Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа олимпиадника"; 1 - 4 классы
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа олимпиадника»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Курса РПС (развития познавательных способностей), одобренного Департаментом образования г.Москвы
Холодова О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», методическое пособие. 1-4 класс/ Москва: РОСТкнига, 2011.-278 с.
Холодова О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика», рабочие тетрадив 2-х частях. 1-4 класс/ Москва: РОСТкнига, 2011
Срок реализации - 4 года.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1. Планируемые результаты освоения
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Содержание курса «Школа олимпиадника»
1 класс 2017/ 2018 учебный год;
Наблюдение, сравнение и, анализ (общее в различном, различное в общем, отличие главного от второстепенного, закономерности и использование их для выполнения заданий);
Классифицирование предметов по группам;
Самостоятельно придумывание последовательности, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
Решение простых геометрических задач;
Отгадывание загадок и ребусов;
Заполнение числовых логических треугольников.
Развитие произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
2 класс 2018/ 2019 учебный год;
Решение арифметических ребусов и числовых головоломок, содержащих два арифметических действия ( сложение и/или вычитание);
Решение словесных и картинных ребусов;
Заполнение магических квадратов размером 3х3;
Нахождение числа пары, один элемент которой принадлежит одному множеству, а другой- второму множеству;
Прохождение числовых и словесных лабиринты, содержащих двое- трое ворот;
Объяснение и решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
Решение простейших задач на разрезание и составление фигур;
Объяснение, как получен результат заданного математического фокуса;
Чтение простейших изографов.
Развитие восприятия, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
3 класс 2019/2020 учебный год
Устанавливание принадлежности или непринадлежности множеству данных элементов;
Установление различий истинных и ложных высказываний с кванторами сущности и существования;
Решение удобным для себя способом ( в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторных задач: на перестановку из трех элементов, правило произведения, Установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
Выписывние множеств всевозможных результатов ( исходов) простейших случайных экспериментов;
Правильное употребление терминов «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
Решение простейших задач на разрезание и составление фигур;
Объяснение, как получен результат заданного математического фокуса;
Объяснение и решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
Развитие восприятия, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
4 класс 2020/ 2021 учебный год
Выполнение прикидки результатов арифметических действий;
Понимание и объяснение решений нестандартных задач;
Чтение и построение вспомогательных моделей к задачам;
Распознавание плоских геометрических фигур при изменении их положения на плоскости;
Распознавание объемных тел ( параллелепипед ( куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
Чтение информации, записанной с помощью круговых диаграмм;
Умение решать комбинаторные задачи различных видов;
Нахождение вероятности простейших случайных событий;
Осуществление исследовательской деятельности ( поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
Развитие восприятия, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти.
Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
3. Тематический план курса «Школа олимпиадника»
1 класс 2017/ 2018 учебный год
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Количество часов |
1. |
Сравнение, обобщение, классификация |
8 ч. |
2. |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания |
4 ч. |
3. |
Логические задания |
9 ч. |
4. |
Комбинаторика и конструкция |
4 ч. |
5. |
Творческие задания |
6 ч. |
6. |
Диагностика |
2 ч. |
2 класс 2018/ 2019 учебный год
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Количество часов |
1. |
Сравнение, обобщение, классификация |
5 ч. |
2. |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания |
3 ч. |
3. |
Логические задания |
10 ч. |
4. |
Комбинаторика и конструкция |
5 ч. |
5. |
Творческие задания |
10 ч. |
6. |
Диагностика |
1 ч. |
3 класс 2019/ 2020 учебный год
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Количество часов |
1. |
Сравнение, обобщение, классификация |
4 ч. |
2. |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания |
7 ч. |
3. |
Логические задания |
12 ч. |
4. |
Комбинаторика и конструкция |
9 ч. |
5. |
Творческие задания |
1 ч. |
6. |
Диагностика |
1 ч. |
4 класс 2020/ 2021 учебный год
№ п/п |
Наименование раздела программы |
Количество часов |
1. |
Сравнение, обобщение, классификация |
2ч. |
2. |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания |
6 ч. |
3. |
Логические задания |
11 ч. |
4. |
Комбинаторика и конструкция |
2 ч. |
5. |
Творческие задания |
11 ч. |
6. |
Диагностика |
2 ч. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валентина Филиппова
→ Публикатор 06.06.2022 0 1835 162 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.