ВНЕУРОЧНОЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВЦАРСТВЕ
МОЛЧАЛИВЫХ ВЕЛИКАНОВ»
Николаева
Ольга Валериевна, учитель-логопед МОБУ
СОШ № 31 г. Таганрога Ростовской области
Аксёнова
Елена Алексеевна, учитель начальных
классов МОБУ СОШ № 31 г. Таганрога
Ростовской области
Ковалева Людмила
Викторовна,учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 31 г. Таганрога
Ростовской области
Цыганкова
Ирина Семеновна,учитель начальных
классов МОБУ СОШ № 31 г. Таганрога
Ростовской области
Цели:
Воспитательные:
развитие
чувства прекрасного, понятия Родины,
бережного отношения к природе;
развитие
умения видеть эстетическую ценность
в объектах живой природы;
воспитание
в детях умения видеть красоту и ценность
природы для человека, необходимость
заботливого к ней отношения;
развитие
творческих способностей учащихся;
умение
работать в команде;
Образовательные:
обобщение
знаний о деревьях родного края, а также
об экзотических деревьях;
развитие
общей осведомленности по теме «деревья»;
Развивающие:
развитие
умение наблюдать, логически мыслить;
развитие
всех сторон речи учащихся (фонематической,
лексико-грамматической, связной речи);
развитие
общей моторики и мелкой моторики пальцев
рук,
развитие
зрительной памяти, зрительного
восприятия.
Оборудование:
компьютер, презентацииPowerPoint
(ЭОРы по теме занятия); чистые листы
формата А4;фломастеры; листья клена,
дуба, каштана, березы, тополя, ивы; плакаты
с нарисованными деревьями; природный
материалдля игры «мэмори» (кедровые
орехи, фисташки, каштаны конские, каштаны
съедобные, калина (ягоды), фейхуа, грецкие
орехи, желуди, еловые шишки);карточки с
заданиями (карточки с кроссвордами, с
пословицами,ребусами,скороговорками,
разрезанные картинки (деревья: тополь,
рябина)), фонограмма «шум леса»; фонограммы
для конкурсов.
Правила
участия в викторине:
викторина проводится по аналогии с
игрой «Крестики-нолики». Класс делится
на две команды. Игру начинает команда,
одержавшая победу в разминке. В викторине
побеждает та команда, которая выстроит
свои знаки по горизонтали, вертикали и
диагонали.
Ход
занятия:
Звучит
фонограмма «шум леса».
Оргмомент.
Ведущий
1.
О
деревьях
Существует
поверье,
И
скажу не впервые:
Не
губите деревья,
Все
деревья живые.
Белоствольное
лето,
Златокудрая
осень -
Вот
живые ответы
На
немые вопросы.
Не
губите березы,
Не
ломайте рябины:
Их
безмолвные слезы
Непорочно-невинны.
Не
тревожьте покоя
Вечнодремлющих
сосен
Их
не только ни люди -
Их
не трогает осень.
Не
губите осины,
Ели,
грабы и ивы,
В
ежедневной рутине
Им
шепните "счастливо".
Приглядитесь
получше,
Только
не обижайте,
На
сердца и на души
Грех
тот не принимайте.
В
тонкорунности света
Будем
с ними честнее,
Ведь
они для планеты
Человека
роднее.
Все
когда-нибудь будет,
И
свершится поверье...
Только
помните, люди:
Не
губите деревья!
Последовательно
демонстрируются слайды № 1,2.
Представление
команд.
Ведущий
1. Добрый
день! Выгляни из окна в городе ли, деревне
– всюду деревья увидишь. Что мы знаем
о них? Наше внеурочное мероприятие мы
посвящаем деревьям.
Ведущий
2.В
нашей игре участвуют две команды 4 «В»
класса. Каждая команда представит свое
название и девиз в виде загадки.
Капитан
команды «Рябинки». Друзья,
прочитайте название нашей команды:
Демонстрируется
слайд-представление команды «Рябинки»
(слайд № 3).
Команда
соперников. Ваша
команда называется «Рябинки».
Капитан
команды «Рябинки». Расшифруйте
девиз нашей команды.
На
экране слайд с деформированной поговоркой:
«От
родобговадерерыйдоб и долп»
Команда
соперников.От
доброго дерева добрый и плод.
Капитан
команды «Дубки». Уважаемые
соперники, отгадайте название нашей
команды.
Демонстрируется
слайд-представление команды «Дубки»
(слайд № 4).
Команда
«Рябинки». Название
вашей команды – «Дубки».
Капитан
команды «Дубки».
Девиз нашей команды таков (на экране
появляется слайд с деформированной
поговоркой):
«За
динозарреваде не бишьсру».
Команда
«Рябинки».За
один раз дерева не срубишь.
Ведущий
1. Представляем
наше многоуважаемое жюри! Команде,
победившей в конкурсе, на игровое поле
будет прикрепляться соответствующий
листочек. В игре побеждает та команда,
которая заработает большее количество
листочков. Итак, начинаем!
Ведущий
2.
Объявляем разминку! Наша разминка будет
проходить в форме блиц-опроса.
Учитель.
Отвечайте кратко на вопросы блица.
Вопросы
для разминки:
Какое
дерево не годится для постройки домов?
(Береза.)
Из
чего делают лапти? (Из бересты, коры
березы.)
Из
какого дерева в старину изготавливали
бочки, кадки, возводили срубы колодцев?
(Из дуба.)
Какое
дерево имеет кислые плоды оранжево-красного
цвета? (Рябина.)
Какое
дерево обычно сажают недалеко от пасек?
(Клен.)
Что
такое каштаны? (Орехи.)
Какое
дерево любят пчеловоды? (Акацию.)
Что
такое тополиный пух? (Семена тополя.)
Как
по-другому называют иву? (Верба.)
Какое
дерево носит название «тополь дрожащий»?
(Осина.)
Какое
дерево, как и береза, дает сладкий сок?
(Клен.)
Жюри
подводит итоги.
Ведущий
2.
Право первого хода получает команда,
победившая в разминке.
Конкурс
1. «Найди свой листочек!»
Ведущая.
Кружатся,
кружатся листья,
В
нашем саду листопад.
Падают,
падают листья,
Падают
листья, летят.
Я
к листочку подбегу,
Я
листочек подниму,
Ты
откуда, дорогой?
Подскажи,
листочек мой!
Ведущий.Перед
вами листья с разных деревьев. Подберите
каждому дереву его листочек.
На
доске плакаты с нарисованными деревьями.
Каждая команда оформляет свои
деревья.Продолжительность конкурса –
1 минута. При подведении итогов конкурса
учитывается правильность выполнения
задания и время. Пока дети выполняют
задание, звучит музыка.
Логопед.Какие
деревья у вашей команды?
Ответы
для команды «Рябинки»: дуб, клен, тополь.
Ответы
для команды «Дубки»: каштан, береза,
ива.
Логопед.
Соотнесите
картинки и подписи на слайде.
Демонстрируется
презентация «Найди свой листочек».
Дети.Дубовый
лист, кленовый лист, тополиный лист,
каштановый лист, березовый лист, ивовый
лист.
Жюри
подводит итоги первого конкурса.
Ведущий
2.А
сейчас рубрика: «Это интересно!».
«Вот
так дерево!» — наверняка с удивлением
подумал ты. Великий
баньян —
дерево с самой большой в мире площадью
кроны. Баньян еще называют «дерево-лес»,
ведь у него не один, а тысячи стволов.
Сейчас Великому баньяну около 250
лет.
Занимает он 1,5 га и имеет 3300 воздушных
корней.
Конкурс
2. «Вот так деревья!»
Ведущий
2. Разгадайте
кроссворды. Продолжительность конкурса
– 2 минуты.
Кроссворд
для команды «Рябинка».
-
|
|
1
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
К
|
О
|
Л
|
О
|
Д
|
Ц
|
Ы
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П
|
4
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
|
О
|
К
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
К
|
Л
|
А
|
Р
|
Н
|
Е
|
Т
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь
|
Ш
|
|
|
Р
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т
|
|
|
Ё
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
|
|
З
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
экземпляров этого дерева за летний
сезон улавливают около 340 кг пыли.
(Тополь.)
Из
древесины дуба наши предки возводили
… (Колодцы.)
Какой
музыкальный инструмент изготавливают
из древесины клена? (Кларнет.)
Назовите
единственный орех с витамином С.
(Каштан.)
Древесину
какого дерева используют для изготовления
шкатулок? (Древесину березы.)
Кроссворд
для команды «Дубки».
-
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Д
|
|
|
|
4
|
|
|
1
|
Ч
|
Е
|
Р
|
Ё
|
М
|
У
|
Х
|
А
|
|
|
|
|
|
Я
|
Г
|
|
|
|
К
|
|
|
|
|
|
Б
|
О
|
|
|
|
А
|
|
|
|
|
|
И
|
Т
|
|
|
|
Ц
|
|
|
|
|
|
Н
|
Ь
|
|
|
5
|
И
|
В
|
А
|
|
|
|
А
|
|
|
|
|
Я
|
|
|
… душистая
с
весною расцвела,
И
ветки золотистые,
что
кудри завила.
Назовите,
какое дерево воспел Сергей Есенин.
(Черемуха.)
Какое
дерево кормит зимой дроздов, снегирей
и клестов? (Рябина.)
Какой
продукт изготавливают из древесины
березы? (Деготь.)
Пчелиная
семья с этого дерева может собрать до
7 килограмм меда. (Акация.)
Это
дерево называют «ветла» или «верба».
(Ива.)
Ведущий
1.И
снова рубрика:
«Это интересно!».Сейчас мы совершим
путешествие во Францию. Там растет
дуб-часовня. Такое
необычное дерево-святыня растет
во французском
поселке Алувиль-Белефос.
Этому дереву около 800
лет.
Когда дубу было лет
500,
в него ударила мощная молния. Но могучее
дерево выжило, несмотря на большую дыру,
в которой помещалось 40
детей!
Внутри дуба была выдолблена часовня
Девы Марии -
храм высотой 2,28
м.
Конкурс
3. «Собери свое дерево».
Ведущий
2. Сейчас
командам предстоит собрать мозаику.
Перед вами разрезанное изображение
дерева. Вам необходимо собрать картинку.
Время на выполнение задания - 2 минуты.
В этом конкурсе побеждает та команда,
которая быстрее справится с заданием.
Пазл
для комады «Дубки»
Пазл для команды «Рябинки»
(рябина)
(
тополь).
Ведущий
1. А
сейчас – рубрика, которая называется
«Это интересно!».
Баобаб-чайник
— самое
известное дерево острова Мадагаскар.
А все из-за того, что его ствол и ветви
очень напоминают огромный чайник! Этому
баобабу 1200
лет.
В дереве может уместиться около 117
000 литров жидкости.
Конкурс
4. «Эстафета «мэмори».
Ведущий
2. Команды
участвуют в эстафете. У каждой команды
свой набор предметов, который необходимо
перенести с одного стола на другой в
таком порядке, в каком эти предметы
лежат на первом столе. Победа присуждается
той команде, которая не только первая
закончит эстафету, но и правильно
разложит все предметы на втором столе.
Продолжение конкурса – 3 минуты.
Предметы
для запоминания:кедровые
орехи, фисташки, каштаны конские, каштаны
съедобные, калина (ягоды), фейхуа, грецкие
орехи,желуди, еловые шишки.
Ведущий
1.Рубрика
«Это интересно!».Высота
эвкалиптов достигает более 150 метров.
Эвкалипты дают древесину твердую, как
железо, не поддающуюся гниению. Сваи,
телеграфные столбы из эвкалиптов самые
долговечные, а мачты выдерживают любые
штормы.
Конкурс
5. «Скороговорочный конкурс».
Ведущий
2. Объявляем
конкурс ораторов! Каждая команда
приготовила команде соперников
скороговорку. В этом конкурсе побеждает
та команда, чей представитель лучше
всех повторит скороговорку. Время
выполнения задания – 2 минуты.
Скороговорка
команды «Рябинки».
Два
дровосека, два дроворуба, два дровокопа
отточили топоры, топоры-то остры до
поры. До поры остры топоры, до времени.
Скороговорка
команды «Дубки».
Все
клены стали рыжие, и ни один не дразнится,
разве все равно все рыжие, кому какая
разница?
Примечание.Смотрите
карточки со скороговорками в приложении
5.
Ведущий
1. Традиционная
рубрика «Это интересно»!На
американском континенте растет дерево,
способное поглотить за год столько
углекислого газа, сколько производит
автомобиль за время пробега в 42 тысячи
километров. Это секвойя (мамонтово
дерево), представительница хвойных
деревьев. Толщина стволов секвойи
достигает нередко более 20 метров.
Физкультминутка.
Танец.
Конкурс
6. Аукцион «Составь слово».
Ведущий
1. Известно,
что деревья являются домом для многих
растений и животных. Одним из таких
животных является древесная
лягушка.
Благодаря
своим мощным конечностям, лягушки с
легкостью перепрыгивают с ветки на
ветку, а липкие диски-присоски на лапках
помогают цепляться за деревья и взбираться
по вертикальным поверхностям. Обычно
внешность лягушек позволяет им сливаться
с окружающей средой. Тропические виды
могут быть ярких цветов, а виды умеренных
поясов – бурые. Многие виды этих лягушек
умеют менять расцветку в ответ на
изменения окружающей среды.
Команды
получают задание: из слов «древесные
лягушки» необходимо
составить как можно больше слов. Слова
предъявляются командами по очереди.
Побеждает та команда, которая назовет
последнее слово. (Весна, лак, лес, сел,
несли, сын, ушки, ирис, дуги, вес, сев,
усы, лев, луг, гул, серые, двери, куш,
вереск, выл, диск, гели, рвение, рис,
век, русские, гренки, душ, гуляш, лук).
Ведущий
2.
Рубрика «Это интересно!».Дынное
дерево или папайя происходит из Колумбии.
Плоды этого дерева похожи на продолговатые
дыни, их иногда сравнивают с мячом для
регби. Мякоть «дыни» розоватая, часто
душистая, слегка кисловато-сладкая.
Папайю используют в салатах, едят в
сыром виде, готовят из нее варенье.
Конкурс
7. «Отгадай, какое дерево».
Ведущий
1.
Сейчас командам необходимо отгадать
ребусы. Победа присуждается той команде,
которая правильно и быстроотгадает
свой ребус.
Продолжительность
конкурса – 3 минуты.
Логопед.
Давайте вспомним правила разгадывания
ребусов.
Дети
отвечают.
Ребус
для команды
«Рябинки»
- Ребус для команды
«Дубки» -
«черемуха».
«осина».
,
И=Е
А
Ведущий
2. И
снова рубрика «Это интересно»! Самое
твердое дерево в лесах России береза
Шмидта. Растет она в Приморье, в заповеднике
Кедровая падь. Топором ее не срубить,
пулей не пробить.
Конкурс
8. «Дерево немо, а вежеству учит».
Ведущий
1. Для
того чтобы победить в этом конкурсе,
командам необходимо первой отгадать
слово. Задание:
С_
_ _ _ _ А (скалина)
– кора березы, используемая для растопки
печей.
Продолжительность конкурса – 2 минуты.
Побеждает команда, которая первая
отгадает слово.
Примечание.
Капитан
команды, отгадавшей букву, вписывает
эту букву в соответствующую ячейку на
слайде.
Ведущий
2.Наша
традиционная рубрика «Это интересно»!
Интересно,
что белый кедр, растущий на территории
Великих озер в Канаде, за последние 155
лет вырос на … 10 сантиметров. Это самое
медленно растущее дерево на Земле.
Конкурс
9. «Закончи пословицу».
Ведущий
1. Этот
конкурс для настоящих эрудитов! Перед
вами начало пословиц. Участники игры
должны закончить пословицу о дереве.
Продолжительность конкурса – 1 минута.
Побеждает та команда, которая составит
за 1 минуту как можно больше пословиц.
Демонстрируется
презентация для команды «Рябинки».
-
Начало
пословицы
|
Конец
пословицы
|
Большое
дерево
|
а
березки будут
|
От
яблони яблоко,
|
там
и дерево.
|
Были
бы дубки,
|
а
кусты к земле гнет.
|
Где
корни,
|
сильный
ветер любит.
|
Буря
только рощу валит,
|
от
ели шишка.
|
Демонстрируется
презентация для команды «Дубки».
-
Начало
пословицы
|
Конец
пословицы
|
Если
гибнут корни,
|
оберегай
его цветы.
|
Как
ни гнети дерево,
|
дерева
не срубишь.
|
Не
дерево ищет птицу,
|
засыхает
и дерево.
|
Одним
ударом
|
оно
все вверх растет.
|
Если
любишь плоды дерева -
|
а
птица дерево.
|
Ведущий
2. Это
очень интересно!Самое
опасное дерево растет на Карибском
побережье и в болотах Флориды. При
контакте этого дерева с кожей появляется
ожог, потом - болезненные волдыри. Если
этот сок попадает в глаза, то человек
может ослепнуть. Плоды этого дерева
есть опасно.
Ведущий
1. Вот
и подошла к концу наша командная игра!
Жюри подводит итоги игры, определяет
победителя сегодняшнего поединка.
Ведущий
2.
Деревья,
как люди, стоят в тишине,
Как
люди страдают и любят,
Как
люди мечтают и грезят во сне,
Сухими
сомненьями губят.
Как
волосы, листья дрожат на ветру.
Роняют
дождем свои слезы;
Как
дети шумят во зеленом бору,
Как
матери плачут березы;
Как
люди живут в ожиданье весны,
Прихода
счастливого лета;
Не
видят себя без родной стороны,
Без
теплого солнца и света.