Рабочая тетрадь для педагогов "Формирование учебной и социальной мотивации на уроках"


КИРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ















РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ








КИРОВ 2010


Разработана Колупаевой Л.А., заведующей методическим кабинетом Федерального государственного учебно- воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа города Орлова Кировской области».






Рецензент: Стебакова Т.В., заведующая кафедрой профессионального образования Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.





Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся. Рабочая тетрадь для педагогов.





В рабочей тетради представлены материалы для ознакомления с существующими в педагогике подходами к мотивации учения, описанными в педагогической и психологической литературе, классификациями, условиями и типами мотивации, путями, приемами и средствами формирования учебной и социальной мотивации. Даны рекомендации по использованию всего вышеперечисленного в практической деятельности педагогов как во время проведения уроков, так и во внеурочной деятельности. В рабочей тетради приведены простейшие примеры проведения педагогами микроисследования уровня сформированности мотивации обучающихся, а также примеры самодиагностики умений педагогов создать условия для мотивации обучающихся и владения преподавателями различными методами мотивации. Рабочая тетрадь поможет педагогам спланировать свою деятельность по решению данной проблемы.








СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………………………… ……4

І. Общие подходы к содержанию мотивации учения……………………………………...5

1. Классификации мотивов учения

2. Типы мотивации

ІІ. Пути формирования учебной мотивации……………………………………………….13

1.Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся.

2.Педагогические средства развития учебной мотивации.

ІІІ. Примеры анкет для проведения микроисследований сформированности мотивации……………………………………………………………………………………….20

1.Микроисследование уровня мотивации обучающихся

2.Микроисследование уровня владения преподавателями основными методами мотивации и стимулирования деятельности

ІV. Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся……………………………………………………………………………………27

1.Основные условия мотивации обучающихся к производительному труду

Заключение……………………………………………………………………………………….29

Литература……………………………………………………………………………………….30

























Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за столы- парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают педагоги различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности и в конечном итоге качество образования зависят от мотивации внутренней. Так как же внешнюю мотивацию перевести во внутреннюю? Как сделать так, чтобы в стенах профессиональных училищ и лицеев не слышалась фраза: «Они не хотят учиться!»? Как создать для не самых лучших учащихся - выпускников школ, собравшихся в новых стенах и принесших сюда нежелание учиться,- новую образовательную среду, успешную и радостную для них? Какие мотивационные механизмы надо включить, чтобы учеба стала учением с увлечением?

Материалы, которые предлагаются в данной «Рабочей тетради», не решат всех проблем мотивированности обучающихся. Но они помогут педагогам более подробно ознакомиться с существующими подходами к мотивации учения, описанными в педагогической и психологической литературе, держать эти проблемы в поле внимания, работать в этом направлении.






І. Общие подходы к пониманию мотивации учения.

Актуальность проблемы обусловлена слабой сформированностью у обучающихся познавательной и социальной мотивации вследствие отставания в учебе, сложностей с освоением программы детьми с ЗПР, отсутствием видения влияния получаемых знаний, умений и навыков на дальнейшие жизненные перспективы. Без сформированной мотивации учения сложно добиться педагогам училищ заметных результатов в обучении как общеобразовательным предметам, так и в профессиональном обучении.

Что побуждает учащегося учиться? Какие факторы мотивируют его к учению?

Принято считать, что в основе причин учебной деятельности лежат потребности – низшие (естественные), и высшие (материальные и духовные). Человек - существо общественное, и именно общество влияет на формирование значительной части его потребностей, которые определяют его склонности, мотивационные тенденции, мотивы желаний и поведения. Потребности на самом деле не побуждают непосредственно к учению, но могут влиять на формирование установок, которые в свою очередь приводят к формированию мотивов учения. Мотивы могут в значительной мере предопределять действия. Они объясняют цель, которую ставит перед собой учащийся, предопределяют его поведение, отвечая преимущественно на вопрос «почему?». В конечном итоге мы имеем какой - либо результат.

Итак, перед нами вырисовывается каркас схемы процесса мотивации:





Задание №1. Заполните схему.

Мотивы- это осознанные причины и побуждения деятельности. Мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на достижение целей собственного развития, в том числе - на приобретение знаний, умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.

Мотивация есть совокупность методов. В последнее время психологи стали в потребностях и мотивах усматривать не столько причины действий, сколько предпосылку к ним, и определять мотивацию как склонность, предрасположенность к действию; перейдет ли склонность к самому действию в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе – эмоций, намерений человека, внешних влияний, которые могут запустить целенаправленное поведение, либо воспрепятствовать ему.

Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Классификации мотивов учения.

Какой- то строгой классификации мотивов учения не существует. Энциклопедия профессионального образования делит мотивы на ведущие и подчиненные. А.К. Маркова относит к видам мотивов познавательные (направленные на содержание учебного предмета) и социальные мотивы (направленные на другого человека в ходе учения). Очевидно, что для осуществления учебной деятельности эти два вида мотивов не равноценны. Эти виды мотивов могут находиться на разных уровнях. Так, для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни:

*широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

*учебно- познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

*мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на создание программы самосовершенствования личности.

Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:

*широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимание социальной значимости учения;

*узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например, заслужить их одобрение);

*мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

Задание №2. Заполнить таблицу, распределив следующие словосочетания по уровням мотивов.

-мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

-удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

-стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

-мотив престижа (стать лучшим);

-мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

-мотив самоутверждения (стать лидером, влиять на других);

- мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

-получить поощрение.


Уровни мотивов


Социальные Познавательные

(внешние, связанные (внутренние,

с другими людьми) направленные на

процесс обучения)


Широкие:



Узкие :


Широкие:



Учебно- познавательные мотивы:



Мотивы самообразования:



Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью). Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату; стремление развивать какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, педагогов и т.д. Если учащиеся решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы мастера, преподавателя и т.д. Внутренними – интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для учащегося.





Условия, влияющие на внутреннюю учебную мотивацию:


Снижают

Усиливают

Переход причин, вызвавших мотивацию, от внутренних к внешним


Рост уверенности учащегося в своих силах

Чрезмерное внимание и игнорирование, неискренние похвалы, жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно завышенные и заниженные оценки, материальное поощрение или лишение


Расширение жизненного опыта и углубление внутреннего мира учащегося


Механизмы формирования мотивации «снизу вверх»: сложившиеся или специально созданные условия учебной деятельности актуализируют мотивационные состояния (ситуативные побеждения), которые при систематической актуализации постепенно переходят в мотивационные свойства (устойчивые образования психики).



Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя учащиеся, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Учащиеся со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – везением или легкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия - кажется им бессмысленной.

Отсюда вытекает основная задача педагога – развивать стремление к успеху, всячески поощряя даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Варианты поведения учащихся в ситуациях стремления к успеху и избегания неудач

Характеристики деятельности

Учащиеся с мотивом стремления к успеху

Учащиеся с мотивом избегания неудач

Ситуация достижения

Активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход.

Избегают рискованных ситуаций, а, попадая в них, «плывут по течению».

Цель

Выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку.

Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку.

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно.

Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию).

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уровень сложности, в случае удачи- повышают.

Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказываются от реалистичной стратегии.

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее.

Не стремятся получать информацию или игнорируют ее.

Самооценка и атрибуция причин

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств.

Чаще завышенная, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайность, а неудача – как проявление плохих способностей.

Планирование временной перспективы

Умеренное реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее.

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования.



Очень важным является вопрос и об эталонах мотивации (типах), с которыми следует соотносить уровень развития мотивации у конкретного учащегося. Психолог А.К.Маркова, специально исследовавшая эту проблему, выделяет пять типов, ступеней включенности учащегося в учебную деятельность. Это следующие типы мотивации:

*Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бледностью и узостью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели и преодолевать трудности. Нет умения выполнять задания по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.

*Безразличное (нейтральное) отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса, возникают первые предпочтения одних учебных предметов другим. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учащихся характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит преподаватель. Типичная для них учебная деятельность – это простые учебные действия на основе образца и инструкции. Возможны простые виды самоконтроля.

*Положительное аморфное отношение к учению (предотношение).

Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов (интерес к результату учения и оценке) и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Они восприимчивы к новым знаниям. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют те цели, которые ставит педагог. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.

*Положительное отношение к учению (познавательное, осознанное). Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит педагог, и на этой основе ставят свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельности для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты учебной деятельности, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, хорошо развит самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

*Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, их иерархия. Мотивы сбалансированы, гармонируют друг с другом. Они умеют ставить перспективные нестандартные цели учебной деятельности, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, типичным является поиск нестандартных способов решения учебных задач. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.

ІІ. Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

  • общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

  • включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

  • построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

  • занимательность, необычное изложение нового материала;

  • образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

  • использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

  • построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.


Основные виды воздействия должны быть направлены на:

-актуализацию ранее сложившихся мотивов учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать);

-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок).


Начало урока. Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.


Задание № 3.Верно или неверно?

(поставьте + или -)

1.Мотивация – побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.

2.Мотив – конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого.

3.По видам выделяются профессионально- ценностные и утилитарно- практические мотивы.

4.Все мотивы имеют одинаковую силу.

5.Все действующие мотивы осознаются педагогами и обучаемыми.

6.В дидактическом процессе действуют только реальные мотивы.

7.Отношение учащегося к учению позволяет выявить некоторые внутренние мотивы.

8.Включенность обучаемого в учебный процесс всегда постоянна.

9.Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

10.Самостоятельность – способность учащегося обходиться без помощи товарищей, учителей, взрослых.

Следующий момент, отражающий основные компоненты мотивации,- целеполагание.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раск5рывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели- отдельные учебны5 действия. Умение ставить цель- показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение ми в поведении придает человеку определенную нравственную устойчивость.

И, наконец, эмоциональный компонент мотивации учения.

Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят особенностей деятельности и ее организации.

Положительные эмоции могут быть связаны с училищем в целом и пребыванием в нем; обусловлены ровными взаимоотношениями с педагогами и однокурсниками; отсутствием конфликтов, активным участием в жизни коллектива группы, с успешностью учебы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной оценки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально познавательное отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Всеми силами училищу и педагогам следует заботиться о сознании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно том случае, если у учащегося сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в школе, которую он закончил, закрепившая негативное отношение к педагогам, к учебному заведению, порождающая постоянную тревожность и беспокойство. Мы провозгласили личностно- ориентированную, гуманистическую парадигму. Но отказались ли мы от привычной угрозы «двойкой», вызовом родителей и т.д.? А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши действия. Как часто у учащихся возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке.


Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся.


Мотивы



Социальные Познавательные


Создание комфортной среды

Положительные переживания, связанные с учением

Непосредственно познавательные мотивы


1.Доброжелательные отношения между учащимися.

2.Общая атмосфера в классе, группе (установка на получение знаний).

3.Отношения сотрудничества «Учитель- ученик».

4.Создание положительной эмоциональной сферы на уроке:

-культура общения;

-доброжелательный тон;

-искренность эмоций;

-эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

-чувство юмора;

-невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

-голосовые средства;

-интонация, умение чувствовать и держать паузу.


1.Поощрение, зависящее от уровня реальных достижений учащихся.

2.Ситуация успеха.

3.Включение в групповую деятельность.

4.Радость от преодоления трудностей.

5.Разъяснение учащимся общественной и личной значимости.

6.Предъявление требований.

7.Приучение к выполнению требований.

8.Оперативный контроль за выполнением требований.

9.Удивление.

10.Привлечение учащихся к оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха.

11.Объективная оценка результатов учебного труда учащихся.

12.Использование разнообразных безоценочных форм поощрения.


1.Связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники.

2.Обращение к личному опыту, анализ жизненных ситуаций.

3.Показ недостаточности имеющихся знаний.

4.Разъяснение значимости З и У в настоящем и будущем.

5.Создание проблемных ситуаций.

6.Использование разноуровневых заданий (создание ситуации выбора).

7.Организация познавательных игр.

8.Вовлечение в дискуссию.

9.Привлечение занимательных примеров, опытов и парадоксов.

10.Планирование целей и задач обучения самим обучаемым.

11.Чередование форм и методов обучения.

12.Тестирование знаний и умений.

13.Использование интерактивных компьютерных средств.


Педагогические средства развития учебной мотивации

Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр.


Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение знаний на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий и др.


Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.


Приемы, основанные на общении, взаимодействия педагога и учащихся: оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом учащихся, их интересами, склонностями) и др.


Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.


Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).




Задание № 4 .Как я могу мотивировать обучаемого?

(Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.)

1.Опирайтесь на любопытство.

2.Используйте эффект загадки.

3.Создавайте ситуации поиска.

4.Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.

5.Подталкивайте к поиску объяснений.

6.Развивайте концепцию способностей.

7.Делайте замечания невнимательным.

8. Обеспечивайте обратную связь.

9.Хвалите.

10. Используйте «эффект вызова».

ІІІ. Примеры анкет для проведения микроисследований сформированности мотивации.

Мотивы проявляются в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучать мотивы через предпочтения учащимися одних учебных предметов другим, выбор более и менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

Задание №5. Проведите микроисследование уровня мотивации обучающихся своей учебной группы в форме анкетирования, обработайте результаты анкет, сделайте выводы и предложите свои меры по регулированию и коррекции мотивации..

Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?».(П.И.Третьяков. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам, стр. 223.)

Цель: Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся.


Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2- всегда; 1- иногда; 0- никогда.


Блок

Отношение

Предметы

Рус. Яз.

Матеем.

Физ-ра

Технология

Произ. обуч.

Матер.

Допуск

І

1.Проявляю интерес к отдельным фактам








ІІ

2.Стараюсь добросовестно выполнять программу.

3.Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.








ІІІ

4.Проявляю интерес к обобщениям и законам.

5.Мне интересны не только знания, но и способы их добывания.








ІV

6.Испытываю интерес к самообразованию.








Примечание. Анкетирование проводится по книге: Менеджмент в управлении школой /Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991.

Методика обработки результатов анкет

1.Для каждого учащегося вычислить средний балл по группе показателей: ситуативный интерес (І); учение по необходимости (ІІ); интерес к предмету (ІІІ); повышенный познавательный интерес(ІV).

Средний балл…;

сумма всех баллов в группе…;

число предметов умножить на число вопросов в группе… .

2.Вычислить средний балл по группе учащихся и соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить график уровня сформированности мотивации учебной деятельности.










Уровень сформированности учебной деятельности


Средний балл


2




1



0



І ІІ ІІІ ІV Уровни


4. Выявленные тенденции, оценка уровня мотивации: если больше 85% - оптимальный уровень; 65-84% - достаточный уровень; 40-64% - низкий уровень.

5.Предлагаемые меры по регулированию и коррекции.


Задание №6. Проведите микроисследование уровня владения преподавателями основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Анкета для преподавателей.


Цель: изучить уровень владения преподавателем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.


Коллеги! Вам предстоит оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа:2-применяю регулярно; 1-применяю иногда; 0- не применяю.

Методы мотивации

Эмоциональные методы мотивации:

1.Поощрение.

2.Порицание.

3.Учебно- познавательная игра.

4.Создание ярких наглядных образных представлений.

5.Создание ситуации успеха.

6.Стимулирующее оценивание.

7.Свободный выбор задания.

8.Удовлетворение желания быть значимой личностью.


Познавательные методы мотивации:

1.Опора на жизненный опыт.

2.Познавательный интерес.

3.Создание проблемной ситуации.

4.Побуждение к поиску альтернативных решений.

5.Выполнение творческих заданий.

6. «Мозговая атака».

7.Развивающая кооперация.


Волевые методы мотивации:

1.Предъявление учебных требований.

2.Информирование об обязательных результатах обучения.

3.Формирование ответственного отношения к учению.

4.Познавательные затруднения.

5.Самооценка деятельности и коррекция.

6.Рефлексия поведения.

7.Прогнозирование будущей деятельности.


Социальные методы мотивации:

1.Развитие желания быть полезным Отечеству.

2.Побуждение подражать сильной личности.

3.Создание ситуации взаимопомощи.

4.Поиск контактов и сотрудничества.

5.Заинтересованность в результатах коллективной работы.

6.Взаимопроверка.

7.Рецензирование.

85%- 13,5 балла-оптимальный уровень

65%- 10,4 балла –достаточный уровень 40 %- 6,4 балла-низкий уровень


Методика обработки результатов анкеты

1.Подсчитать количество преподавателей, регулярно применяющих различные методы стимулирования учебной деятельности (т.е. поставивших 2 балла по любому из пунктов). Вычислить процент от общего числа анкетируемых, построить диаграмму.

Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше – оптимальный уровень; 65-84% - достаточный уровень; 40-64% - низкий уровень.


2. Вычислить средний балл по каждой из четырех групп, составить график.

Соотношение различных групп методов мотивации и стимулирования учебной деятельности

Средний балл




Методы

мотивации


3. Вычислить средний балл по каждому методу внутри группы. Построить графики.

Например:

Соотношение методов внутри группы мотивационных воздействий Баллы


4. Выявленные тенденции.

5.Предлагаемые меры по регулированию и коррекции.


Задание 7. Осуществите взаимопосещение уроков и изучите уровень работы друг друга по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.

Программа наблюдений на уроке.

Цель: изучить уровень работы преподавателя по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.

  1. Изучение активности учащихся на учебном занятии. Составление карты наблюдений:

+ (плюс) – положительный ответ;

(минус) – частичный ответ.

Вычислить в процентах коэффициенты активности (Какт.) учащихся:


Какт = Число учащихся, привлеченных к работе х 100%.

Число учащихся в группе

  1. Вычислить в процентах коэффициент полезного действия (КПД) самостоятельной работы:


КПД = Время самостоятельной работы х 100%.

Время урока

  1. Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов).

  2. Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные (поощрение, наказание, учебно- познавательная игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческие задания); волевые (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.).



Методика обработки результатов наблюдения

  1. Используя показатель активности в процентах, составить диаграмму (при анализе количества посещенных уроков рекомендуется применять средний процент активности). Вычислить процент от общего числа анкетируемых, построить диаграмму.

  2. Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму.

  3. Вычислить средний процент вовлечения учащихся в активную деятельность.

  4. Вычислить в процентах коэффициент реализации методов:


Какт = Число подчеркнутых методов х 100%.

Общее число предложенных методов


Составить диаграммы.

5. Варианты выявленных тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся.

6. Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендация по работе с конкретной группой с учетом ведущих мотивов деятельности учащихся; рекомендации к дифференцированному подходу к обучению с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности.

Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Есть формула Аткинсона (силы стремления человека к достижению поставленной цели):

М = Пду + Вдц + Здц,

Где М- сила мотивации (стремления),

П- сила мотива достижения успеха как личностной диспозиции, В-субьективно -оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; З –личностное значение достижения поставленной цели для человека.

ІV. Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся

Основными условиями (как определили педагоги- практики), при которых возникает интерес к учению и развивается мотивация к производительному труду, являются следующие:

1.Прежде всего, такая организация обучения, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера.

2.Производительный и учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при проведении вводных инструктажей, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до бригадной и фронтальной.

3.Для появления интереса к профессии необходимо понимание ее нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов и профессии в целом для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска: в быту и на работе по профессии.

4.Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

5.Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, тем большее желание он испытывает к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами ,словесное оценивание мастером, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в группе.

7.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого мастера с огромной силой воздействует на подростка.

8. Занятия техническим творчеством, т.к. при этом, как отмечают ведущие психологи страны, происходит всплеск мотивации, для которой характерно «ощущение потока» (термин М. Ксикзентмихали), в котором человек:

-ощущает полную включенность в дело и полную концентрацию мыслей и чувств к работе; своеобразный старт;

-ощущение полного подчинения требованиям, идущим от работы, и сам знает, что и как надо делать;

-осознает, насколько хорошо и успешно он делает дело;

-его не тревожат возможные неудачи, т.к. оценки не ставят за это;

-не ощущает хода времени, т.е. «растворяется» в деле.

«Ощущение потока» должно быть характерно и для педагогов в их педагогической работе.

9.Практика убеждает что, что результативность выполненной учебной работы ведет не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда.

10.В общении с учащимися исключите из лексикона фразы- убийцы:

*Так дело не пойдет!

*Об этом нам не нужно говорить вообще!

«Словесные поощрения ученика»


  1. Ты на верном пути.

  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

  3. Замечательно!

  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.

  5. Так держать!

  6. Это успешное начало!

  7. Отлично!

  8. Фантастика!

  9. Поздравляю!

  10. Ты прав.

  11. Превосходно!

  12. Умничка!

  13. Молодчина!

  14. Большое тебе спасибо!

  15. Твои успехи всё заметнее1

  16. Это твоя победа!

  17. Красивая мысль!

  18. Это интересно!

  19. Я верю в тебя.

  20. Спасибо!


Итак, Вы теперь более подробно ознакомились с существующими подходами к мотивации учения, описанными в педагогической и психологической литературе, знаете условия и типы мотивации, пути, приемы и средства формирования учебной и социальной мотивации. Вы можете провести микроисследование уровня сформированности мотивации как у обучающихся, так и у коллег, у самих себя, после которого спланировать свою деятельность по решению данной проблемы.

Успехов Вам в этой деятельности!






















Список литературы по теме.

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб, 2000.

  2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования //ж. «Народное образование» - М., 2001, № 8.

  3. Лукьянова М. Учебная мотивация . // ж. «Народное образование» - М., 2000, № 9.

  4. Лопатин А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе? // ж. «Завуч», 2004, № 6.

  5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. –М., 1990.

  6. Немов Р.С. психология. /Учебник… В 3 кн. – Книга 2 . Психология образования. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Сарычев С.В., Логинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.

  8. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по резуьтатам.-М., Новая школа, 2001.

  9. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты.-СПб, Питер, 2003.

  10. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб, Питер, М., Смысл, 2003.

  11. Чаркова М.Н. Влияние мотивации на когнитивное развитие личности // ж. «Профессиональное образование « - М., 2002, №12.









Приложение.

Ответы на задания.

З

Установки

Мотивы

адание №1.

Потребности



Действия

Цель

Результат





Задание №2.


Уровни мотивов


Социальные Познавательные

(внешние, связанные (внутренние,

с другими людьми) направленные на

процесс обучения)


Широкие:

- мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

-мотив самоутверждения (хочу стать лидером, влиять на других);

-стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

-мотив престижа (стать лучшим);

Узкие:

-мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

-получить поощрение.

-мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

-мотив получения достойного вознаграждения за свой труд в будущем.

Широкие:

-удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;



Учебно- познавательные мотивы:

-нравится находить ответы на проблемные вопросы, получать удовлетворение от решения заданий повышенной трудности


Мотивы самообразования:

-меня заинтересовала эта тема и я хочу узнать об этом как можно больше;

-стремление взять вопрос для доклада, сообщения.



Задание № 3.Верно или неверно?

(поставьте + или -)

1.Мотивация – совокупность методов побуждения учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения.(+)

2.Мотив – осознанная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого.(+)

3.По видам выделяются профессионально- ценностные и утилитарно- практические мотивы.(-)

4.Все мотивы имеют одинаковую силу.(-)

5.Все действующие мотивы осознаются педагогами и обучаемыми.(+)

6.Достижение высоких уровней мотивации обязательно предполагает прохождение всех более низких.(-)

7.Отношение учащегося к учению позволяет выявить некоторые внутренние мотивы.(+)

8.Включенность обучаемого в учебный процесс всегда постоянна.(-)

9.Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.(+)

10.Формирование мотивации прямым образом зависит от содержания обучения.(+)


Задание № 4 .Как я могу мотивировать обучаемого?

(Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.)

1.Опирайтесь на любопытство.

2.Используйте эффект загадки.

3.Создавайте ситуации поиска.

4.Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.

5.Подталкивайте к поиску объяснений.

6.Развивайте концепцию способностей.

7.Делайте замечания невнимательным.

8. Обеспечивайте обратную связь.

9.Хвалите.

10. Используйте «эффект вызова».





















































































































































































Полный текст материала Рабочая тетрадь для педагогов "Формирование учебной и социальной мотивации на уроках" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колупаева Людмила Анатольевна  Adgesiya
15.04.2011 7 8821 2330

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК