Проект "Остров сокровищ"
Проект программы
по формированию и утверждению
самоценности семьи
«Остров сокровищ»
г. Советский
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
безопасность всего человеческого
общества.
А. Адлер
Развитие и совершенствование социальной работы в России является одной из фундаментальных проблем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысление ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. В связи с этим особое значение имеет изучение состояния и определения перспектив важнейшего института общества, каким является семья.
Семья, ее интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика - приоритетной в социальной политике государства.
Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, а социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.
Семья – первый и главный социальный институт в жизни каждого человека. В процессе формирования личности именно семья играет первоочередную роль:
а) поддержание биологической непрерывности общества. Семья обеспечивает биологическое существование своих членов, давая им пищу, жилище, одежду, заботясь о сохранении их здоровья,
б) поддержание культурной непрерывности общества — Семья осуществляет первичную социализацию личности;
в) экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
г) социальное контролирование и моральная регламентация поведения членов Семьи – это основная ступенька социализации и самосознания личности. С прибавлением новых членов (рождение ребенка в частности) Семья продолжает свою жизнедеятельность, меняя структуру и преобразуя функции, происходит смена поколений и обмен обычаями и традициями. В семье ребенок приобретает умения и навыки человеческих взаимоотношений, через что закладывается нравственный и моральный облик.
В то же время, жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Поэтому, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. От того, какие обычаи и традиции сложились в семьях, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
Все чаще в погоне за финансовым достатком взрослые забывают о духовных ценностях: реже встречаются семьями, а общение внутри семьи носит формальный характер. Постепенно утрачиваются или вообще не существуют семейные традиции и обычаи.
По результатам нашего исследования семейнельзя сказать, что все семьи являются таковыми. (Приложение №1)
Есть еще такие семьи, в которых сохраняются и поддерживаются семейные обычаи и традиции. Изучив данные исследования и проанализировав трехлетнюю работу специалистов с семьями в данном направлении, была организована работа, направленная на систематизацию использованного материала и объединение его в проект программы «Остров сокровищ».
Цель программы
Формирование и утверждение самоценности семьи, как общественной ценности.
Задачи программы
Выявление семей, сохраняющих и поддерживающих семейные ценности и традиции.
Оказание социально – психологической помощи и поддержки семьям, сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающих увлечения и таланты членов семьи.
Активизация механизмов взаимопомощи и межсемейного партнерства.
Организация досуга.
Создание газеты «Вестник семейных сокровищ».
Обобщение и распространение опыта работы по программе.
Для реализации поставленных задач, можно использовать следующие принципы:
принцип партнерства Центра и семьи;
принцип индивидуального подхода;
принцип культуросообразности;
принципы организации и проведения мероприятий: принцип активности, принцип творческой деятельности, принцип партнерского общения, обеспечения обратной связи;
Содержание программы
В структуре программы (Приложение №2) предусматривается два компонента, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга:
1. «Семейная сокровищница»: (Приложение №3) компонент, направленный на изучение истории семьи, сохранение и поддержание традиций и обычаев семьи через следующие формы работы:
Круглый стол
Выставки
Концертно-развлекательные программы
Музыкально – литературные гостиные
Оформление фотоальбомов
Выезды на природу
Театрализованная деятельность
Конкурс снежных фигур
2. «Вестник семейных сокровищ» (Приложение №4) информационный компонент, направлен на привлечение семей, заинтересованных в сохранении и укреплении семейных традиций. Реализуется через выпуск ежемесячной газеты «Вестник семейных сокровищ». Рубрики газеты:
Семейные традиции;
Копилка семейных советов
Анонс мероприятий;
Советует специалист;
Обратная связь;
Возьмите на заметку.
Этапы реализации программы
Реализация программы предусматривает три этапа, каждый из которых преследует достижение конкретных задач.
Ожидаемые
результаты -
создание условий для реализации
программы; -
выбор издательской группы
Ожидаемый
результат
-
решение
программных задач; -
выпуск ежемесячной газеты «Вестник
семейных сокровищ»;
Ожидаемый
результат
-
создание рубрики в районной газете; -
обобщение и распространение опыта
работы в методических изданиях;
Механизм реализации
Предметом направленного действия проекта программы «Остров сокровищ» является семья. В проекте программы примут участие все семьи с детьми с ограниченными возможностями. Семьям будет предложена анкета с целью выявления семей, в которых имеются «Острова сокровищ» (комфортные условия, дружеские, семейные отношения, сохранения обычаев и традиций семьи). Приложение №5
После анализа результатов анкетирования проводится Медико–психолого–педагогический Консилиум, на котором определяются кураторы для данных семей. Так же заседание МППК проводятся в случае, если в течение года к реализации программы присоединяются новые семьи. Кураторы встречаются с семьями, оказывают необходимую помощь при подготовке к мероприятиям, консультируют по разным вопросам.
На первой встрече проводится Круглый стол «В кругу семьи», где семьи знакомят с результатами анкетирования. Составляется план работы на год. Выбирается издательская группа, которая будет оформлять, и выпускать ежемесячную газету «Вестник семейных сокровищ». Газета будет выходить после проведенных мероприятий. В ней будут отражены результаты, анализ мероприятия и планы. Так же материалы для общего развития под рубрикой «Знаете ли вы…», «А вам слабо?» и т. п.
В течение месяца семьи готовятся к следующему мероприятию. Будет организована выставка творческих работ «Чудесный день, весны венец», на которой будут представлены фотографии, рисунки, поделки на соответствующую тему.
Конкурсно-развлекательная программа «Смешарики» включает в себя смешные истории из жизни семьи, занимательные конкурсы, юмористические сценки и другое.
Международному дню семьи посвящается музыкально-литературная гостиная «Тепло наших сердец», где семьи могут проявить свои таланты: исполнить романс, спеть песню, прочитать стихи и станцевать.
В летний период семьям предлагается оформить фото или видео альбом «Семейный калейдоскоп». Темы могут быть разные: «Интересные события в семье», «Традиции и увлечения Семьи», «Мы отдыхаем», «Генеалогическое древо» и другие.
Золотую осень семьи встретят на природе. Здесь мы планируем организовать спортивно-игровую программу «Игры народов Севера».
Следующим мероприятием на «Острове сокровищ» будет Семейный театр. Семьи могут по желанию представить кукольный спектакль или разыграть сценку.
По Восточному календарю 2009 год – год «Быка». В связи с этим семьям предлагается принять участие в конкурсе снежных фигур (вылепить из снега символ года).
Заключительным этапом работы за год станет праздничная программа «Остров семейных сокровищ», на которой будут представлены лучшие работы, альбомы, творческие номера. В конце мероприятия подводятся итоги встреч.
Кадровое сопровождение программы
Программа «Остров сокровищ» реализуется при поддержке партнеров проекта МВЦ «Хансэ» (организация выставок), библиотеки (проведение конкурсных праздничных программ). Финансовую поддержку оказываю постоянные спонсоры Центра: кафе «Виктория», ООО «Мегаполис».
Непосредственными исполнителями проекта являются, прежде всего, семьи во главе с кураторами (специалисты Центра). У одного куратора может быть несколько семей. Задействованы специалисты Центра:
Заведующий отделение дневного пребывания – является ответственным за реализацию программы, организует и контролирует деятельность кураторов, специалистов, отслеживает и анализирует результаты работы каждого специалиста, ведет работу по созданию условий для повышения уровня эффективности и качества.
Методист – обеспечивает методическую помощь кураторам, семьям, специалистам. Ведет непосредственную работу по подбору материалов. Отслеживает и анализирует результаты работы.
Музыкальный руководитель – организует и проводит мероприятия, отвечает за музыкальное обеспечение, занимается подбором и разработкой сценариев, отвечает за повышение уровня эмоционального самочувствия семьи, помогает участникам программы реализовать и развивать свои музыкальные возможности.
Психолог – оказывает социально-психологическую помощь и поддержку семьям, оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, создает условия для психологически-комфортного климата в семье.
Инструктор по труду – организует мероприятия для раскрытия и развития творческих способностей, отвечает за организацию и проведение выставок. Создает условия для поддержания эстетического и нравственного воспитания семьи.
Для проведения каждого мероприятия назначается ответственный, которым является конкретный специалист Центра.
Специалисты, работающие по программе, должны знать:
место и значение семьеведения в системе общественных наук, его принципы, историю развития общественной мысли в семье, типы и положение современной российской семьи , ее функции;
историю и этапы становления государственной семейной политики России, ее основные направления, принципы и механизмы реализации;
нормативно-правовую базу социальной защиты семьи;
технологии социальной работы с семьей;
методику проведения исследовательских и социологических работ, подготовки управленческих решений, комплексных программ и проектов всех уровней;
устав учреждения социальной защиты населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко»
кодекс этики работников реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко»;
Предполагаемые результаты:
Увеличение количества обслуживаемых семей в данном направлении на 20%.
Сохранение, поддержание семейных ценностей и традиций.
Повышение рейтинга семьи с ребенком с ограниченными возможностями.
Расширение круга общения, приобретение опыта общения в новой социальной среде.
Создание газеты «Вестник семейных сокровищ», с целью информирования и привлечения семей, сохраняющих и поддерживающих семейные традиции.
Критерии эффективности:
Журнал учета посещаемости для определения количественного показателя.
Создание семейного портфолио.
Отслеживание эмоционального самочувствия семьи с помощью модифицированной методики «Линеечка» Дембо – Рубинштейна.
Разнообразие методов и приемов работы с семьей, развитие техники межличностного общения.
Список используемой литературы.
Работник социальной службы №1 2006г.
Методические рекомендации для родителей по вопросам социальной и психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Г. Сургут 2001г.
Социально – психологические технологии в реабилитации детей с ограниченными возможностями. ГУ ХМАО – Югры ЦСПСиД «Семья» г. Сургут 2006г.
Работник социальной службы №4 2006г. Программа совместных действий СРЦ для несовершеннолетних «Семья» «Окно в мир»
Школьный психолог № 5, 6,,17,18,19,20,21.22,,23,24 2006г.
Взаимодействие с семьями, имеющими ребенка – инвалида. Методическое пособие. ГУ ХМАО – Югры ЦСПСиД «Семья» г. Сургут 2006г.
Морозова Е.Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2-2005.
М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре, Е.А. Шабанова. Опыт психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида / Под ред. Л.В. Бадя. – М.: Социально-технологический институт МГСУГ, 2000.
Креативная реабилитация: Сб. программ социально-культурной реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами. – М.: МГУКИ, 2001.
Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации / Под ред Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Мацукевич О.Ю., Моздоковой Ю.С. – М.: МГУКИ, 2001.
Приложение №1
Анализ результатов исследования семей
в процентном показателе за три года
2005
год – 200 обслуженных семей 2006
год – 197 обслуженных семей
- поддерживают
семейные и общественные традиции
- поддерживают
только общественные традиции
- поддерживают
только семейные традиции
- не придают
значения общественным и семейным
традициям
2007
год – 184 обслуживаемых семьи
Приложение №2
Структура программы.
Семейная
сокровищница
Вестник семейных
сокровищ
Приложение №3
План мероприятий
-
Январь
Выявление семей сохраняющих семейные обычаи и традиции своего рода.
Февраль
Круглый стол «В кругу семьи» (результаты анкетирования, план мероприятий)
Март
Выставка творческих работ «Чудесный день, весны венец»
Апрель
Конкурсно – развлекательная программа «Смешарики»
Май
Музыкально – литературная гостиная – «Тепло наших сердец»
Июнь - август
Оформление фото или видео альбома «Семейный калейдоскоп» Предлагаемые темы:
Интересные события в семье;
Традиции и увлечения семьи;
Мы отдыхаем;
Генеалогическое древо;
Сентябрь
Выезд на природу – спортивно- игровая программа «Игры народов севера»
Октябрь
Семейный театр ( театрализованные представления, кукольный театр, разыгрывание сценок)
Ноябрь
Конкурс снежных фигур, посвященный году «Крысы»
Декабрь
Праздничная программа «Остров семейных сокровищ» (концерт, выставка работ, фотоальбомов, подведение итогов)
Приложение №4
Титульный лист газеты.
№1(1) Выходит
1 раз в месяц. Январь
2008 г.
Отделение
дневного пребывания Учреждения
социального обслуживания Ханты –
Мансийского автономного округа – Югры
«Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями
«Солнышко» принимает участие в конкурсе
в номинации «Теплое дыхание» с программой
«Остров сокровищ» в рамках направления
работы с семьей, согласно постановлению
Главы администрации Советского района
№ 1291 от 07 мая 2007 года «О премии Главы
администрации Советского района в
области популяризации ценностей
семейной жизни «Серебряная роса».
Приложение №5
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на предложенные вопросы вдумчиво и откровенно.
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Считаете ли Вы свою семью дружным коллективом?
Да;
Не совсем;
Нет;
Как часто Ваша семья собирается вместе?
Ежедневно;
По выходным;
Редко;
Что делает Ваша семья, собравшись вместе?
Решает сообща жизненные проблемы;
Занимается семейно – бытовыми проблемами;
Работает на приусадебном участке;
Вместе проводит досуг;
Смотрит телепередачи;
Обсуждает вопросы учебы детей
Делится впечатлением о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
Каждый занимается своим делом;
Другое_______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи? Перечислите.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Есть ли в Вашей семье, какие – либо увлечения? Перечислите.
Нет;
Да____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кизякова Ирина Аркадьевна
→ oneminut 24.04.2012 0 4864 1027 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.