Конспект внеклассного занятия "Урок милосердия и добра"; 1 - 4 классы
Тема: «Урок милосердия и добра».
Цель: формирование представлений о понятии «милосердие»; о милосердии, сострадании и помощи нуждающимся в мировых религиозных культурах;
осознание единства ценностей и духовности разных религий;
формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе.
Задачи:
1) дать знания о том, что такое милосердие, сострадание и взаимопомощь;
2) развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль, ключевые слова; связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по теме; выслушивать и принимать точку зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах;
3) воспитывать толерантность, милосердие, доброжелательность.
Планируемые результаты:
Личностные: получат мотивацию к учебной и творческой деятельности; будут развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение проявлять внимание и заботу, доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные:
- регулятивные (проявят умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, будут развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить ответы на вопросы в тексте, уметь делать выводы);
- познавательные (сумеют высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебника);
- коммуникативные (продемонстрируют правильное восприятие и понимание речи других, умение слушать и слышать, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения).
Предметные: получат представление о понятии «милосердие», о милосердии в мировых традиционных религиях.
Виды деятельности: беседа, опрос, групповая работа, исследовательская работа, творческая работа, работа с иллюстративным материалом, инсценирование, словарная работа, самостоятельная работа с источниками информации, игра.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, взаимопонимание.
Предварительная подготовка: подготовка сценки, мини - исследование «Что такое «милосердие?», две презентации , пословицы о добре, дерево Милосердия, конверты с заданием, листики для записи, кукла из бумаги, заучивание стихотворений о добре и добрых делах.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудио-запись песни «Дорогою добра», толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., декорации к сценке, две презентации, конверты с заданиями, бумажная кукла, дерево Милосердия, буклеты.
Ход урока.
1. Организационный момент, психологический настрой.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве человека, без которого он не может называться человеком. Наши ребята покажут сейчас сценку, и вы догадаетесь, о чём идёт речь.
2. Сценка «Теремок» на новый лад
-Ребята, о каком качестве человека идет речь в сценке?
(доброта, милосердие)
-Определите главную мысль.
(Надо людям в мире жить, великой дружбой дорожить и милосердным быть!)
3.Определение темы и цели занятия, постановка задач.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». Ребята, просмотрите страницы 99-102 учебника и определите цель и задачи на этот урок.
(Учащиеся определяют цель и задачи). (слайд 3)
- Мы узнаем, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям; прочитаем и обсудим притчу; рассмотрим рисунки.
4. Выступление группы «исследователей».
Учитель: Милосердие…Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работе группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое милосердие?»
Первый ученик:
Что такое милосердие? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «милосердие» определяется, как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
Второй ученик:
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Первый ученик:
В Большом Энциклопедическом словаре написано:
«МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность…»
Второй ученик:
Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения.
Первый ученик:
Милосердие - это доброта и уважение, любовь к людям, сострадание к людям, стремление приносить пользу и радость.
Учитель:
- А как образовалось слово «милосердие»? Разберем слово « милосердие» по составу.
- В слове 2 корня: мил от «милый» + серд от «сердце».
- Какая часть слова указывает на его основной смысл?
Учитель: Итак, к какому выводу мы пришли?
- Слово "милосердие" означает милость сердца, умение жалеть, любить и прощать. Это высшее проявление человеческой доброты.
5. Работа в группах.
Учитель: - Сейчас мы будем работать со статьёй учебника. Ребята, вы должны определить, как разные религии мира учат милосердию, как относятся к слабым, что конкретно делают для них. Работать будете в группах. Каждая группа будет исследовать свою тему. Но сначала повторим заповеди религий мира.
Далее идёт изучение статьи учебника, работа в группах, выступление учащихся, разбор учебного материала по вопросам. Учитель выслушивает разные мнения детей, задаёт вопросы, помогает сформулировать ответ, дополняет.
1 группа.
Иудаизм: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе».
Важно: 1) внутриобщинная благотворительность;
2) раздача милостыни.
2 группа.
Христианство: «Бог всеблаг и всемилостив. Иисус учил отдавать людям всё, что имеют. Всякий поступок обращён к Богу».
-
Церковь помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам; тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах…
-
Церковь строит больницы, приюты для сирот (слайд 8)
3 группа.
Ислам: «Всё, чем владеют люди на этой земле, принадлежит Богу. Поэтому нужно выделять определённую часть имущества на благотворительность».
-
Закят - обязательное предписанное милосердие для бедных, нуждающихся, путешественников…
-
Милостыня «по внезапному побуждению»- добровольная милостыня.
Пророк Мухаммад учил: подавшему милостыню с половину финика, Аллах вырастит милость с гору. (слайд 9)
4 группа.
Буддизм: «Чтобы достичь счастья, нужно сделать счастливыми других».
-
Буддист должен заботиться о всяком живом существе.
-
Милосердным нужно быть и к людям, и к животным.
-
Бодхисатвы- пример сомоотверженности и милосердия.(слайд 10)
Вопросы для закрепления:
- Что такое закят?
- Чему учил Иисус Христос?
- О чём гласит одна из заповедей иудаизма?
- Кто является примером милосердия и самоотверженности в буддизме?
- Итак, что общего в разных религиях вы нашли по теме урока?
Вывод:
Все религии мира говорят о том, что надо быть милосердным, заботиться о слабых, помогать друг другу.
7. Физминутка.
Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.
Руку дай соседу слева.
Руку дай соседу справа.
Мы - одна семья.
Улыбнись соседу слева.
Улыбнись соседу справа.
Мы - одна семья.
Приседай с соседом слева.
Приседай с соседом справа.
Мы - одна семья.
Поиграй с соседом слева.
Поиграй с соседом справа.
Мы - одна семья.
8. Притча « В больнице»
(Учитель читает притчу.)
В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.
- О!- оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных влюблённых, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо,- думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей. Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
- Но зачем же он? Зачем же он рассказывал мне всё это?
- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить.
Учитель:
- Какие чувства пробуждает в вас эта притча?
- Как вы поняли притчу?
- Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом?
- Можно ли назвать соседа человеком? Почему?
- Можем ли мы сказать, что равнодушием можно даже убить?
- Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе?
А если бы каждый человек на всем земном круглом шаре начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку!
9. Работа над пословицей.
Учитель: Существует множество пословиц и поговорок. Какие пословицы о добре и милосердии вы знаете? Как вы их понимаете?
Учитель: -Как вы понимаете смысл пословицы
«Доброе слово лечит, а злое калечит» ?
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала.
Познакомьтесь, это Катя. (показывает куклу, вырезанную из бумаги) Сейчас мы её будем обижать. Я прошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить что-то обидное Кате, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось? (дети отвечают)
Учитель: Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать приятное).
Учитель: Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова, учитель разглаживает куклу)
Учитель:- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Почему?
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(Боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.)
Учитель: Великий учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет огромное значение в жизни человека. Помните об этом!
10. Игра «Портрет».
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли по виду определить милосердный человек или нет?
- Предлагаю составить портрет милосердного человека. Я буду называть поступок, а вы отвечайте на мои вопросы сигналами. Хлопок в ладоши будет обозначать ответ «да», молчание - «нет».
Милосердным можно ли назвать человека, который:
-
делает что-то полезное для людей;
-
делает домашнее задание за кого-то;
-
ждёт, когда его позовут на помощь;
-
переводит старушку через дорогу;
-
накормит бездомного котёнка;
-
заберёт обратно подаренную вещь;
-
сажает деревья;
-
выглядит неприятно;
-
выглядит приятно, улыбается часто;
-
помогает старикам за деньги;
-
попрекает подаренным;
-
подаёт милостыню;
-
часто кричит;
-
бережёт природу.
Вывод: Милосердие делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
Помогать надо безвозмездно.
11. Притча «Всё в твоих руках»
Учитель: Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
Учитель: Ребята, как вы думаете, что ответил мудрец? (ответы детей)
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Учитель: Все, ребята, в ваших руках, какие совершать поступки.
12. Акция «Спеши делать добро».
Учитель: Подумайте, какой добрый поступок совершили вы на этой неделе. Напишите его на листочке и мы разместим листочки на дереве Милосердия.
(учащиеся выполняют)
Учитель: В нашей стране очень приветствуется милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам, больным. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям.
- А что можем сделать мы с вами? Кому нужно наше милосердие?
(Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
- Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе совершить?
(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в проходе, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку или собаку, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке).
- Предлагаю в нашем классе провести акцию «Спеши делать добро».
В течение недели мы будем стараться сделать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве распустятся цветы. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
13. Творческая работа. Синквейн.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуйте составить синквейн со словом «милосердие». (Учащиеся составляют, читают свои)
Милосердие.
Нужное, важное.
Радует, помогает, выручает.
Люди должны быть добрыми.
Забота.
14. Музыкальная презентация учителя «Добро руками сотвори»
(Звучит песня «Дорогою добра», идёт показ слайдов).
15. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Что нового вы узнали? Быть каким призывают все религии мира?
- Кого из сказки «Теремок» можно назвать милосердным? Почему? (мышку, деда).
- От кого зависят поступки людей?
- Любое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым?
- Можно ли доброе дело считать настоящим, если оно делается ради получения денег или славы?
- Доброе дело настоящее , если делается не ради себя, а ради Бога?
- Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?
- Есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия?
- Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли?
Все религии мира говорят о том, что надо быть милосердным, заботиться о слабых, помогать друг другу.
Доброта и милосердие важнее и нужнее всех человеческих качеств.
Надо быть милосердным!
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи.
Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
- Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он был для вас полезен. Желаю вам, ребята, чтобы вас окружали милосердные люди; и чтобы вам всегда было чем поделиться и чем помочь нуждающимся. Всех вам благ!
Учитель дарит детям буклеты и читает стихотворение.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело!
Их не жалей любому дать,
И милосердьем исцелять.
Список использованной литературы
-
Основы религиозных культур и светской этики .4-5 классы : книга для учителя / под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2013. – 348 с.
-
Основы религиозных культур и светской этики религиозных культур. Основы мировых религиозных культур. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов, А.Я. Данилюк]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.
-
Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Дрофа, 2011. – 2732 с.
-
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010 г. – 736 с.
-
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. –
-
Сценарий сценки "Репка на новый лад" / [Электронный ресурс]. –
-
Электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики религиозных культур. Основы мировых религиозных культур» 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов, А.Я. Данилюк]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Джанибекова Зурида Сулеймановна
→ Публикатор 21.04.2023 0 1389 34 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы