Программа индивидуального развития воспитанника



Государственное специальное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии № 23 Петроградского района Санкт-Петербурга













Программа индивидуального развития

«Хочу быть успешным»


воспитанника детского дома


Автор-составитель программы:

Беликов С. Г.,

воспитатель высшей

квалификационной категории















Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка


Ученик не сосуд,
который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь.



Программа индивидуального развития воспитанника – это фиксация его шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Она служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин и представляет собой результаты динамики развития собственной личности в разных ее проявлениях (характер, способности, общение. др.) Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для улучшения существующих качеств и достижения новых качеств субъекта.


Обоснование программы:


Личность воспитанника является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Быть личностью, значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, воспитатели, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие воспитанника, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений.



Данная программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:


1). Иванов Иван – это воспитанник, обладающий творческими способностями, развитию которых препятствуют его скромность, стеснительность и неуверенность в себе;

2). Воспитанник способен на более многогранное формирование личности в различных видах своей деятельности.


Данная программа признана помочь повышению активности и самооценки Иванову Ивану для реализации своего творческого потенциала.




Характеристика

ученика 3 «а» класса ГОУ СОШ №55

Петроградского района Санкт-Петербурга

Иванова Ивана Ивановича

Иванов Иван, 2000 года рождения, обучается в данном учреждении с первого класса.

В первый класс Иван пришел подготовленным к школе, знал буквы, цифры, умел читать, писать и считать.

За время обучения в школе Иван усвоил учебную программу по всем предметам (кроме физкультуры) в полном объеме.

Большой интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла (русский язык, чтение, английский язык). На уроках Иван активно работает, внимательно слушает объяснение нового материала, любит отвечать у доски, старается хорошо учиться. Однако во второй половине урока начинает уставать, иногда отвлекаться, из-за слабости мышц кисти не может хорошо писать в течение всего урока.

К домашним заданиям относится ответственно, старается выполнять их добросовестно.

Во время перемен Иван предпочитает активный отдых, но из-за проблем со здоровьем не может бегать как другие учащиеся.

Характер у Вани дружелюбный, общительный. Мальчик всегда готов помочь, откликается на просьбы учителей и одноклассников.

В жизни класса принимает активное участие, принимает участие во всех внеклассных мероприятиях.



Классный руководитель Черных А.Н.















Характеристика

на воспитанника

специального детского дома № 23

Иванова Ивана Ивановича

(01.09.2000г. р.)


Мальчик поступил в детский дом №23 23.04.2007 года. За время проживания Ваня адаптировался очень быстро, на контакт со взрослыми и с детьми идёт охотно. В общении с детьми проявляет инициативу. В общении со взрослыми избирателен. Работоспособность достаточная, но быстро истощается. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне.

Ваня – ответственный, добросовестный мальчик, трудовые поручения выполняет охотно и почти качественно. Но его скромность и неуверенность в своих способностях мешают развитию богатого творческого потенциала. Он стеснителен, малоактивен, что является причиной заниженной самооценки воспитанника. По характеру это очень общительный, добрый, спокойный человек, который всегда придёт на помощь другому. Ваня умеет контролировать свое поведение, управлять собой в установленных рамках, в том числе и в общественных местах.

В группе поддерживает дружеские отношения с товарищами. Старается не вступать в конфликт. Ваня – уравновешенный мальчик, адекватно реагирует на критику и замечания. Но в случае возникновении какой-либо проблемы старается решить её сам и замыкается в себе.

Домашнее задание выполняет самостоятельно, контроля со стороны взрослого не требуется. Охотно занимается на занятиях по дополнительному образованию, но не всегда активно. Любит заниматься спортом, столярным делом и рисованием.

Аппетит не постоянный. Ест аккуратно, но медленно и без какого-либо желания. Сон спокойный.



Воспитатель Беликов С.Г.



График компетентности



Цель:


способствовать развитию творческой личности, повышать активность воспитанника, формировать уверенность в себе путём вовлечения его в разнообразную школьную и воспитательскую деятельность.


Задачи:


  • воспитывать и развивать свободную личность, готовую к творчеству;

  • создавать благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности;

  • поощрять инициативу и развивать способности в самых различных видах

деятельности;

  • отслеживать достижения в развитии воспитанника.




Основными принципами работы программы являются :


  • учёт современных требований;

  • учёт возрастных особенностей воспитанника;

  • доступность;

  • последовательность;

  • системность;

  • эффективность;

  • личностно-ориентированный подход;

  • сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

  • Опора на лучшее в воспитаннике.


Основные методы работы по реализации программы:


  • Педагогическая диагностика - основной метод.

Методы педагогической диагностики:

    1. Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел.

    2. Оценка того или иного мероприятия (во время игр, конкурсов, праздников и т.д.).

    3. Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении ребенка.

    4. Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, анкетирования, тестирования.

      • психологические тренинги;

      • индивидуальные занятия с воспитанником;

      • беседы с воспитанником и педагогами;

      • проведение и участие в играх, конкурсах, праздниках, мероприятий.

      • контроль над ходом реализации программы



Риски в процессе реализации программы

1.Снижение успеваемости воспитанника.

2.Утомляемость воспитанника, ухудшение его здоровья.

3. Излишняя психологическая напряженность воспитанника.

4. Непонимание со стороны воспитателей, учителей, одноклассников.

Стратегия устранения рисков

  1. Индивидуальная работа с воспитанником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.

  2. Индивидуальная работа с педагогами, работающими с данным воспитанником.

  3. Психолого-педагогическое просвещение педагогов.

  4. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом детского дома и другими специалистами.

  5. Использование здоровьесберегающих технологий.



Этапы и сроки реализации программы:


Подготовительный этап (сентябрь, 2010 – декабрь, 2010)

Диагностический этап (январь, 2011 – февраль, 2011)

Коррекционно-развивающий этап (март, 2011 – март, 2012)

Обобщающий этап (апрель, 2012 - май, 2012)



Ожидаемый результат:

Это творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов, стремление к самореализации, стремление к активной жизненной позиции.





Специалисты, привлечённые к реализации программы:



  1. Соболева Ольга Михайловна, зам. директора по воспитательной работе

д/д №23 – контроль и поддержка в выполнении данной программы;

  1. Светлана Сергеевна, преподаватель рисования – занятия по рисованию с воспитанником и выдвижение его на различные конкурсы;

  2. Загитов Марат Магсумович, преподаватель технологии – занятия по столярному делу с воспитанником и участие вместе с ним на различных конкурсах и мероприятиях;

  3. Беликов Сергей Геннадьевич, воспитатель 5 группы – выполнение данной программы;

  4. Масленникова Галина Ивановна, воспитатель 5 группы – помощь и поддержка в выполнении данной программы;

  5. Разживина Людмила Валентиновна, врач-педиатр – контроль за здоровьем и ЗОЖ воспитанника;

  6. Черных Анастасия Николаевна, классный руководитель 3»а» класса – помощь и поддержка в выполнении данной программы в стенах школы;

  7. Дмитриева Ксения Николаевна педагог-психолог – диагностика и тренинги воспитанника и т. д.







Деятельность по реализации программы

При проведении педагогической работы по данной программе необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения воспитанника к занятиям; во-вторых, интерес содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями воспитанника, также характером его первичного навыка; в-третьих, регулярность проведения занятий.


I.Подготовительный этап


Цель: выявление особенностей развития и самооценки ребёнка


Мероприятие

Специалисты

Сроки

1.Изучение документации

(личное дело, журнал класса, медицинская карта, карта индивидуального сопровождения)

Черных А.Н.

Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Сентябрь, 2010

2. Беседа с учителями и ПДО


Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Сентябрь, 2010

3. Посещение воспитанника в детском доме и в школе

Черных А.Н.

Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Октябрь, 2010

4. Комплексная проверка

здоровья воспитанника

Разживина Л.В.

По графику

5. Наблюдение за воспитанником на уроках, во время перемен, прогулок внеклассных и воспитательских мероприятий

Черных А.Н.

Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Сентябрь – декабрь, 2010


Ожидаемый результат: полное представление о личности воспитанника



II.Диагностический этап


Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение воспитанника,

выявление его индивидуальных особенностей.


Мероприятие

Специалисты

Сроки

1. Анкетирование воспитанника:

- «Самооценка»

- «Школа -дом и я»

- «Твой характер»

- «Укажи своё место на лесенке»

- «Моё свободное время»

Дмитриева К.Н.

Беликов С.Г.

Январь, 2011

2. Диагностика уровня развития

личности воспитанника

Дмитриева К.Н.


Февраль, 2011

3. Итоги диагностики

Дмитриева К.Н.

Беликов С.Г.

Февраль, 2011


Ожидаемый результат:


- знание особенностей характера и темперамента личности;

- информирование воспитателей и педагогов ДО о выявленных особенностях воспитанника;

- составление диаграмм, схем и графиков, отражающих личностное развитие воспитанника


III. Коррекционно-развивающий этап


Цель: реализация индивидуальной программы развития воспитанника на основе

психодиагностических данных.


Основные направления совместной деятельности

Цель совместной деятельности

Формы совместной деятельности

1. Дорога к саморазвитию


Вызвать желание, стремление воспитанника к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию

- занятие «Душа – это мой внутренний мир»;

- тренинг «Как научиться управлять собой»;

- «Какой я? Чем я отличаюсь от других?» - беседа;

- «Что такое скромность?» - беседа; - игра – фантазия «Я хочу, чтобы…»;

- тренинг «Будь уверен в себе!»;

2. Дорога к творчеству


Развитие творческих способностей и интересов воспитанника

- оформление группового уголка

- оформление группы к Новому году;

- постановка сказки (главная роль)

3. Дорога в мир семьи


Формирование педагогической культуры семьи

- беседа «Я и мои родные»;

- воспитательский час «Традиции в семьях и в детском доме»;

- игровая программа «Ты старший, помоги младшим»;

- воспитательский час «Забота о взрослых»;


Собрания специалистов:

- «Роль детского коллектива в развитии творческих способностей воспитанника»,

- «Воспитатель – воспитанник (ученик) - учитель»;

- «Гармония общения – залог психического здоровья воспитанника»;

- «Учимся творить вместе с воспитанником»;

4. Дорога к здоровью


Развивать стремление к познанию и совершенствованию своего организма, сохраняя и укрепляя здоровье.

- беседа о режиме дня «С утра до вечера»;

- День здоровья в школе и в детском доме;

- «На зарядку – по порядку!» разучивание комплекса упражнений;

- беседа «Витамины – на твоём столе»;

- участие в групповом конкурсе «Письмо курильщику»;

- беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»;

- участие в спортивном празднике «Зимние забавы»;

- посещение спортивных занятий

5. Дорога к труду


Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других

- беседа «Воспитанник сам себе слуга, ему нянька не нужна»;

- уборка группы;

- контроль за дежурством в столовой и в группе;

- уход за комнатными растениями;

- само-презентация «Мои любимые дела»;

- акция «Берегите книги!»;

- участие в конкурсе «Дары природы»»

6. Дорога добра


Развивать нравственное начало в любом виде деятельности, воспитывать доброту и отзывчивость, умение организовать на добрые дела своих друзей

- акция добра «Шоколадная радость»;

- игровая программа «Ускоренная помощь»;

- акция «Покормите птиц зимой»;

- беседа «Доброе слово»;

- игра «Дарите людям доброту!»»


7. Дорога радости

и дружбы

Научить воспитанника определять свою роль в коллективе и работать для достижения общей цели, наполнить работу воспитанника интересной разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества личности

- участие в праздничных концертах;

- занятие «Друг в беде не бросит»;

- игровая программа «Мы – друзья природы»;

- конкурс рисунков «Безопасный город будущего»

8. Дорога к познанию


Развитие интеллектуальных способностей воспитанника через обогащение представлений об окружающем мире

- беседа «Встречают по одёжке, провожают по уму»;

- воспитательский час «Успехи и неудачи учёбы»;

- конкурс «Неделя пятёрок»;

- проект «Уголок живой природы»;

- участие в интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок»;

- занятие «Сто тысяч «почему?» живут на белом свете»;

- воспитательский час «Я воспитанник, а это значит…»

- экскурсии по городу;

Ожидаемые результаты:


- повышение активности воспитанника в жизнедеятельности группы и детского дома;

- участие в районных, городских мероприятиях и конкурсах;

- проявление инициативы в организации работы в группе;

- сформирована уверенность в себе путём вовлечении воспитанника в различные сферы деятельности



IV. Обобщающий этап


Цель: обобщить результаты, продемонстрированные воспитанником в рамках

реализации программы его индивидуального развития



Мероприятие

Специалисты

Сроки



1. Отслеживание достижений в развитии воспитанника

Сравнительный анализ

Соболева О.М.

Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Дмитриева К.Н.

Черных А.Н.

Загитов М.М.


Апрель, 2012


2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы


Соболева О.М.

Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.

Дмитриева К.Н.

Черных А.Н.

Загитов М.М.


Май, 2012


3. Само-презентация воспитанника

«Мой успех»


Беликов С.Г.

Масленникова Г.И.


Май, 2012



Ожидаемый результат:


- понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;

- понимание того, за счёт чего можно повысить темп развития воспитанника;

- составление графиков динамики развития личности


Достижения в развитии

Иванова Ивана


п/п

Название конкурса или мероприятия

Место

Уровень

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.








Список литературы:


  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.,2006.


  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.


  1. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум-М,2000.


  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001.


  1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксимо, 2008.


  1. Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4 классов. Сост. Д.В.Лубовский. – М.; Воронеж, 2004.


  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.


  1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.


13



Полный текст материала Программа индивидуального развития воспитанника смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беликов Сергей Геннадьевич  pshcool23
26.04.2011 1 5363 1151

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК