Программа внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка к ГТО"; 1 - 4 классы
Приложение № 2.2. .________
к основной образовательной программе
начального общего образования
ПРИНЯТО
«УТВЕРЖДАЮ»
на заседании директор МОБУ
педагогического совета «Средняя общеобразовательная
протокол № от 2022г. школа №8 г.Волхова»
приказ № -ОД от03 .09.2022г.
_______________А.Ю.Романов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Общая физическая подготовка к ГТО»
Руководитель кружка:
Бучина Елена Игоревна
г.Волхов
Ленинградская область
Направление: спортивно-оздоровительное
(программа физкультурно – оздоровительной направленности)
для обучающихся 2-х классов
срок реализации: 1 год
Содержание
№ |
Наименование раздела |
страница |
1 |
Пояснительная записка |
2 |
2 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности: -личностные результаты; -метапредметные результаты; -предметные результаты. |
4 |
3 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности |
5 |
4 |
Тематическое планирование |
6 |
1. Пояснительная записка
При разработке программы внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка к ГТО» физкультурно-оздоровительной направленности была использована:
-
«Физическая культура». Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья. Нарастающая напряжённость ситуации требует формирования такого подхода к здоровью, который включал бы в качестве основы использование внутренних возможностей организма, позволял бы активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая устойчивость к влияниям различных стресс-факторов.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Подвижные игры» имеет физкультурно - оздоровительную направленность и общекультурный уровень освоения.
Целевая группа: учащиеся 1-4-х классов (основная группа здоровья).
Актуальность. За последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. А также наблюдается проблема гиподинамии в жизни современного школьника. Дефицит двигательной активности; занятость родителей учеников, которые не могут уделять достаточное количество времени на физическое развитие своих детей; недоступность некоторых кружков и секций из-за нехватки средств и времени; нехватка спортивных площадок. Для решения этой проблемы необходимо привлекать учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом.
Физическое воспитание в школе содействует всестороннему развитию личности, посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Большая часть детей компенсирует «двигательную неуспешность» усилением активности в компьютерных играх. Противостоять этому могут более яркие и захватывающие социально ориентирующие игры физкультурно-спортивной направленности. Для младших школьников – это «Весёлые старты», спортивные праздники.
Внедрение инновационных технологий обучения в общеобразовательную школу сопровождается интенсификацией учебного процесса. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.
Целью является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач.
Задачи:
-
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных жизнеобеспечивающих систем организма;
-
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- Личностные результаты:
-
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
-Метапредметные результаты:
-
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
-
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-
организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
-
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
-
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
-
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
-
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
-Предметные результаты:
-
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
-
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Современной российской школе необходима концепция здоровьеформирующего образования, в которой процесс формирования здоровья должен рассматриваться в двух планах. Во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условие благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия (самобытия – здоровья). Занятия в секции «Подвижные игры» с оздоровительной направленностью является уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я – концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки.
Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре. Даются рекомендации по оздоровлению в домашних условиях, самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
-
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-
умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Отличительной особенностью программы кружка «Подвижные игры» является игровой подход.
Эффективность занятий определяется физической подготовленностью (уровнем роста показателей физической подготовленности по результатам регулярного тестирования).
Программа кружка «Общая физическая подготовка к ГТО» рассчитана на 1 год обучения для учащихся 1-4-х классов при одном часе в неделю:
1-4 класс – 34 часа.
Формы занятий:
-
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж – и практическую части: ОФП и игры;
-
занятия оздоровительной направленности;
-
эстафеты, учебные игры.
Методы обучения: групповой, игровой, соревновательный.
Формы контроля: тестирование.
-
наклон вперед;
-
прыжки в длину;
-
подтягивания;
-
подъем туловища;
-
челночный бег 3х10м;
-
бег 30 метров, 60 метров;
-
метание мяча в цель и на дальност;
-
бег на выносливость 1 км, 1,5 км.
Виды деятельности:
-
познавательная;
-
спортивно-оздоровительная;
-
игровая.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
-
информационно-познавательные (беседы, показ);
-
творческие (развивающие игры);
-
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование).
1.Теоретические сведения- в процессе занятий.
-
правила техники безопасности на занятиях;
-
здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья.
2.Тестирование-10 часов.
-
оценка развития двигательных качеств.
3.Легкая атлетика-12 часов.
(развитие быстроты, выносливости, прыгучести)
-
бег на короткие дистанции;
-
бег на длинные дистанции;
-
прыжки;
-
челночный бег 4х9м.
4.Гимнастика-8 часов.
(развитие гибкости, силы)
-
отжимания;
-
прыжки со скакалкой;
-
наклон вперед из положения стоя.
5.Спортивные игры- 4 часа.
-
упражнения с мячами;
-
учебные игры (мини-футбол, баскетбол).
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество |
В том числе |
||
теоретических |
практических |
Виды деятельности |
|||
I |
Основы знаний. |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
|
Познавательная |
1 |
Правила безопасности на занятиях |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
|
|
2 |
Здоровье и физическое развитие человека. Образ жизни как фактор здоровья. |
В процессе занятий |
В процессе занятий |
|
|
II |
Гимнастика |
8 |
|
8 |
Спортивно-оздоровительная |
1 |
Развитие гибкости |
4 |
|
4 |
|
2 |
Развитие силы |
4 |
|
4 |
|
3 |
Формирование навыка правильной осанки. |
В процессе занятий |
|
В процессе занятий |
|
III |
Легкая атлетика |
12 |
|
12 |
Спортивно-оздоровительная |
1 |
Развитие физических качеств: выносливость, быстрота, ловкость, меткость, прыгучесть |
12 |
|
12 |
|
V |
Спортивные игры |
4 |
|
4 |
Игровая |
VI |
Тестирование |
10 |
|
10 |
Спортивно-оздоровительная |
Итого часов |
В течение года |
||||
34 |
|
34 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
На занятиях физической культурой основное внимание уделяется развитию координационных, скоростных способностей и выносливости, а также овладению основами движений, формированию знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, содействовать развитию психических процессов, определить предрасположенность ученика к определенному виду спорта
Материально-техническое обеспечение:
-
оснащение спортивного зала;
-
учебно-методическая литература;
-
спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки, кубики, гимнастические маты, обручи)
Литература
1.Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2.Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2018.
3.Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И., Лях и А.А., Зданевича / Авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова.- 2-е изд.-Волгоград:Учитель, 2011.
4. Рабочая программа по физической культуре. 2 класс / Сост. А. Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2014.
Дополнительная литература:
1.Справочник учителя физической культуры/Авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.- Волгоград: Учитель,2011.
2.Физкультура: тематическое планирование по 2-и 3-часовой программе 1-11 классы / Сост. К.Р.Мамедов.-Волгоград:Учитель, 2011.
3.И.И. Должиков «Физкультура. 2-4 класс. Поурочные планы».
4.Нормативы Всероссийского комплекса ГТО I, II, III ступень
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бучина Елена Игоревна
→ Публикатор 04.10.2022 0 970 102 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.