Статья "Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников"
И.А. Бобошко Т.А. Мирошкина, В.Г. Комарова
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»
Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников
Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравственной культуры школьников и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой составляющей современного образовательного процесса, так как способствует достижению новых образовательных результатов, формирует у обучающихся универсальные учебные действия.
Учителю отводится приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в формировании нравственных качеств, в усвоении нравственных норм и ценностных ориентаций.
Выбрав нравственно-эстетическое направление, мы на параллели первых и вторых классов реализуем модифицированную программу внеурочной деятельности младших школьников «Волшебный мир оригами», составитель Бобошко И.А.
На оригами смотрим как на средство раскрытия творческого потенциала младших школьников и приобщение их к народной художественной культуре.
Цель программы «Волшебный мир оригами»: гармоничное развитие обучающихся средствами художественного творчества.
Задачи программы:
-развитие творческого потенциала обучающихся средствами художественного труда;
-формирование прикладных умений и навыков;
-воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры своего народа.
Основная задача на всех этапах работы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка.
В программе предусматривается преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на наиболее высоком и сложном уровне. Это гарантирует успех каждого ребёнка, и как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению. Задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед конструированием фигурок, так и во время работы. Готовые фигурки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных жанров, для сюжетно-образной игры, в театрализованных представлениях и учебном процессе.
Процесс сочинения сказки –одна из форм творческой деятельности ребёнка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире системе потребностей и ценностей. Драматизация игр и сказок имеет эмоционально-нравственное воздействие: реализуются две формы духовности: убеждать, утешать, советовать и метод духовного контакта, включающего в себя – любить, принимать, помогать, прощать, сострадать.
Не менее важное значение в организации внеурочной деятельности имеет эффективная организация классного руководства учителем.
Основным документом, регулирующим эту деятельность, являются программы воспитательной деятельности классного коллектива «Дружные ребята», составитель Бобошко И.А., «Вместе весело шагать», составитель Мирошкина Т.А, «Лидер», составитель Комарова В.Г.
Цели воспитательной работы класса:
-создание условий в классном коллективе атмосферы сотрудничества, сопереживания и поддержки;
-раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Основные направления в этом виде деятельности мы определили:
- интеллектуально-познавательное;
- ценностно-ориентировочное;
- коммуникативное;
- профилактика (безопасность, трудный подросток);
- физическое совершенствование и здоровый образ жизни;
- семья.
Важными задачами для себя ставили сдружить детский и родительский коллективы, ознакомить детей и родителей дополнительными учреждениями, обеспечивающими личностное развитие.
Сотрудничество с другими общеобразовательными учреждениями по организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления также обеспечивает развитие личности каждого обучающегося.
В течение многих лет мы сотрудничаем с городским Детским Эколого-Биологическим Центром. Формирование нравственной культуры младших школьников теснейшим образом связано с формированием экологического сознания, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально значимых отношений «Я и природа – одно целое».
На базе школы организована экологическая дружина. Ребята участвуют в различных экологических акциях «Помоги ближнему», «Очистка водоёмов», принимают участие в праздниках «День птиц», «День защиты окружающей среды» и др. Дети изготавливают кормушки, участвуют в конкурсе плакатов, конференциях.
Совместно с Эколого-Биологическим Центром мы разработали для детей региональный познавательно-творческий проект «Путешествие по зоопаркам мира».
Цель проекта: активизация творческих и коммуникативных способностей детей, направленных на привлечение их внимания к проблемам сохранения редких видов животных на Земле.
Работая в проектной деятельности, предполагаем детям совершить увлекательно и познавательное путешествие в зоомир. В проекте ребята создают «Зоопарк мечты», в котором будут соблюдаться идеальные условия содержания животных.
Кружок "Шахматное королевство" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности», составитель Мирошкина Т.А.
Главная цель внеурочного курса - развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях- от наглядно-образного мышления до комбинаторского, тактического и творческого, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
2. Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Актуальность
Программа внеурочной деятельности «Шахматное королевство» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.
Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Результаты диагностики показали динамику личностного развития школьников. Повысилась общая культура поведения обучающихся. У детей развивается познавательный интерес, коммуникативные способности. Ребята стали более доброжелательны, открыты, активны, самостоятельны в суждениях, проявляют инициативу в организации творческих дел. Показав себя в творческой деятельности, испытав ситуацию успеха, школьники комфортнее, увереннее чувствуют себя в коллективе, повысилась их самооценка. У ребят усилилась мотивация к учению, формируются компетенции, которые помогут им адаптироваться в современном мире, найти своё место.
Завершить нашу статью мы хотели словами Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошкина Татьяна Александровна
→ Публикатор 20.02.2022 0 809 113 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.