Статья "Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
В.Г. Комарова, О.В.Кононова, Т.А. Мирошкина
БОУ «Средняя общеобразовательная школа №132»
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС
В настоящее время стала очевидной необходимость духовного и физического оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к культурологическим проблемам образования, осознаётся важность духовно-нравственного воспитания.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях социально-экономического и идеологического кризиса. А значит, необходима в этой социокультурной ситуации система образования, которая обеспечит одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества и должна опираться на национальные традиции.
В современных условиях российское образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передаётся от поколения к поколению социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.
Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры.
Истории русской народной культуры, народному творчеству в действующей программе школьных образовательных учреждений отводится весьма скромное место, тогда как народная культура должна быть исходной точкой, изначальным моментом в воспитании.
Мир детства – особый мир. Жизнь ребёнка необыкновенно динамична. У неё свои законы, свои критерии. Чуткий и непосредственный в дошкольном возрасте, открытый и эмоциональный в младшем школьном возрасте, он часто входит во взрослую жизнь заурядным и равнодушным человеком. Наступает разлад с самим собой, угасает способность к образному восприятию мира, разрушаются привычные представления о жизни и людях. Причин тому много. И одна из них – игнорирование школой нравственного опыта взрослой традиционной культуры.
Осознав необходимость назревших проблем, учителя начальных классов приступили к созданию воспитательной системы на основе народных и православных традиций, патриотизма и воспитания духовности подрастающего поколения.
В настоящее время мы работаем над проблемой «Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы школы во внеурочной деятельности». На протяжении 16 лет (с 2005 года) мы осуществляем тесное сотрудничество с БОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива». На базе школы работает детская фольклорная студия «Теремок».
С введением ФГОС мы разработали программы внеурочной деятельности: «Этика. Радость общения», «Тропинка к своему «Я»», «Основы народной культуры», «Занимательная математика», «Умники и Умницы», «Интеллектика».
Основные цели и задачи нашей работы направлены на социокультурную адаптацию младшего школьника и на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности:
1. Приобщение детей младшего школьного возраста к истокам русской народной культуры.
2. Формирование нравственно-эстетических качеств человека.
3. Приобретение учащимися собственного культурного опыта.
4. Воспитание высоких духовных качеств, чувства сопричастности к истории русского народного искусства.
5. Пробудить интерес к национальной культуре.
6. Воспитание средствами народного искусства активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
7. Сформировать у учащихся целостную картину культурного прошлого и настоящего.
Мы выбрали самые разнообразные формы внеурочных занятий: экскурсия, праздник, мастерская, встреча с носителями традиций, посещение музея.
Дети и родители стали активными участниками организуемых мероприятий. В течение всего года учителя вместе со студией «Теремок» проводят традиционные народные праздники, такие как «Осенины», «Капустник», «Зимние посиделки», «Масленица», «Праздник птиц».
Во время занятий дети знакомятся с русскими народными песнями и с песнями народов России, а также с частушками, закличками, учатся играть на народных инструментах, разучивают народные игры, обряды и хороводы; изучают виды народно-прикладного творчества и сами становятся мастерами, вместе мы изучаем узоры рушников, дети учатся вышивать на салфетках узоры. Организуем выставки творческих работ к русским православным праздникам: «Рождество», «Пасха», проводим ярмарку «Город мастеров».
Программа построена по календарному циклу. Каждый из четырёх календарно-обрядовых циклов (осенний, зимний, весенний, летний) наполнен музыкальным материалом. Итоговое занятие проводим в форме праздника в народных костюмах. В программу включён фольклорный материал, собранный в Любинском, Тарском, Муромцевском районах Омской области. Благодаря этому материалу у детей формируется интерес к изучению культуры своего региона. Через календарные обряды наиболее легко и свободно происходит освоение русской национальной культуры. Освоение детьми обширного информационного пространства неизменно происходит через игру, художественно-эстетических впечатлений и живого общения с окружающим миром. Эти приёмы помогают сохранить эмоциональную жизнь, вызвать богатый спектр ассоциаций.
Таким образом, изучение календарных обычаев и обрядов, праздников года, лучших национальных традиций оказывается непосредственно связанным с магистральными проблемами современности, с перспективами развития человечества, сохранения мира и культуры на земле.
Мы широко используем краеведческий материал. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Так, при изучении темы «Россия – твоя Родина» (второй класс) ученики знакомятся с таким краеведческим материалом как: флаг и герб Омской области, родной край – частица Родины, культурные учреждения города Омска, знаменитые люди города Омска и Омской области, труд, быт людей родного края, первые поселения на территории родного края.
Помимо распространённого приёма включения сведений из истории и культуры родного края, в своём рассказе учителя используют чтение небольшого отрывка из художественного произведения, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края: картины (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители. Дети знакомятся с картой Омской области, учатся находить населённые пункты, где живут они и их родственники. В игре-путешествии «Омский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, названия улиц, достопримечательности города. Всё это способствует развитию любви и бережного отношения к родному краю.
Подводя итоги своей работы, мы глубоко убеждены в правильности и актуальности выбранного направления. Дети приобретают собственный культурный опыт, приобщаются к истокам национальной культуры, более полно познают окружающий мир, постигают искусства народной эстетики.
Оздоровительные возможности народной культуры приобретают в настоящее время особое значение в связи с резким ухудшением здоровья российских детей. Поэтому проблема насыщения российского информационно-образовательного пространства образами, символами русского народного и классического искусства актуально не только для сферы художественно-эстетического воспитания, но и для других сфер общественной жизни.
Литература
-
Журнал «Народное творчество». Москва, Профиздат 1998 г.
-
И. К. Феоктистова. Сюжетообразующие мотивы русских преданий об исчезнувших народах. Славянские чтения. Вып. 6. Духовные ценности народа: Тезисы и материалы научно-практической конференции. Омск, 1998 г.
-
Л. А. Кучегура. Учебные материалы по народной культуре в начальной школе. Омск, 2002 г.
-
Журнал «Начальная школа». Москва, 2006 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошкина Татьяна Александровна
→ Публикатор 20.02.2022 0 624 112 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.