Рабочая программа "Делаем добро вместе"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета школы директор______ Н. И. Чипенюк Протокол № 1 от 31.08.22 Приказ №111 от 31.08.22 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Делаем добро вместе»
(участие обучающихся в социально-значимых проектах)
Автор-составитель программы:
Белова Любовь Михайловна
город Гагарин
Пояснительная записка
Программа « Делаем добро вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа является одним из вариантов реализации участия обучающихся в социально значимых проектах.
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
На уроках окружающего мира представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное, он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна программы «Делаем добро вместе» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, деревни, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
Привлекать учащихся к активному участию в делах в условиях внеурочной деятельности
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы «Делаем добро вместе» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса
Программа «Делаем добро вместе» основывается на следующих принципах.
Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.
Принцип природосообразности предполагает, что социально -преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитаника.
Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.
Каждый вид урочной и внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в учебное и внеурочное время.
Направления развития личности: социальное.
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальное творчество, трудовая, художественное творчество.
Формы организации деятельности:
Познавательные беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
конкурсы;
выставки детских работ;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
копилки добрых дел;
трудовые десанты;
социально-значимые акции,
социальные проекты
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Описание места программы в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 программа «Делаем добро вместе» реализуется с 1 по 4 класс в условиях внеурочной деятельности, во внеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 40 часов (по 10 часов в 1,2,3,4 классе).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Делаем добро вместе»
Результаты первого уровня: - получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности;
Результаты второго уровня:
- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности;
Результаты третьего уровня: - потребность в участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Предметные результаты:
В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
В познавательной сфере – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
В эстетической сфере – развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
В сфере правил безопасности жизни – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Реализация данной программы способствует вовлечению младших школьников в социально – значимую деятельность, является средством формирования социальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Содержание программы с указанием форм организации
социальной деятельности
1 класс
№ п/п |
Название темы урока |
Социально значимый проект или акция на уроке и вне урока |
1. |
Нас окружает удивительный мир. |
Акция «Подари цветок школе»
|
2. |
Что мы знаем о птицах. |
Акция « Покормите птиц зимой» |
3. |
Семья. |
Проект «Генеалогическое древо» |
4. |
Какая бывает вода? |
Акция «Береги воду!» |
5. |
Поведение пернатых. |
Акция «Скворечник» |
6. |
8 Марта — праздник всех женщин |
Акция «Забота»
|
7. |
Правила поведения |
Проект «Мы все такие разные», акция «Помоги однокласснику» |
8. |
Если хочешь быть здоровым… |
Проект «Здоровая пища» |
9. |
Наш уголок природы.
|
Акция «Подари школе семена цветковых растений» Проект «Выращивание рассады бархатцев для школьной клумбы» |
10. |
Труд людей: весенние работы. |
Проект «Доброе дело для парка весной» |
2 класс
|
Что такое окружающий мир? |
Проект «Доброе дело для парка осенью» Субботник. |
2 |
Поговорим о здоровье |
Экскурсия «В школьной библиотеке» Проект «Это интиресно» |
3 |
Правила дорожного движения |
Конкурс листовок «Азбука пешехода» |
4 |
В гости к зиме (экскурсия) |
Акция « Покормите птиц зимой» Проект «Кормушка» |
5 |
Режим дня |
Трудовой десант «Мы – за чистый класс» |
6 |
Семья — часть общества. |
Операция «Забота» |
7 |
О правилах поведения.
|
Рейд «Тихая перемена» Акция «Помоги тому, кто рядом» |
8 |
Правила дружбы. |
Акция «Убираем сквернословие» |
9. |
Все профессии важны |
Создание сборника «Профессия моей семьи» (подарок детям детского сада) |
10. |
Мы – зрители и пассажиры. |
Проект «Секреты хорошего настроения» |
3 класс
|
Где и когда ты живёшь |
Проект «Доброе дело для природы осенью» |
2 |
Способы познания окружающего мира. |
Конкурс «Осенние фантазии» |
3 |
Растения культурные и дикорастущие |
Акция «Живи, цветок!» |
4 |
Страницы Красной книги |
Акции «Сделай кормушку для птиц» |
5 |
Природные сообщества |
Викторина «Вода – основа жизни» |
6 |
Как люди узнают о прошлом |
Акция «Сбор макулатуры» |
7 |
По одёжке встречают |
Трудовой десант. «Мы – за аккуратность» |
8 |
Картинная галерея |
Проект «Народные праздники» |
9 |
Как на Руси возникло земледелие |
Проект «Чистый парк» |
10 |
Что создавалось трудом ремесленника? |
Акция «Дети- детям» (сбор книг, игрушек для детского сада) |
4 класс
1 |
От рождения до старости |
Операция «Забота!» |
2 |
Борьба с вредными привычками |
Проект «ПАПА .МАМА,Я- спортивная семья» |
3 |
Правила безопасной жизни |
Акция «Чистый берег» |
4 |
Поговорим о доброте |
Обмен мнениями «Моя копилка добрых дел» |
5 |
Природные зоны России. |
Акция « Покормите птиц зимой» |
6 |
Образование — часть культуры |
Операция «Забота» |
7 |
Из истории письменности |
Акция «Помоги книге» |
8 |
Великая Отечественная война 1941—1945 г. |
Мастерская подарков. Изготовление открытки ко Дню Победы. |
9 |
Из истории письменности |
Письма-просьбы, письма-покаяния своим мамам. |
10 |
Экскурсия в краеведческий музей |
Проект «Моя малая родина» |
Литература для учителя
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010
2. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
3. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 2000г.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010
6. Программа воспитания и социализации
7. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Любовь Михайловна
→ shk200 14.01.2023 0 615 26 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.