 

Итоги работы над проектом.

В ходе работы над проектом учащиеся подробно изучили разные жанры устного народного творчества, смогли оценить роль фольклора в жизни человека.

 

Выполнение данного вида работы способствует лучшему усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к культуре русского народа.

 

В результате участия в проекте учащиеся овладели навыками:

  • находить нужную информацию с использованием различных источников;

  • работать в группе над решением единой проблемы;

  • планировать и реализовывать проектную деятельность.

 

Учитель, выполняющий в данном случае роль арбитра, имеет возможность оценить грамотность выполненного проекта, выявить насколько активно велась работа по созданию проекта каждой из групп.

 

Проект считается завершенным. В нем принимали участие все ученики класса. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность. Дети были включены в различные виды работы как индивидуальной, так и групповой.

 

Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

 

Собранный материал в сборнике “Жар-птица ” способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, будет нужен мне для дальнейшей работы, как пособие при обучении грамоте, литературного слушания и чтения. Этой книгой можно пользоваться при подготовке не только к урокам, но и во время проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Мы сможем поделиться ею с ребятами из других классов.

 

 

 

 

Литература:

  • В. Бахтин, От былины до считалки, Ленинград, «Детская литература», 1988 г.

  • А.В. Кенеман, Детские подвижные игры народов СССР, Москва, 1988 г.

  • Ю.Г. Круглов, Русские народные загадки, пословицы и поговорки, Москва, Просвещение, 1990 г.

  • Л.И. Пономаренко, К изучению темы «Устное народное творчество»,

Начальная школа, № 10-11, 1989 г.

  • Русские пословицы и поговорки, Москва, «Художественная литература», 2010 г.

В. Соловьев, Русская культура, Москва, «Белый

город», 2004 г.

 


Полный текст материала Проект "Формирование мотивации к изучению устного народного творчества" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маранцева Наиля Фазыловна  Публикатор
25.08.2021 0 1061 173

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК