Статья "Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы"
МОУ СОШ № 14 г. Белово
Учитель истории и обществознания Бурцева Татьяна Анатольевна
Мониторинг как аспект управленческой деятельности
Мониторинг как аспект управленческой деятельности в условиях профильной школы
Анализ педагогической практики в современной средней школе показывает, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый качественный уровень.
В связи с этим определился ряд проблемных вопросов:
- организационное переустройство воспитательно - образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей;
- научный мониторинг уровня здоровья, уровня общего развития, обученности учащихся;
- определение роли педагогического мониторинга в сфере образовательного пространства, отработка четких критериев оценивания системы управления школой;
- признание ценности индивидуальности человека;
- процессы гуманизации и стандартизации в области образования;
- внедрение инновационных технологий в обучение.
Для эффективного решения этих проблем современной школе необходимо построить свою деятельность на диагностико - прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей построение воспитательно - образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В связи с этим объектами педагогического мониторинга становятся все участники педагогического процесса (ученики, учителя, классные руководители) и сам педагогический процесс.
Актуальность данного вида работы обусловлена тем, что осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно - воспитательного процесса, степени и характере воздействий объективных факторов среды. Именно внедрение системы педагогического мониторинга во все сферы образовательного пространства дает возможность получить такую информацию о текущем состоянии учебного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, раскрывающая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Но конечные цели не всегда соответствуют планируемым, поэтому задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить причины отклонения.
Цель мониторинга – обеспечить педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений; определить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства ( формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны возрастным особенностям школьников.
Логика построения мониторинговой деятельности в школе (1 этап – подготовительный; 2этап – сбор информации; 3 этап – преобразование информации; 4 этап – анализ данных с целью формирования выводов) определяет содержание, формы, основные показатели, по которым идет сбор информации.
Методами сбора, обработки и накопления информации являются:
наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контроль ЗУН, анкетирование, тестирование, самооценка, опрос.
Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте и в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.
Показателями, отражающими состояние изучаемого объекта, являются:
- степень обученности учащихся;
- выполнение государственного стандарта;
- динамика обученности класса (отслеживание качества знаний) через параллели школы (сравнение данных учебной четверти, полугодия, года);
- итоги контрольных срезов, тестов, экзаменов и т.д.;
- выполнение программ всеобуча;
- данные об устройстве выпускников.
Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы по изучаемому предмету исследования.
За переработкой и анализом полученной информации идет выработка корректирующее – управленческих воздействий и намечаются пути их осуществления – «реагирование на ожидаемые изменения ситуации, реагирование на наступившие изменения, реагирование на ошибки».
Проведенный анализ дает возможность выделить узловые моменты построения и реализации процесса управления качеством образования.
Таким образом, наряду с информационной и аналитической функциями, мониторинг реализует функции контроля, коррекции, диагностико – прогностического слежения за состоянием и развитием педагогического процесса, его субъектов.
Литература
Башарина Л. А. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. – 2001. - № 5.
Вертохвостова Г. А. Роль педагогического мониторинга в системе образовательного учреждения // Завуч. – 2000. - № 8.
Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998. - № 6.
Лазарев В. С., Поташник М.М. Управление развитием школы. – М., 1995. – С. 220.
Полонский В. М. Оценка знаний школьников. – М., 1981.
Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 1998.
Лопатина М. А. Внутришкольный мониторинг \\ Завуч. – 1999. - № 6.
Шишов С. Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000. – С. 121.
Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. – 2000. - № 8.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурцева Татьяна Анатольевна
→ moon0632 11.07.2011 1 7096 821 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.