Статья "Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации обучения младших школьников"


Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации обучения младших школьников (на примере патриотического воспитания во внеурочной деятельности)

Введение.

 

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

При  достижении поставленных государством  целей современная школа сталкивается с рядом трудностей. Наиболее значимыми являются следующие:

1.Формирование мотивации учащихся.

2. Уровень сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения.

Проблемы мотивации учебной деятельности младшего школьника

Формирование учебной мотивации  школьников  без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

 

Проблемы гражданского воспитания

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России.

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

К сожалению, в конце ХХ века патриотиче­ское воспитание практически сошло на «нет», этому способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути раз­вития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии, разрушение накопленного опыта и в целом системы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В последние годы ситуация стала изменяться к лучшему: государство пытается провести общую идеологию, которая была бы базовой в этой сфере; проходит мощная поддержка идеи патриотизма в СМИ.

 

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных обучающихся. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания обучающихся к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоя­тельных представлений о достойном общемировом значении России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежден­ных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Новизна работы заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью к ее защите…

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных обучающихся.

Цель данной работы – развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности, дисциплинированности, повышение мотивации обучения.

 

 

Данная работа проводится в рамках Программы патриотического воспитания обучающихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. Е.В.Камышева» г.Гагарин

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.

Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению.

Итак,  цель данной программы:

- формирование положительной мотивации обучения младших школьников с опорой на знания об истории и развитии родного края.

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки.

  1. Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.

  2. Развитие  и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

  3. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье,  к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.

  4. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

  5. Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим.

  6. Формирование представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами.

Основные направления реализации программы

  • учебная деятельность через предметы;

  • внеурочная деятельность;

  • организация внешкольной деятельности (тематических экскурсий направленных на получение знаний посредством знакомства с родным краем)

Организация деятельности кадетского класса

Деятельность кадетского класса начинается с 1 класса I уровня обучения. Класс формируется на добровольной основе из числа обучающихся школы на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями. Основными нормативными документами, регулирующими деятельность кадетского класса, являются Устав школы, Положение о кадетском классе, утвержденный внутренний распорядок деятельности кадетского класса.

Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на классного руководителя. Обучающиеся кадетского класса пользуются всеми правами в общеучебном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы. На них возлагаются общие учебные обязанности и обязанности, предусмотренные Уставом кадетского класса.

Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время.


 

Отличительные особенности кадетского класса


 

Главное отличие кадетского образования - это, прежде всего, системное образование в рамках организованной структуры, а также ярко выраженная военная составляющая. В основе образовательного процесса кадетского класса лежит, прежде всего, деятельностный подход, что позволяет максимально улучшить степень обученности и уровень воспитанности кадетов. Главная цель кадетского класса не подготовка обучающихся к армии, а воспитание гражданина. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в воспитании кадетов.

 Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.

 

Существуют отличительные особенности уклада жизни и организации воспитания кадетов в школе:

  • особая форма одежды (парадная и повседневная);

  • организация самоуправления в отделениях в соответствии с должностными обязанностями;

  • дополнительные образовательные программы, имеющие целью военно-

спортивную подготовку;

  • проведение практических занятий для кадетов;

  • специфический уклад жизни, основанный на Положении кадетского класса, включающий в себя широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде;

  • проведение традиционных мероприятий гражданско-патриотической и военно-спортивной тематики в течение всего учебного года.

Система внеурочной деятельности в кадетском классе

 

Внеурочная деятельность кадетов организована по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное;

  • спортивно-оздоровительное;

  • социальное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить самооценку, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

 

Расписание внеурочных занятий

 

Понедельник- бассейн. «Мои права»

Вторник- «Эрудит», самбо, теннис

Среда- Вокальное искусство, патриотические занятия с офицерами, строевая подготовка

Четверг- «Эрудит», « Я- патриот»

Пятница – «Безопасная жизнь», тир.

 

Кроме того, ежедневно проводится утреннее построение, на котором проходит осмотр внешнего вида кадет, решаются классные вопросы, проводятся профилактические и воспитательные беседы, награждения участников различных конкурсов и олимпиад, поздравление именинников и т. д. В понедельник – День гигиены ( санитары осматривают , пострижены ли ногти, чистые ли уши и т. д., наличие носового платка, губки для обуви); в четверг – политинформация, где кадеты рассказывают о событиях, произошедших в стране и за рубежом.

 

Система взаимодействия с социальными партнерами

 

Наименование учреждения, с которым ОУ

заключило договор о сотрудничестве

Наименование документа

Формы взаимодействия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Гагаринская детская-юношеская спортивная школа»

 

Договор

 

сотрудничество

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества"

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Гагаринская Детская Художественная школа» 

Соглашение о сотрудничестве

сотрудничество

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Музыкальная школа города Гагарин им. И Кобзона»

Договор о сотрудничестве

 

сотрудничество

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по плаванию» г. Гагарин

 

Договор о сотрудничестве

 

сотрудничество

Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

ОГБОУ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческий культурно-досуговый центр «Комсомолец» муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Гагаринский народный драматический театр 

 

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Гагаринская межпоселенческая централизованная библиотечная система» муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Сотрудничество с Региональной общественной организацией поисковых отрядов «Долг»           

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

Сотрудничество общественной поисковой организации г. Гагарина «Курсант»

Договор о сотрудничестве

сотрудничество

 


Полный текст материала Статья "Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации обучения младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пан Рая Рашидовна  vesn20
14.01.2023 0 348 32

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК