Статья "Проектно-исследовательская деятельность как компонент образовательного пространства начальной школы"
Проектно-исследовательская деятельность как компонент образовательного пространства начальной школы
Володина Ольга Евгеньевна
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки знающего мыслящего школьника, способного самостоятельно добывать знания и применять их. В связи с решением проблем современное образование строит взаимодействие участников образовательного процесса таким образом, чтобы воспитать и развить ученика, владеющего умением учиться, активно использующего в работе и учебе информационно-коммуникативные технологии, готового и открытого к сотрудничеству. Эти непростые задачи школа решает через создание образовательного пространства, мотивирующего ученика на интеллектуальное и творческое развитие, социальную адаптацию и самовыражение.
Понятие «образовательного пространства» было введено авторами И.Фрумин и Б.Эльконин еще в 90-ые годы, и до настоящего времени понятие образовательного пространства в научных исследованиях наполняется различным содержанием. По мнению И.К. Шалаева и А.А. Веряева, «понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи – идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий».[4, 78]
Образовательное пространство включает в себя совокупность применяемых образовательных технологий, внеурочную деятельность и взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами, также содержит мировоззренческие установки и ценности, передает «опыт предыдущих поколений», стимулирует включение учащегося в творческий процесс познания и развития. Таким образом, «образовательное пространство» - это специально организованное место и действие, где может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.
Образовательное пространство мотивирует ученика к развитию и обучению только в случае, если:
-
вызывает личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в учебно-воспитательных мероприятиях;
-
создает психологически комфортные условия для возникновения реальной «ситуации успеха»;
-
создает среду для развития мыслительных процессов и овладения мыслительными операциями;
-
построено на применении деятельностных, практико-ориентированных, проблемных, эвристических, игровых, рефлексивных педтехнологий и методов обучения;
-
обеспечивает организацию поисковой продуктивной деятельности;
-
проектируется на зону ближайшего развития ученика;
-
построено на использовании групповых форм организации учебного процесса.
Все эти условия успешно реализуются через применение проектной технологии и формирование исследовательской культуры учащихся как компонента и инструмента образовательного пространства школы. Среди разнообразных новых педагогических технологий проектная деятельность занимает особое место, как одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит деятельностный подход, и направленная на формирование качеств и умений человека XXI века, таких как:
-
умение учиться, развиваться и применять полученные знания;
-
критическое мышление;
-
информационная грамотность;
-
коммуникабельность и сотрудничество. [5]
Проектно-исследовательская деятельность мотивирует учащихся на изучение и познание, развивает социально значимые черты личности и может быть использована как на отдельно взятом уроке, так и при организации работы по всем направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность становится продолжением работы ребенка на уроке, где расширяются границы знаний и способы действий, формируемых на уроке, и разворачивается исследовательская деятельность, тесно связанная с проектными методами обучения.
Проектный метод предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности Исследовательский метод, широко используемый педагогами на уроках и внеурочных занятиях, предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Каким образом проектно-исследовательская деятельность мотивирует учащихся к познанию и развитию?
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, реализуется через преподавание школьных предметов: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и других.
В период обучения грамоте и письму мои первоклассники начинают работу над учебным проектом «Моя азбука», который развивает творческий подход и любознательность. В поисках новых знаний рождаются «Азбука зверей и птиц Астраханского края», «Азбука рыб Астраханского края», «Сказочная азбука» и даже «Мохнатая азбука». В ходе исследования свойств бумаги и других материалов на уроках технологии и занятиях кружка «Технического моделирования» появляются плоты и самолеты, которые дети с удовольствием испытывают. В первом классе ребятам интересно все и возникают проекты-исследования: «Почему самолеты летают?», «Как измеряли в старину?» На уроках окружающего мира ребята открывают для себя условия выращивания зеленого лука – появляется проект «Зеленый лук – наш добрый друг». Ребята учатся работать с информацией, систематизировать и оформлять её в виде книжек-самоделок, аппликаций, рисунков. В результате формируются новые качества личности младшего школьника «умения учиться».
В начальных классах ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, под определяющим влиянием которой происходит формирование основных личностных новообразований – рефлексии, произвольности, внутреннего плана действий. Ребенок не только приобретает знания, но и учится применять их. [3, 24] Поэтому проектирование применяю не только в урочной деятельности. В младшем школьном возрасте ребята начинают целенаправленно работать на создание проектного продукта, и важно поддержать их интерес к этой деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого воображения, критического мышления. Ведь важно научить ребят самостоятельно получать новые знания, работать в группах, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится. Помогают целенаправленные методы и приемы, активизирующие творческое мышление и умения решать проблемы, а также способствующие продуктивной умственной деятельности.
Использование ИКТ в качестве инструмента для исследования, организации, оценки и передачи информации, использование цифровых технологий, средств коммуникации, мультимедиа в работе над проектами – на сегодняшний день одно из главных качеств личности XXI века также формируется у учащихся младших классов в процессе работы над проектами.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют на протяжении определенного отрезка времени. Если это учебный проект, то он может занимать от одного до нескольких уроков. Межпредметные проекты раздвигают рамки школьной программы, расширяют кругозор, межличностное взаимодействие, позволяют максимально реализовать творческие способности школьника.
Успешная работа над проектом, во многом зависит от сотрудничества между собой всех участников проекта: и взрослых, и детей. Важно привлекать к участию в проекте учителей-предметников, библиотекарей, родителей, приглашенных специалистов: музейных работников. Это позволяет не только расширить знания участников, но и дать некоторые навыки взаимодействия. Так, работая над проектом «Влияние мобильных телефонов на здоровье человека» (3 класс) Максим С. сотрудничал с учителями физики и информатики, анкетировал одноклассников, провел исследование в магазинах сотовой связи «Связной». В проекте «Развитие туризма в моем крае» (4 класс) Алексей Б. посетил музей пос. Н.Баскунчак, интервьюировал работников фотосалона по изготовлению сувениров, провел социологический опрос среди учащихся младших классов.
В последнее время приобретают популярность сетевые проекты, открывающие для их участников большие возможности в плане сетевого взамодействия, формирования информационных компетенций. Мои ученики с удовольствием участвовали в сетевых проектах на сайтах «Методисты.ру», «Началка.ком». В проекте «Создаем портрет слова-2» по результатам работы команда третьеклассников «Апельсин» получила почетное II место. Межличностное взаимодействие и сотрудничество позволило создать коллективные проекты «Куклы-обереги в славянской мифологии» (3 класс), «Наше питание» (2 класс), «Чем интересен мой поселок?» (3 класс). Как видно из тематики проектов, интересы учащихся разнообразны.
Для моих учеников участие в проектах способствует формированию коммуникативных умений, творчества и любознательности, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностного взаимодействия и сотрудничества и т.д.!
Учитель предстаёт в роли советника, соратника, помощника и просто надёжного товарища своим ученикам. Важно умение найти нужные слова, чтобы заинтересовать каждого ученика, сформировать положительную мотивацию для решения коммуникативных задач в групповой деятельности.
Начальное образование является тем фундаментом, на котором формируемые умения и навыки обеспечат не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, осмысление, оценку современной жизни. Проект и исследование дают ребенку возможность учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения, учиться взаимодействовать с людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в сети «Интернет». В процессе работы ребята учатся организации своей деятельности – умению принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; способствует самореализации школьников.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность как образовательная технология ФГОС является структурным компонентом мотивирующего образовательного пространства, так как позволяет реализовывать в повседневной практике деятельностный подход, формирует универсальные учебные действия младших школьников, является инструментом повышения мотивации учащихся.
Литература и интернет-ресурсы:
1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008.
2.Лыюрова Н.В. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Материалы курсов повышения квалификации. 2012.
3.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов./ Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2002, 112 с.
4.Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог.1999. №4 с.73-84 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Володина Ольга Евгеньевна
→ Публикатор 20.02.2022 0 685 113 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.