Программа внеурочной деятельности "Культура и традиции казачества"; 1 - 4 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8-(48135) 3-43-03,
8-(48135)-3-43-06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом школы
Протокол № 1 от 29 августа 2018 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____ Н.И. Чипенюк
Приказ № 116 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
ТОМАШЕВИЧ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
«КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА»
Количество часов: всего _68_, в неделю __2.
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
привитие нравственных и духовных устоев казаков;
знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
формирование представлений оказачьем войске;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;
-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров казачества.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов казачества;
-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
-создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «Культура и традиции казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучениякультуры и истории казачества является формирование:
познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о казачестве как неотделимой части российской истории;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям казаков;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Культура и традиции казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории казачества, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
Казаки.
Зачем мы изучаем курс «Культура и традиции казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака. Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
Казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.Казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, часов |
|
Раздел «Казаки». |
6 |
|
Введение |
1 |
|
Наши предки – казаки. 1 сентября – День российского казачества. Кто такие «казаки»? Православие и казачество. |
1 |
|
Нравственные ценности казаков: труд |
1 |
|
Нравственные ценности казаков: правда |
1 |
|
Нравственные ценности казаков: честь, Отечество |
1 |
|
Казачьи заповеди 8 сентября (26 августа) 1812 - Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И. |
1 |
|
Раздел «Традиции и обычаи казаков» |
10 |
|
Казачья станица. Обычаи. |
1 |
|
Уважение к старшим, старикам |
1 |
|
Обычай взаимопомощи |
1 |
|
Казачья семья |
1 |
|
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат |
1 |
|
Верный друг казака |
1 |
|
Казачья станица. Традиции. |
1 |
|
Традиции и обычаи казаков. |
1 |
|
Почитание гостя. |
1 |
|
Календарные праздники и обряды казачества |
1 |
|
Раздел «Труд и быт» |
12 |
1. |
Как жили казаки |
1 |
2. |
Хата казака. Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки. |
1 |
3. |
Быт казачьей семьи |
1 |
4. |
Обустройство жилища, домашняя утварь. Красные угол в казачьей хате. |
1 |
5. |
Труд казачьей семьи |
1 |
6. |
Мастеровые руки |
1 |
7. |
Дети-помощники |
1 |
8. |
Двор |
1 |
9. |
Дом |
1 |
10. |
Уклад казачьей семьи. Одежда. Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» |
1 |
11. |
Занятия казаков |
1 |
12. |
Казачья пища |
1 |
|
Раздел «Православие в жизни казака» |
12 |
1. |
Казак без веры – не казак |
1 |
2. |
Храм. Правила поведения в храме |
1 |
3. |
Казачьи традиции |
1 |
4. |
Рождество Христово. |
1 |
5. |
Светлое Христово Воскресенье |
1 |
6. |
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. |
1 |
7. |
Храмы родного города |
1 |
8. |
Казак в храме |
1 |
9. |
Для чего приходят в православный храм |
1 |
10. |
Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска |
11 |
11. |
Святые, почитаемые среди казаков. Икона |
1 |
12. |
День матери – казачки. |
1 |
|
Раздел «Казачье войско: история и современность» |
|
1. |
Как казаки на Кубань пришли. История происхождения казачества. Версии. |
1 |
2. |
Казачьи войска |
1 |
3. |
Атаман |
1 |
4. |
Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака. |
1 |
5. |
Казачьи заповеди |
1 |
6. |
Казаки в годы Великой Отечественной войны |
1 |
7. |
Кущёвская атака |
1 |
8. |
Казаки на рубежах Отечества |
1 |
9. |
Первые казачьи курени |
1 |
10. |
Памятник казакам-переселенцам |
1 |
11. |
Поминовение казаков-героев |
1 |
12. |
Наше казачье общество ГХКО «ХУТОР ГЖАТСКИЙ» |
1 |
|
Раздел «Традиционная культура казачества» |
|
1. |
Дети в казачьей семье. Как казачат учили |
1 |
2. |
Мы - казачата |
1 |
3. |
Поведение и форма казачат |
1 |
4. |
Семейные реликвии |
1 |
5. |
Игры казачат. Казачьи игры, «Надень папаху», «Пятнашки». |
1 |
6. |
Казачьи пословицы |
1 |
7. |
Народное творчество для казачат |
1 |
8. |
Песни, сказки в моей семье |
1 |
9. |
Поговорки, предания в моей семье |
1 |
10. |
Кубанская «балачка» |
1 |
11. |
Песенная культура казаков |
1 |
12. |
Бандура – казачий музыкальный инструмент |
1 |
13. |
Проект «Культура и традиции казачества» |
1 |
|
ИТОГО |
68 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна
→ sh12k2 14.06.2024 0 338 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.