Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мы исследователи"; 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мы исследователи» (2 класс)
Планируемые результаты
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
• предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. |
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Должны научиться |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
|
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Содержание курса
При выборе содержания Программы мы руководствовались следующим:
-
Спирально - концентрическим расположением материала, то есть расширением и углублением того базового уровня, который дается еще в 1 классе и который так необходим для овладения проектно - исследовательской деятельностью.
-
Определенным Базовым уровнем владения проектно - исследовательской деятельности. При этом мы должны помнить, что выполнение проекта складывается из трех этапов:
-разработка проекта;
-практическая реализация проекта;
-защита проекта.
Каждый из этих этапов имеет свое содержание, которое мы представляем в следующей таблице:
Последовательность работы над проектом
Технологический (творческий) проект |
|
1-й этап. Разработка проекта |
|
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта |
|
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта |
|
Что делали и как? |
|
Что такое исследование
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему исследования
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Эксперимент (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Индивидуальное исследование
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ
Урок-конференция.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
моделирующая деятельность;
-
поисковая деятельность;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Количество часов |
|
Что такое исследование |
1 |
|
Что такое исследование |
1 |
|
Как выбрать тему исследования |
1 |
|
Как выбрать тему исследования |
1 |
|
Цель и задачи исследования |
1 |
|
Цель и задачи исследования |
1 |
|
Гипотеза исследования |
1 |
|
Гипотеза исследования |
1 |
|
Организация исследования |
1 |
|
Организация исследования |
1 |
|
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) |
1 |
|
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) |
1 |
|
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) |
1 |
|
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) |
1 |
|
Наблюдение – доступный способ добычи информации |
1 |
|
Наблюдение – доступный способ добычи информации |
1 |
|
Эксперимент |
1 |
|
Эксперимент |
1 |
|
Индивидуальное исследование |
1 |
|
Индивидуальное исследование |
1 |
|
Работа в паре |
1 |
|
Работа в паре |
1 |
|
Работа в группе |
1 |
|
Работа в группе |
1 |
|
Работа в группе |
1 |
|
Презентация |
1 |
|
Презентация |
1 |
|
Презентация |
1 |
|
Подготовка к защите исследовательской работы |
1 |
|
Подготовка к защите исследовательской работы |
1 |
|
Подготовка к защите исследовательской работы |
1 |
|
Подготовка к защите исследовательской работы |
1 |
|
Защита исследовательских работ |
1 |
|
Защита исследовательских работ |
1 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Великанова Вера Александровна
→ wera2018 12.02.2023 0 739 29 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.