Презентация к классному часу "Блокада Ленинграда", 3 класс
Слайд 2
Тема
: «Блокадный Ленинград»
Цель: познакомить детей с
историческими фактами времен
Великой Отечественной войны, с
жизнью людей в это время;
развивать способность чувствовать,
сопереживать, умение слушать
окружающих, воспитывать чувство
патриотизма.
Слайд 3
•
•
•
•
Редела ночная мгла. Наступал
день, которому суждено было
сохраниться навеки в памяти
народной – воскресенье, 22 июня
1941 года.
Стрелки часов приближались к
4-ём . В эти минуты пограничники
заметили быстро надвигающиеся
с запада тучи. Границу пролетали
сотни самолетов, на крыльях
которых были черные кресты…
(Звучит песня «Вставай страна
огромная!» )
Началась Великая
Освободительная война
Советского народа . На защиту
Родины встала вся страна от
мала до велика.
Миллионы людей рвались на
фронт сражаться с врагами.
Вчерашние школьники, студенты,
рабочие – все шли на фронт.
Слайд 4
• Гитлеровская армия
рвалась к Москве, сметая
все на своем пути. Но наша
армия сражалась смело,
мужественно
• Захватить Ленинград
для фашистов – очень
важно.
•
В сентябре 1941 года
гитлеровцы окружили
город, отрезали
Ленинград от всей
земли. Вокруг
Ленинграда
образовалось кольцо.
Казалось, чуть-чуть и
враг войдет в город,
ступит на исторические
камни своим кованным
сапогом.
Слайд 5
•
Но, нет! Все Ленинградцы поднялись на защиту города.
Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог
взять город.
• Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды,
полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей.
• Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их на
колени, но измученные, голодные горожане не сдавались:
выпускали оружие, шили одежду, вязали теплые вещи.
Все ленинградцы свято верили, что победят.
Слайд 6
Ольга Бергольц написала стихотворение . Это клятва ленинградцев
стране.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
…Я говорю с тобой под свист снарядов. Угрюмым
заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя,
печальная страна.
Крондштадтский злой, неукротимый ветер в мое
лицо закинутое бьет.
В бомбоубежище уснули дети, ночная стража стала
у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…Бессонны
ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называют
страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет
грохот канонад,
И если завтра будут баррикады – мы не покинем
наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам
патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут старинные знамена
Петрограда.
Руками, сжав обугленное сердце, такое обещание
даю
Я, горожанка, мать красноармейца, погибшего под
Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой, мы одолеем
бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия, от имени
российских матерей.
Слайд 7
Да, все защитники Ленинграда клялись не сдаваться.
И эту клятву жители свято выполняли 900 бесконечно
длинных дней и ночей.
Слайд 8
•
•
•
Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она
ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии
остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло
из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались
продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать,
болеть.
В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и
нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125
блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О.
Бергольц.
В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные
обмороки. Ели все , что попадется: суп из травы, кисель из
столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький
кусочек хлеба оставить надолго.
Слайд 9
•Рассказ «Хлебные крошки»
Это было во время войны , в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине
холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка.
Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.
• Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,
•но тяжелый и влажный, потому , что муки
•в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой
стороны
•прилавка толпились дети. Даже при
•слабом свете коптилки было видно,
•какие у них худые, изнеможденные
•лица.
• Шубки не облегали ребят, а
• висели
•на них, как на палочках. Головы их
•поверх шапок были закутаны
•теплыми
•шарфами и платками.
•Ноги – в бурках и валенках, и только
•на руках не было варежек: руки
•были заняты делом.
•
Слайд 10
•
•
•
•
•
•
•
Как только у продавца,
разрезавшего буханку, падала на
прилавок хлебная крошка , чейнибудь тоненький озябший палец
торопливо, но деликатно скользил по
прилавку, поддевал крошку и
бережно нес ее в рот.
Два пальца на прилавке не
встречались: ребята соблюдали
очередь. Продавщица
не бранила, не покрикивала на
детей, не говорила :
« Не мешайте работать! Уйдите!»
продавщица молча делала свое
дело: отпускала людям их
блокадный паек.
Люди брали хлеб и отходили.
А кучка Ленинградских ребят
тихо стояла у другой стороны
прилавка, и каждый терпеливо ждал
своей крошки.
Слайд 11
•
•
•
•
•
•
Трудно было жить в то время и страшно...
очень страшно… Хоронили людей в братских
могилах. Ничто не могло сломить
Ленинградцев.
Даже в те страшные военные дни дети
ходили в школу и учились. Вот что пишет 12летний мальчик…
«Мы учимся в бомбоубежище. С утра до
вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом
влетел и разорвался снаряд, выбило все
стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь
дома совсем темно. Готовлюсь к
географическому сбору. Сегодня я ел кисель
из столярного клея».
«Где-то там, наверху свистели фугаски,
рвались снаряды, а у нас под землей было
тихо, тепло , светло. Радио приносило нам
под землю вой сирены. У нас шел урок.
Учитель объяснял нам новые темы. Нужно
было запоминать, записывать. Заниматься
стало трудно. Кочегарка не работала.
Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают
чернила. В подземелье погас свет, мы
перебрались в класс, где только одно окно
застеклено, а остальные забиты фанерой»
В таких условиях учились дети и светло
верили, что наступит день победы.
После школы помогали фронту, работали в
госпитале, очищали улицы от снега.
Слайд 12
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
900 дней и ночей длилась блокада.
Страшная судьба постигла и семью
Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930
году, ей было всего 12 лет, когда шла война.
Большая и дружная была семья Савичевых.
Отец, Николай Родионович работал пекарем,
пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария
Игнатьевна, работала белошвейкой на
фабрике. Началась война. Во время войны
Таня вела дневник. Это маленькая записная
книжка,
которую вела двенадцатилетняя
ленинградская девочка Таня Савичева. В
книжке девять страниц, на шести из них даты. Шесть страниц - шесть смертей.
"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.
Слайд 13
• Таню обнаружили служащие
специальных санитарных команд,
обходившие ленинградские дома.
Когда ее нашли, она была без
сознания от голода. Вместе со 140
другими ленинградскими детьми в
• августе 1942 года девочку
эвакуировали
• в село Красный Бор Горьковской
области. Врачи два года
• боролись за ее жизнь. Таню
перевели в расположенный
• в том же районе Понетаевский дом
инвалидов с более
квалифицированным медицинским
обслуживанием.
• Но болезнь уже была неизлечимой.
24 мая Таню перевезли в
Шатковскую районную больницу.
Там 1 июля 1944 года она и умерла.
Ее похоронили на поселковом
кладбище.
Слайд 14
В Петербурге открыта мемориальная доска в
память о Тане Савичевой, написавшей блокадный
дневник
27 января 2005
Слайд 15
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Дневник Тани Савичевой стал
одним из вещественных
свидетельств фашистских
зверств на Нюрнбергском
процессе, а сама девочка символом мужества
блокадного Ленинграда. О ее
судьбе написаны десятки
книг, сняты фильмы, Эдита
Пьеха исполняет "Балладу о
Тане Савичевой", есть звезда,
названная в ее честь.
Но... немногие и сегодня
знают, что Таня ошибалась, и
Савичевы умерли не все.
В таких страшных условиях
выжила родная сестра
Тани, Нина Николаевна,
которая по сей день живёт
под Петербургом.
Слайд 16
•
Каждый год бывшие
блокадники получают
открытки с
поздравлениями от
Президента России. На
обороте открыток
неизменно фотография
девочки с короткой
стрижкой и черным
бантом. Рядом странички жуткого
дневника, в котором
она отмечала даты
смерти самых близких
людей. Как и другие
пенсионеры, Нина
Николаевна бережно
хранит эти
президентские
открытки. В альбоме,
рядом с оригиналом той
самой, последней
фотографии Тани.
Слайд 17
Единственным путём сообщения с блокадным
Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по
озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и
назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно
обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови.
Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок
жизни» На лепестках цветка изображены лицо
улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет
солнце». Рядом находится плита, на которой надпись:
«Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям
Ленинграда 1941—1944 годов».
Слайд 18
В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое
большое Пискаревское , на котором похоронено
470 тысяч человек.
Слайд 19
Площадь Победы… идут люди. Мир – это счастье, мир – это память
благодарное поколение все помнит. Идут люди поклониться тем, кто отдал
жизнь во имя добра и справедливости.
Слайд 20
Площадь Победы
Слайд 21
В нашем классе проводятся классные часы, посвященные
Великой Отечественной войне. На наши мероприятия
приглашаем участников войны, тружеников тыла. Они нам
рассказывают о трудной, тяжелой жизни, которую они
пережили.
Слайд 22
Нам очень нравится слушать их интересные , познавательные
рассказы. Из рассказов мы узнаем о жизни людей, детей в годы
войны.
А также к приходу ветеранов к нам в класс, мы готовим для них
небольшие концерты, делаем своими руками небольшие сувениры.
А также иногда мы вместе с учительницей ходим к ним домой.
Интересуемся их здоровьем, жизнью. А если надо, мы им оказываем
посильную нам помощь.
Слайд 23
Использованные
источники:
http://delphinus.blog.ru/?page=15
http://fotki.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/15891/
http://www.compatriotsru.com/russian/novosti/v-rossii/novosti-iz-rossii/neobychnaj
a-vstrecha-v-rokvillskoj-biblioteke-rockville-library-md
http://fotki.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/15892/
http://fotki.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/15906/
http://progektor.hiblogger.net/
http://news2.ru/story/215643/
http://school4novo.rusedu.net/archives/133/201002
http://engschool18.ru/schoollife/victory/114-blokada-leningrada.html
http://fotki.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/15841/
http://fotki.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/15850/
http://treli-clubs.2x2tv.tv/forum-f17/tema-t519.htm
http://blogs.mail.ru/mail/filya.21/tag/праздники
http://900igr.net/kartinki/istorija/Blokada-Leningrada.files/003-BlokadaLeningrada.html
http://blogs.privet.ru/community/aforismus/tags/156855
http://900igr.net/kartinki/istorija/Blokada-Leningrada.files/095-A-v-nochi-pronzaetnebo-Ostryj-svet-prozhektorov.html
http://www.topren.ru/id_8063_blokada-leningrada-doroga-zhizni.html
http://engschool18.ru/schoollife/victory/114-blokada-leningrada.html
http://www.biblioteka.r52.ru/news/?pageArticle=7
http://www.rian.ru/archive/20101110/index_17.html
http://www.fontanka.ru/2005/01/27/114372/
Слайд 24
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семёнова Елена Васильевна
→ Муля8101 16.01.2011 10 33339 8292 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК