Внеклассное мерроприятие в 3 классе "Литературная гостиная", посвященное творчеству К.И. Чуковского
Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского в 3 «В» классе.
Лёгенькая И.В.
учитель начальных классов
ГОУ Центр образования 1601
Цели:
Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление и оборудование: Портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, костюмы для инсценировки сказки «Муха-Цокотуха», атрибуты для сценок, выставка детских иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского, выставка книг писателя.
Оформление доски.
Корней Иванович Чуковский.
поэт сказочник переводчик
|
Портрет писателя. |
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный» И. Андроников. |
В ходе подготовки к занятию класс делится на три группы по желанию. В первую группу входят дети, желающие представлять стихи и загадки писателя, во вторую группу, составляющую половину класса, – сказки, а третья группа представляет произведения в переводе К.И.Чуковского. А всему классу дается задание вспомнить произведения Чуковского.
Перед началом занятия учащиеся рассаживаются по группам, причём три пары столов расставлены полукругом так, чтобы в центре класса было свободное место.
Учитель. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
Ученик.
Нам жалко дедушку
Корнея:
В сравненье с нами он
отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея
”
И “ Крокодила” не читал,
Не
восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище”
не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не
зная самых главных книг?
Учитель. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского.
– Высокий рост,
длинные руки с большими кистями, крупные
черты лица, большой любопытный нос,
щёточка усов, непослушная прядь волос,
свисающая на лоб, смеющиеся светлые
глаза и удивительно лёгкая походка.
Такова внешность Корнея Ивановича
Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном
из красивейших уголков Подмосковья, в
посёлке Переделкино, среди берёз и
сосен, в небольшом доме. Его знали не
только все дети посёлка, но и все маленькие
жители всей нашей страны, и за её
рубежами.
Каким он казался им великаном,
этим его маленьким друзьям “ от двух
до пяти”, настоящим добрым волшебником
из сказки. Громадный, громкоголосый,
щедрый на ласку, всегда имевший про
запас для каждого – маленького и большого
– шутку, присказку, доброе слово, громкий
смех, на который нельзя не отозваться,
от которого у малышей блестели глаза и
розовели щёки.
Учитель читает вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”.
- Мы с вами разделились на три группы, 1 группа будет представлять стихи писателя, вторая – Чуковского - сказочника, а третья – Чуковского - переводчика.
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.
Дети читают наизусть стихотворения “Поросёнок”, “Черепаха”, “Радость”, “Бутерброд”, “Ёжики смеются”.
Учитель. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Послушаем
загадки и отгадайте их.
Дети рассказывают загадки. “Чудесный дом”, “Чудесный паровоз”, “Зубастая загадка”, “Чудесные кони”, “Почему”, “Берегись!”
Учитель. Детским
поэтом и сказочником Чуковский стал
случайно. А вышло это так.
Заболел
его маленький сынишка. Корней Иванович
вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть
как-нибудь развлечь его, отец стал
рассказывать ему сказку: Жил да был
крокодил, он по улицам ходил. Мальчик
неожиданно затих и стал слушать. Наутро,
проснувшись, он попросил, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Оказалось, что он запомнил её всю, слово
в слово.
А вот второй случай. Вот как
об этом вспоминает сам Корней Иванович:
“Однажды, работая в своём кабинете, я
услышал громкий плач. Это плакала моя
младшая дочь. Она ревела в три ручья,
бурно выражая своё нежелание мыться. Я
вышел из кабинета, взял девочку на руки
и совершенно неожиданно для себя тихо
сказал:
Надо, надо
умываться
По утрам и вечерам.
А
нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд
и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Прослушивание отрывка грамзаписи сказки “Мойдодыр” в исполнении автора.
Учитель.
– Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их.
(Обращение к выставке рисунков).
– Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки.
Учитель. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.
Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Долго, долго
крокодил
Море синее тушил
Пирогами,
и блинами,
И сушёными грибами.
(“Путаница”)
Бедный крокодил
Жабу
проглотил. (“Тараканище”)
Вдруг навстречу
мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он
с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)
…И со слезами
просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли
мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея Бармалея
Словно
муху
Проглотил. (“Бармалей”)
А в Большой
Реке
Крокодил Лежит
И в зубах
его
Не огонь горит –
Солнце
красное… (“Краденое
солнце”)
Жил да был Крокодил
Он
по улицам ходил…
А за ним – то народ
И
поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что
за нос, что за рот!
И откуда такое
чудовище?” (“Крокодил”)
Учитель. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
Учащиеся читают отрывок из сказки “Муха-Цокотуха”.
Учитель. К.И.Чуковский вспоминал:
“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
– О, если я
утону,
Если пойду я ко дну…
Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.
Инсценировка сказки “Айболит”.
Учитель. А сейчас поиграем. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
Учитель. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
Ученики читают по ролям отрывок из сказки “Федорино горе”.
Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского.
-Кто остался с Федорой, когда все вещи убежали? ( тараканы)
-Что просил прислать слон для сына своего: варенье, лимонад, шоколад?
-Кто одолел Таракана?
-Кто сел на ежа в сказке «Тараканище»?
-Что пришил доктор Айболит зайчику: ножки, ручки, хвост?
- Что первым пожалело Федору: блюдце, корыто, скалка?
– На чём ехали
зайчики в сказке “Тараканище”? (На
трамвае)
–
Почему болели животы у цапель, которые
просили прислать им капли, в стихотворении
“Телефон”? (Они
объелись лягушками)
–
Чем потчевал доктор Айболит больных
зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
–
Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”.
“ Да здравствует мыло душистое и…”
–
Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
- Что купила Муха-Цокотуха на базаре?
-То, что нашла в поле Муха-Цокотуха: денежка, копейка, монетка?
Учитель. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича.
Итак, мы ещё раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси». Звучит голос автора!
Прослушивается грамзапись.
- Какие произведения в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Дети читают английские народные песенки «Храбрецы», «Курица», «Скрюченная песня».
- Книги каких авторов в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Ученик показывает Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави».
Учитель. Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:
Никогда я не знал,
что так радостно быть стариком,
Что
ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле
милого Пушкина, здесь, на осеннем
Тверском,
Я с прощальною жадностью
долго смотрю на детей.
И, усталого,
старого, тешит меня
Бесконечная их
беготня и возня.
Да к чему бы и жить
нам на этой планете,
В круговороте
кровавых столетий,
Когда б не они, не
вот эти
Глазастые, звонкие дети…
Учитель. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лёгенькая Ирина владимировна
→ Лёгенькая 08.12.2010 1 8585 660 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.