Методические рекомендации "Модель организации телекоммуникационной деятельности в школе"


Модель телекоммуникационной деятельности в школе

Иванова И.А., заместитель директора по НМР

МОУ города Кургана «Гимназия №57»

Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения и передачи информации.

В России телекоммуникации, в образовательном процессе начали применяться с 1989 года, когда был осуществлен первый совместный Советско-Американский проект "Школьная электронная почта" под руководством академика Велихова Б.А. Первоначально телекоммуникационные сети в области образования использовались как вид связи в процессе переписки. Затем телекоммуникации стали рассматриваться как мощное средство в обучении и развитии личности обучаемых. Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало проведение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одного класса, разных классов, школ, городов, стран.

В исследованиях Бухаркиной М.Ю. дается следующее определение: «Под телекоммуникационным проектом понимается деятельность обучаемых и преподавателей, имеющая общие цели, задачи и методы совместной работы, направленные на достижение общего результата деятельности, в ходе которой основным средством обмена информацией между участниками проекта (которые могут находиться на разных континентах) являются телекоммуникации».

По мнению Полат Е.С. «Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности»

Внедрение телекоммуникаций в школе возможно через выполнение телекоммуникационных проектов по различным общеобразовательным предметам. Межпредметность является одним из свойств телекоммуникационных проектов и проявляется в синтезе общеобразовательных предметов с уроком информатики типа информатика - предмет. Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный интерес учащихся.

Телекоммуникационные проекты, реализуемые в процессе обучения, обеспечивают возможность:

  • вовлечения в активный познавательный процесс каждого учащегося;

  • визуализации знаний, развитие наглядно – образного мышления;

  • формирование культуры учебного труда;

  • совместной работы, сотрудничества, общения при решении разнообразных проблем, проявляя и формируя у учащихся коммуникативную культуру, личностное осознание ценностей совместного труда;

  • свободного доступа к необходимой информации, с целью достижения и возможности всестороннего исследования определенной проблемы. В результате происходит активное накопление опыта использования современных компьютерных технологий, участники проекта обучаются творчески и целенаправленно добывать, обрабатывать и использовать необходимую информацию средствами телекоммуникаций, создавать и использовать информационные базы данных;

  • формировать умения и навыки проектной, поисковой и исследовательской деятельности;

  • повысить активность и самостоятельность учащихся в процессе учебной познавательной деятельности; предоставление возможности самореализации личности;

  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

  • осуществлять объективный контроль знаний, качество усвоения материала;

  • повысить интерес и мотивации в получении дополнительных знаний не только по предметам, изучаемым по программе за счет формирования положительного отношения к учебе;

  • формировать творческую личность, развивать творческие способности;

  • развивать личностные механизмы адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способности к постоянному развитию и самосовершенствованию;

  • приобрести хорошие предметные знания вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции.

Круг рассматриваемых вопросов и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение требовало привлечения компьютерных телекоммуникаций, которые передают информацию с одного компьютера на другой по средствам телефонной (модем) и спутниковой связи. В качестве телекоммуникационной системы обучения рассматривается комплекс, состоящий из технических средств, программного и методического обеспечения предназначенного для организации обучения в локальных и глобальных сетях. Локальные сети предполагают работу и общение учащихся с применение компьютерных технологий в пределах кабинета информатики и между кабинетами в пределах одной школы. Работа в глобальных сетях предусматривает общение школьников разных городов и стран посредством сети Интернет через электронную почту или работу в реальном режиме времени с использованием специального оборудования – видео камер.

Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания и предполагают переход от авторитарных методов обучения к современным, ориентированным на развитие культуры личности обучаемого, ее саморазвития, гуманизации, гуманитаризации и информативности.

Учебный телекоммуникационный проект выступает в качестве интегрирующего начала, объединяя такие различные, но внутренне взаимоувязанные компоненты, как: работа в группах сотрудничества, освоение естественнонаучной методологии, использование новых информационных технологий и развитие коммуникативной письменной речи. Любой учебный телекоммуникационный проект неповторим и уникален, направлен на достижение конкретных целей, ограничен во времени и предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий и операций по приобретению определенных знаний, умений и навыков.

Знания, умения и навыки, приобретаемые участниками телекоммуникационных проектов:

  • представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании сервисов сети Интернет, установки необходимых клиентских программ:

  • знание общих принципов организации сети Интернет, как объединения различных сетей;

  • представление об адресации в сети Интернет;

  • представление об основных сервисах сети Интернет и понимание принципов их функционирования;

  • понимание особенностей организации информационного пространства WWW;

  • знание общих приемов работы с программами-броузерами;

  • владение приемами навигации;

  • знание основных методов работы с электронной почтой;

  • умение работать с почтовыми программами;

  • представление о списках рассылки;

  • владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей;

  • навыки поиска информации в сети Интернет;

  • умение сохранять найденную информацию различными способами.


  • анализ и систематизация информации в виде текстовых, гипертекстовых документов;

  • оценка возможности использования той или иной информационной технологии в учреждении образования.

  • навыки работы с сервисами телеконференций

Структурные компоненты модели телекоммуникационной деятельности, реализованной в МОУ «Гимназия №57».

  1. Практико-ориентированное обучение информатике.


Обновление содержания курса информатики основной и старшей школы на базе современных программных средств и телекоммуникационных технологий. Отработка модели использования виртуальных конструкторов, интегрированных творческих сред, энциклопедических, обучающих и тестовых программ для отдельных предметов.

Содержание обучения, представленное в программе курса «Компьютерная графика» имеет практическую направленность и учитывает актуальные потребности всех участников образовательного процесса. Знания, умения и навыки, полученные в результате освоения курса, являются элементами информационной компетенции, их формирование активизирует исследовательский и творческий потенциал обучающихся.


  1. Организация проектной деятельности в учебное время и в системе дополнительного образования на основе использования информационных технологий.

Необходимость использования сети Интернет в образовательных целях диктуется прежде всего открытым доступом к информации, не отраженной в традиционных источниках. Обучающиеся получают информацию по многим темам, идет постоянное обновление предоставляемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам. Помимо активного использования Интернет-ресурсов в учебной деятельности, информационное многообразие Сети служит полем для реализации общешкольных, российских и международных Интернет-проектов. Очень привлекает школьников перспектива участия в глобальных детских сетевых проектах и интерактивный режим общения со своими сверстниками. Телекоммуникационные проекты, особенно межрегиональные, международные позволяют создавать серьезные исследовательские лаборатории для школьников, значительно расширить зону общения, совместных творческих работ, учитывая особенности культуры различных народов, используя знание иностранного языка в его подлинной функции - средства общения.

  1. Телекоммуникационные технологии в методической работе.

Дидактический потенциал Интернета огромен, поэтому возникает необходимость обучения педагогов грамотному использованию возможностей данного ресурса: знакомство с профессиональной информацией; использование планов уроков, online курсов, Web-сайтов; обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран; объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Концентрация методической службы на наполнении информационного пространства, создании технологий дистанционного обучения педагогов. Традиционные формы использования компьютерных сетей (рассылки нормативных документов, статистических отчетов, планов работы методического кабинета на текущий месяц, анонсы периодической печати, объявления о проходящих внутригородских и внешних мероприятий, выборки из электронных конференций, обзоры и рекомендации по использованию Интернета, контрольные работы и сборка электронных таблиц на основе школьных отчетов-таблиц и т.д.) дополняются новыми технологиями (на основе безбумажной передачи информации). Дистанционные семинары по многим предметам и телекоммуникационная поддержка деятельности учителя – одно из самых перспективных направлений повышения уровня квалификации педагогических кадров.

Создание виртуального методического кабинета важнейшая задача методической службы гимназии. В локальной сети образовательного учреждения, в которую объединены кабинет информатики, предметные кабинеты, школьная библиотека, медиацентр и административные кабинеты, в «Методическом кабинете» можно размещать самую разнообразную информацию: школьную коллекцию медиаресурсов (CD-DVD диски, схемы, ссылки на полезные Интернет - ресурсы и т.д.). Это позволяет постоянно пополнять её из внешних источников (CD-DVD диски, Интернет, схемы, книги и т.д.), а также осуществлять накопление уроков (курсов), разработанных учителями по различным предметам школьной программы.

  1. Сайт гимназии как образовательный портал для организации родительских собраний, дистанционных олимпиад, конкурсов.


Особое место в информационном пространстве гимназии занимает сайт. Он позволяет познакомиться с деятельностью гимназии, узнать новости школьной жизни, прочитать нормативные документы, принятые в гимназии (положения и др.), оставить свои сообщения в гостевой книге. Основная задача превратить его в дидактическую единицу, способствующую эффективности образовательного процесса в целом.


  1. Оборудование медиацентра для ведения телекоммуникационных международных и российских проектов.

Медиатека - одна из основных составляющих информационного пространства гимназии. Разработана структура содержания медиатеки, определено помещение, ответственные, рассмотрены перспективные планы материального оснащения кабинета, определены приоритетные направления развития и деятельности. Коллектив учащихся и педагогов мотивирован на создание обучающих проектов, модулей, которые поступают в мультимедийную библиотеку. На базе медиацентра работают кафедра творческой лаборатории, телекоммуникационный пункт.


  1. Дистанционное образование.

Информационно-технологический профиль гимназии участвует в совместном эксперименте с образовательным центром «Школьный университет» Томского университета систем управления и радиоэлектроники, осуществляющего координацию школ, участвующих в экспериментальной проверке разрабатываемой модели дистанционного обучения. Доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств коммуникации. Подготовка учащихся к участию в дистанционных конференциях, форумах, олимпиадах, конкурсах, курсах – это наиболее часто используемые формы открытого образования.


  1. Внедрение телекоммуникационных технологий в управление образованием и процессами его развития.

Внедрение NetSchool комплексной информационной системы для управления образовательным процессом в гимназии. Этот программный продукт позволит эффективно решить административные задачи, вести мониторинг текущего учебного процесса, наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса.

Это будет единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Родители будут иметь возможность оперативный контроль по Интернету за успеваемостью, посещаемостью своего ребенка (через его электронный дневник); возможность получать рассылку от классного руководителя на свой мобильный телефон в виде SMS: отчеты об успеваемости ребенка, информацию о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.

Польза системы для учащихся: просмотр последней версии своего расписания на месяц/неделю/день, школьных и классных мероприятий; получение итоговых и текущих отчетов о своей успеваемости и посещаемости; доступ к своему электронному дневнику, куда автоматически выставляются оценки, помещаются домашние задания и задолженности по предметам; ведение портфолио своих проектов и достижений; возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса

Литература

  1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.

  2. Бухаркина М.Ю, М.В. Моисеева. ПМК-5 - Програмно-методический комплекс.- М.: А/О КУДИЦ, 1993г.-С. 38.

  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

  4. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.






Полный текст материала Методические рекомендации "Модель организации телекоммуникационной деятельности в школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Ирина Анатольевна  irinush_ka
09.05.2011 1 2732 509

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК