Статья по теме "Лекционно-семинарская система обучения в школе"


МОУ СОШ №1

город Азов, Ростовская область

руководитель ШМО

естественно-научного цикла

Довгаль Лариса Васильевна

на сайте: http://pedsovet.su/index/0-28

зарегистрирована Всезнайкин

Лекционно-семинарская система обучения в школе


Ты никогда не будешь знать достаточно,

если не будешь знать больше, чем достаточно.

Уильям Блейк

Перед школой поставлены задачи формирования личности активной, организованной и ответственной, свободной от стереотипов, стремящейся к постоянному самообразованию. Главную роль в формировании этих качеств играет обучение старшеклассников умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в информационном потоке, интенсивно работать не только индивидуально, но и в коллективе.

Для традиционного классно-урочного обучения характерны уравнительный подход к учащимся, преобладание фронтальной работы над индивидуальной и коллективными формами, стандартное построение урока от первого до выпускного класса, механический перенос форм и методов, применяемых в 5-8 классах в 9-11 классы. Первое, что необходимо сделать, чтобы поднять эффективность, результативность урока, я считаю, нужно увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. Не секрет же, на сообщение и объяснение нового материала, на устные опросы иногда тратится слишком много времени. В итоге мало времени остается на самостоятельную работу, а работа с учеником переносится на дом. Второе, важным условием для повышения эффективности работы является расширение тематического диапазона каждого занятия.

Актуальность темы проявляется в том, что в настоящее время для повышения качества образования выдвигаются все новые требования к современному уроку – использование различных форм и систем обучения, их нестандартное сочетание друг с другом.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей

Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному.

Для полной реализации преодоления нивелирующей организации обучения возникает необходимость использования элементов лекционно-семинарской формы обучения: лекций, практикумов, семинаров, зачетов, адаптированных к условиям школы и возрастным особенностям обучающихся.

При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель - "солнце для вселенной".

Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью.

Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся оперативно использовать, систематизировать появляющуюся информацию о быстро меняющемся мире, находить главное, актуальное в текущий момент и активно применять эту информацию в учебном процессе. Это особенно важно, так как быстро меняющаяся картина мира не позволяет использовать в полной мере учебники и учебные пособия, поскольку информация в учебниках быстро устаревает. Анализ преподавания предметов естественно-научного цикла показывает, что имеет место интересный опыт творчески работающих учителей по применению отдельных организационных форм обучения. Однако в целом учителя массовой школы лекции, практикумы, семинары, зачеты применяют бессистемно, от случая к случаю. В итоге, как правило, учителя и учащиеся не получают ожидаемых результатов. Оставляет желать лучшего и уровень основных теоретических знаний курса, качество учебных программ и специальных навыков, а также интерес к познаниям естественно-научного цикла.

Курс географии, биологии, истории имеет благоприятные возможности для конструирования и применения лекционно-семинарской системы обучения с основными её составляющими: различными типами лекций, правтикумов, семинаров, конференций, зачётов, собеседований. Это заключительный курс среднего географического, биологического и исторического образования, который опирается на значительную базу уже имеющихся у учащихся знаний и умений по географии, биологии и истории.

Дедуктивное построение курса, преимущественное расмотрение теоретических знаний в общем обзоре требует качественно новой организации деятельности школьников – применение анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения сложных экономико-географических, эколого-биологических и исторических явлений регионального и глобального масштабов. Значительная база знаний и умений позволяет включать в процесс обучения боольшой объём самостоятельной работы с различными источниками экономико-географической, экологической и исторической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио, телевидения и с помощью сети Internet.

Лекционно-семинарская система обучения, как и любая система, представляет собой «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство».

Лекционно-семинарская система обучения соответствует возрастным особенностям учащихся 15-17 лет, которых отличает способность пользоваться различными приемами логического запоминания, более активной уиственной деятельности, потребность в самостоятельном поиске информации, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов.

Модель лекционно-семинарской системы обучения

ПРАКТИКУМ




ЗАЧЁТ/

СЕМИНАР


ЛЕКЦИЯ





КОНСУЛЬТАЦИЯ





Лекционно-семинарская система обучения обладает следующими сетодическими особенностями:

  1. Соответствие разных компонентов содержания определенным формам организации обучения, составляющих лекционно-семинарскую систему.

Центральное место в системе занятий занимает лекция. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. На лекционных занятиях учитель закладывает основные теоретические знания.

Основой содержания практикумов являются эмпирические знания. На практикуме формируются специальные исторические, экономико-географические и биолого-экологические умения и навыки работы с тематическими картами, статистическими и графическими материалами, лабораторным оборудованием, а также составлении описаний и сравнение объектов.

Семинар признан обобщить учебный материал, выделить основные проблемы современности. На занятиях формируются навыки самообразовательной работы учащихся.

Зачет дает возможность проконтролировать усвоение базовых знаний, готовность ученика к изучению последующих тем курса, раздела, всей темы. На зачете можно выявить пробелы в семинарах, которые не могут быть обнаружены на практикуме или семинаре.

На семинаре и зачете особое внимание уделяется способности ученика самостоятельно делать выводы, анализ и синтез прочитанного материала.

  1. Соотношение теории и практики, лекций и семинаров в учебном процессе.

Структура лекционно-семинарской системы обучения зависит от темы, куда внесена основная часть новых для учащихся теоретических знаний, требует лекционной подачи материала. Лекции занимают значительный объем учебного времени, а региональный обзор выносится на практикумы и семинарские занятия.

В региональных разделах требуются детализация, конкретизация, углубление уже полученных знаний. Осуществить это целесообразнее всего на основе организации самомтоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации. Для такой организации работы имеются все необходимые условия: потребность школьников старшего возраста в сомостоятельном приобретении знаний, наличие сформированных умений пользоваться различными источниками информации, прилекательность для учащихся современных знаний о жизни разных стран и народов.

Например, на первых занятиях семинара преобладает работа по отбору материала из какого-либо источника и подготовка сообщений; на последующих – написание реферата, выступление с рецензией, доказательством, оценкой какого-либо явления или процесса; на заключительном семинаре – участие в дискуссии.

Меняются функции учителя: от преимущественно информационной к преимущественно организаторской, контролирующей.

  1. Использование специально разработанного учебно-методического комплекса.

Логические опорные конспекты (ЛОК) к лекционным занятиям. Они принизаны компактно графически отобразить тему, ее логическую структуру, процесс изложения учебного материала учителем. Такие конспекты способствуют созданию у учащихся четкого и наглядного представления изложенного материала, помогают учащимся разобраться в его структуре, выделить главное и частное, определить причинно-следственные связи, осмыслить и запомнить основной теоретический материал.

Сборники дифференцированных заданий к практикумам. Сборники содержат постепенно усложняющиеся задания для учащихся, а также справочные статистические, картографические и текстовые материалы. Такие сборники ориентированы на реализацию дифференцированного обучения, оптимальную организацию индивидуальной или коллективной работы учащихся.

Рабочая тетрадь на печатной основе. Она предназначена для фиксации результатов самостоятельной работы, выполнения итоговых работ и для подготовки к семинару и зачету.

Сборники контрольных заданий. Содержат разнообразные задания и вопросы с целью осуществления текущего, тематтического и итогового контороля.

Проведенные исследования показали высокую результативность применения методики лекционно-семинарской системы занятий, повышение эффективности процесса обучения. Это позволяет сделать вывод о том, что методические особенности являются также и методическими условиями эффективного функционирования разработанной системы обучения.


Использованные материалы:


  1. http://1sentyabrya.ru/

  2. http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/1_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F

  4. http://paidagogos.com/?cat=16


Полный текст материала Статья по теме "Лекционно-семинарская система обучения в школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Довгаль Лариса Васильевна  Всезнайкин
11.04.2011 3 4677 677

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК