Рабочая программа внеурочной деятельности "Практическая математика"; 1 - 4 классы
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Практическая математика»
Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана - Граф, 2011./.
Срок ее реализации - 4 года.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении
· разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
· преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
· любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
· мышления.
Метапредметные результаты:
· Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
· Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
· Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
· Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
· Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
· Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
· Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
· Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
· Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
· Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
· Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
· Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
· Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
· Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
· Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному.
Содержание
1 класс- 2 класс 2017/2018 учебный год; 2018/2019 учебный год
Арифметический блок
Признаки предметов (цвет, форма, размер и т.д.)
Отношения.
Названия и последовательность чисел от 1 до100.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объема.
Универсальные учебные действия
3 класс 2019/ 2020 учебный год
«Множества и отношения»
Взаимное расположение предметов
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел«Элементы арифметики»
Логические поисковые задания
Мозговая гимнастика.
Найди знаки и цифры в природе
Найди лишнюю фигуру.
Решение конструктивных задач разных видов.
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел «Величины»
Знакомство с временем суток
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.
Знакомство с временем суток
Единицы длины вокруг нас.
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел «Геометрическая мозаика» 20 ч.
Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.
Построение индуктивных и дедуктивных умозаключений со словами ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, и др. при решении нестандартных задач.
Решение конструктивных задач разных видов
Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.
Запомни и нарисуй. Задания на развития памяти.
Зеркальное отражение предметов.
Развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.
Зеркальное отражение предметов.
Раздел «Мир занимательных задач»
Задачи в картинках.
Математические игры «Муха», «Внимательный художник», «Точки», «Запутанные дорожки»
Прибавление и вычитания чисел.
Решение математических задач.
4 класс 2020/2021 учебный год
Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»
Числа-великаны. Как велик миллион? Что такое гугол?
Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений
Римские цифры Занимательные задания с римскими цифрами.
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Секреты задач.
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
«Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы
Выбери маршрут.. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
Интеллектуальная разминка.
Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Математические фокусы. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Занимательное моделирование. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.
Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.
Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
Математика-наш друг! Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных
Решай, отгадывай, считай. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Числовые головоломки.
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Мир занимательных задач. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,сизбыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи
Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки,
занимательные задачи.
Блиц-турнир по решению задач. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
Геометрические фигуры вокруг нас. Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Математическая копилка. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач
Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон.
Математический праздник. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи.
Путешествие
точки. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
«Спичечный»
конструктор Построение конструкции по заданному образцу.
Волшебная
линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки.
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном
масштабе. Проверка выполненной работы.
Прятки с
Фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
Числовые
Головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Тематическое планирование
№ |
Разделы |
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
4 год обучения
|
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины |
14 |
12 |
14 |
10 |
2. |
Мир занимательных задач |
6 |
10 |
14 |
18 |
3. |
Геометрическая мозаика |
13 |
12 |
8 |
6 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валентина Филиппова
→ Публикатор 06.06.2022 0 957 103 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.