Доклад "Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.
“Не
прием, не метод, а система является
ключевым понятием в педагогике
будущего”.
Л.
Новикова
В
подавляющем большинстве случаев
воспитательную работу с классным
коллективом общеобразовательного
учреждения проводит классный
руководитель.
Он – педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и
ребенком в освоении культуры, накопленной
человечеством, организующий систему
отношений через разнообразные виды
воспитывающей деятельности классного
коллектива; создающий условия для
индивидуального самовыражения каждого
ребенка и развития каждой личности,
сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей, защиты
интересов детства.
Работа классного
руководителя – целенаправленная
система, планируемая деятельность,
строящаяся на основе программы воспитания
всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно
ориентированного подхода с учетом
актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и
ситуации в классном коллективе. Педагог
также принимает во внимание уровень
воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни, специфику
семейных обстоятельств.
Деятельность
классного руководителя в первую очередь
направлена на работу с обучающимися
всего класса. Он формирует мотивацию к
учению каждого отдельного ребенка,
изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития и стимулирования
познавательных интересов; через
разнообразные формы и методы индивидуальной
работы создает благоприятные условия
для развития гражданственности,
мировоззренческой культуры, навыков
созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения
ребенка в социум, формирования
демократической культуры в системе
классного самоуправления.
Одной из
важнейших задач классного руководителя
является системная работа с коллективом
класса. Педагог гуманизирует отношения
между детьми в коллективе, способствует
формированию нравственных смыслов и
духовных ориентиров, организует социально
ценные отношения и переживания
воспитанников в классном сообществе,
творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему
самоуправления; создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические
условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица»
классного сообщества. В то же время
классный руководитель заботится о
позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному
общению.
Для успешного решения
вопросов обучения, воспитания и развития
личности ребенка необходимо активное
взаимодействие всех участников
образовательного процесса, дифференциация,
интеграция и координация педагогического
труда в едином образовательном
пространстве и социокультурной среде.
В
процессе своей деятельности классный
руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями-предметниками:
совместная разработка общих педагогических
требований и подходов к детям в
учебно-воспитательном процессе на
основе целей образовательного учреждения;
Совместно с педагогом-психологом
классный руководитель изучает
индивидуальность обучающихся, процесс
их адаптации. При поддержке педагога-психолога
классный руководитель анализирует
развитие коллектива класса, определяя
познавательные, творческие способности
и возможности воспитанников, помогая
ребенку определиться в выборе будущей
профессии; координирует выбор форм и
методов организации индивидуальной и
групповой учебной и внеклассной
деятельности как со своей стороны, так
и со стороны других участников
воспитательного процесса.
Классный
руководитель должен тесно взаимодействовать
с социальным педагогом, призванным быть
посредником между личностью ребенка и
всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов
обучающихся. При непосредственном
участии социального педагога классный
руководитель организует социально
значимую деятельность обучающихся,
мероприятия, направленные на развитие
социальных инициатив, реализацию
социальных проектов.
Сотрудничая
с библиотекарем, классный руководитель
расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры
чтения, отношения к нравственным идеалам,
этическим нормам поведения, осознания
собственной индивидуальности через
освоение классической и современной
литературы.
В своей работе классный
руководитель постоянно заботится о
здоровье своих воспитанников, используя
информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного
учреждения.
Одним из важнейших
социальных институтов воспитания
является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена
на сотрудничество с семьей в интересах
ребенка, формирование общих подходов
к воспитанию, совместное изучение
личности ребенка, его психофизиологических
особенностей, выработку близких по сути
требований, организацию помощи в
обучении, физическом и духовном развитии
обучающегося.
Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.
С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, поэтому необходимо объединить усилия школы, семьи и общественности, учреждений, расположенных на территории города, в гражданско-патриотическом воспитании детей.
В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества В 6-ом классе необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма.
Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.
В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.
В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные, способности ординарные и выдающиеся.
В 9-ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль», «Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль морали в анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий «гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм».
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вакулина Ирина Юрьевна
→ Иришка 09.07.2009 1 41245 5603 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.