Конспект внеурочного занятия "Курсковедение"


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им. Г. К. Жукова»

 


 

Занятие по внеурочной деятельности «Курсковедение»


 

Тема «Нетрадиционные символы Курской области. Рушник.»


 


 


 


 

Подготовила и провела

учитель высшей категории

Иванец Лариса Александровна


 


 


 


 

Курск – 2022г.


 

Цель: Рассказать о старинном обрядовом предмете – рушник, о его истории и значении в жизни некоторых славянских народов.

Задачи: Создать условия для развития устойчивого интереса к изучению истории, краеведению, исследовательской деятельности.

Дать представление о рушнике, раскрыть особенности его обыденного и ритуального значения, о символике вышивки.

Научить детей уважать свой народ,  почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.

Воспитывать любовь к старинным вещам и славянской культуре.

  1. Вступительное слово

В сотне километров от Курска раскинулось небольшое красивое село со звонким старинным названием Саморядово. Сейчас мы с вами посмотрим видиозапись праздника «Левады» в этом селе. (видиозапись)

Жители села гордятся своим сохранённым наследием народного искусства и древних традиций . Самый главный символ местного народного искусства- традиционный , вручную тканый рушник.

Рушники  в южных районах Курской области ткали трех видов. Самые нарядные – крючковые, или «накрючники», — развешивались по праздникам на вбитые в стенки гвозди – крючки. Такие полотенца и теперь входят в повседневное убранство домов Большесолдатского района, украшая красный угол, обрамляя висящие на стенах зеркала и фотографии. Другой вид полотенец – ручные. На все большие праздники их стелют на столы, на скатерти, чтобы гости могли вытирать об них руки. Их украшали  ярко-красными полосами разной ширины на концах. Для повседневного пользования ткали утирки, пропуская на их концах несколько красных нитей.

  1. Основная часть (рассказ и показ презентации)

 

Рушник играл огромное значение в жизни наших далеких предков.  Без этого обязательного элемента не обходился почти ни один обряд или праздник. В повседневном быту для вытирания рук и лица применялись рукотеры и утиральники, а рушник служил именно как обязательный ритуальный атрибут.

Рушник – это предмет обыденного и ритуального назначения, который наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах он выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию, широко используется в разнообразных обрядах на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Он изготавливается из льняного, также из конопляного полотна. Традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Современные фабрики выпускают рушники разных размеров (обычно около 50 см в ширину и 180—200 см в длину). Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, ленты.

Работа в группах

1гр. Работая со статьёй учебника расскажите где и когда можно использовать рушник. Рабочая тетрадь стр.30

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.

Рушник играл огромное значение в жизни наших далеких предков.  Без этого обязательного элемента не обходился почти ни один обряд или праздник. В повседневном быту для вытирания рук и лица применялись рукотеры и утиральники, а рушник служил именно как обязательный ритуальный атрибут,

Рушник использовали и в качестве оберега. Освящённые на Пасху в церкви рушники вывешивали на двери «от грома», оставляя там до тех пор, пока не перестанет греметь. Часто объект, нуждающийся в охране, покрывали полотном, фартуком, полотенцем, магически укрывая его от опасности.

Оберегая новорожденного от сглаза, его, прежде чем показать чужому человеку, обтирали рушником, который висел на Пасху на иконах.

Рушник — один из наиболее распространенных подарков на свадьбе. У русских невеста одаривала полотенцами крёстную, родных жениха, сваху, подружек и др. гостей.

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены, иконы, его вывешивают на могильные кресты, окна, двери, ворота, шесты.

2 гр. Какие символы использовали при выполнении вышивки.

Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

Частый сюжет вышивки ромбы, ломаные и прямые линии, точки, кресты. Помимо этих изображений, часто ассоциируемых с солнцем, землей, водой и зерном, в мотивах вышивок присутствуют и схематические изображения цветов, деревьев, птиц, коней.

Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух.

ДУБ — юноша, крепость, надежность, символизирует Дерево Жизни.

БАРВИНОК — память, вера в свои силы, любовь.

КАЛИНА — красота, женственность, верность,

ВИНОГРАД — символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи.

3гр.Основные цвета применяемые при оформлении рушников.

Именно белый цвет стал основным цветом вышитого рушника, т.е. цветом фона на котором уже вышивается узор. Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного . Это цвет силы, цвет жизни.

Центр рушника обязательно должен быть пустым, без вышивки — Божье место.

Цвет в орнаментах рушника использовался преимущественно красный, реже встречаются черный и желтый.  Установлено, что красный цвет на Руси издревле считался цветом-оберегом, цветом солнца, тепла и красоты. Черный цвет обозначал землю, символ богатства, плодородие .Желтый цвет привязывают к солнцу и урожаю зерна, а так же символизирует Божественную мудрость и богатство.

В 2003году в Курске в здании «Дома Знаний» был открыт музей «Рушники соловьиного края». По крупицам, собирая в коллекцию музея «осколки» мира своих предков, мы видим, насколько был прекрасен их мир. И чувствуем, как необходима нам та вековая мудрость гармонии, которая в них заложена. Гордясь шедеврами, созданными своим народом, мы не позволяем доживать им свой век в старых сундуках.

Возникновение музея «Рушники соловьиного края» востребовано самим временем. Один великий философ сказал: «У народа не знающего своего прошлого нет будущего». Поэтому, сейчас как никогда назрела потребность русских людей прикоснуться к своим корням, познать истоки традиций своего народа, наполнить свою душу чистотой народного искусства, чтобы заново возродиться, строя новую прекрасную жизнь.

Физкультминутка


 

 

  1. Практическая работа

Творческое задание – создать собственный дизайн орнамента для современного рушника. Рабочая тетрадь стр.31

  1. Заключительная часть

Вывод:

Сегодня нам удалось побольше узнать об одном из предметов старины, актуальном и сегодня, рушнике. О его истории, бытовом и обрядовом значении, прикоснуться к старинным вещам, хранящим в себе тепло рук, ткавших и вышивавших их людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни людей важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней. Ими по-прежнему украшают дома, да и во многих городских квартирах он стал почетным гостем.

Рушник и сегодня является предметом быта в современном мире. Вышитый рушник и сегодня занимает важное место в нашей жизни. Он частица нашей культуры.


Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра, добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.


 


 


Полный текст материала Конспект внеурочного занятия "Курсковедение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванец Лариса Александровна  Публикатор
23.08.2022 0 338 43

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК