Анализ воспитательной работы за 2008-2009 уч. год.
Утверждаю
Директор МОУ вечерней (сменной)
общеобразовательной школы
Е.Ю. Варшавская _________________
«________»________________2009 г.
Анализ воспитательной работы за 2008-2009 уч. год.
Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и , самое важное, эффективным.
Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подход.
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является:
способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы стояли следующие задачи воспитательной работы:
Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
Способствовать развитию ученического самоуправления. Формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.
Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития МОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
Продолжить работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних и по предупреждению наркомании среди подростков, максимально привлекать детей группы “риска” к участию в жизни школы, класса, занятиях кружков, секций.
Активизировать работу по изучению уровня воспитанности учащихся.
Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями
Повысить у учащихся интерес к внеклассной работе
Подводя итоги воспитательной работы за 2008\2009 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
укрепление связи семьи и школы
В этом направлении школа работала активнее, чем в предыдущие годы: социальным педагогом Роль Т.Н. было обследовано более 90 семей, новым педагогом-психологом Чегловой А.С. налажена диагностическая работа семей и их психологическое консультирование, классными руководителями каждую четверть проводились содержательные родительские собрания, а общешкольные родительские собрания были проведены на новом уровне. (Особенности проведения родительских собраний были закреплены нормативными документами:Положение о классном родительском собрании, Положение об общешкольном родительском собрании).
На педагогических советах были рассмотрены вопросы: (21 апреля) «Совершенствование работы социально-психологической службы по профилактике правонарушений и бродяжничества среди учащихся»,
(27 января) «Социальное здоровье, как важное условие становления личности ребёнка».
На общешкольном родительском собрании 7 мая 2009 г был рассмотрен вопрос социально - педагогической профилактики отклонений в поведении подростков, доведена до родителей школьная статистика по нарушениям статей «Уголовного кодекса РФ»; Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях».
Были изучены семьи учащихся, их социальный состав - на начало 2008-2009 учебного года сформировано 9 учебных классов- комплектов, с общей численностью 151 человек.
Сентябрь 2008 год – на учёте в КДН и ЗП и ОДН ОВД стояло 24 учащихся.
На внутришкольный контроль поставлено 32 учащихся.
Май 2009 год - на учёте в КДН и ЗП и ОДН ОВД – 25 человека.
Внутришкольный контроль- 38 учащихся
№ п/п |
Статус семьи |
2008-2009 |
1. |
Неполные семьи |
|
2. |
Многодетные семьи |
|
3. |
Малообеспеченные семьи |
|
4. |
Семьи с детьми- инвалидами |
1 |
5. |
Семьи с опекаемыми детьми |
3 |
6. |
Состоят на учете в КДН и ЗП |
7 |
7. |
Состоят на внутришкольном учете |
10 |
В ходе изучения социального состава семей было выявлено:
- снижение наполняемости классов из-за общего снижения уровня рождаемости;
- уменьшение количества многодетных семей;
- увеличение числа неполных семей;
- рост количества малоимущих семей, что влечет в свою очередь рост правонарушений среди детей и подростков.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ
№п/п |
Статус семьи |
2008-2009 уч.г. |
1. |
Рабочие |
|
2. |
Служащие |
|
3. |
Не работают или не имеют постоянной работы |
|
4. |
Предприниматели |
|
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
№п/п |
Образование |
2008-2009 уч.г. |
1. |
Имеют высшее образование |
17,5 % |
2. |
Среднее специальное |
37,8 % |
3. |
Среднее |
42, 7 % |
4. |
Неполное среднее |
2 % |
В прошедшем учебном году были организованы и проведены внеклассные мероприятия с привлечением родителей: День открытых дверей (февраль 2009 г), зональный семинар «День безопасности в школе (педагог-психолог Лобочкина Е.Н.), РМО психологов (Педагог-психолог Чеглова А.С.)
В течение года, велась работа с родителями, целью которой было дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога. На вышеуказанных мероприятиях собирались родители по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.
Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки.
За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать:
уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий (в 10-х и 11-х классах), что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом,
нежелание учащихся развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди них.
В этом случае необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями. Запланировано создание социально-психологической службой «Школы доброго родителя».
В 2009-2010 учебном году особое внимание уделить работе родительского всеобуча, администрации школы поставить на контроль организацию работы с родителями, эффективность которой помогает решить ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков.
сохранение и укрепление здоровья учащихся
Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось согласно программе «Здоровье» по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно—консультативная работа – классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования.
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на хорошем уровне. В 2009-2010 уч.г. следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, активизировать работу ученического самоуправления, классных самоуправлений для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный, продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением врачей-специалистов.
гражданско-патриотическое воспитание
одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы на 2008-2009 уч.год.
В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства (учащиеся на еженедельных школьных линейках и традиционных праздниках исполняли Государственный гимн РФ, были участниками тематических бесед и викторин по данной тематике), прививалась любовь к Малой Родине, к родной школе через традиционные школьные дела.
С февраля по май традиционно проходит пора героико-патриотической работы, которая в этом году была организована и проведена на новом уровне. Совместно с ученическим самоуправлением проведен марафон памяти «Глаза детей-души моей светильник», посвященный детям, погибшим в годы ВОВ.
В ходе марафона были проведены:
- конкурс рисунков (самой интересной и понравившейся всем работой был «Неизвестный солдат» Крюкова Владимира 10Б класс),
- Конкурс сочинений «Письмо будущему патриоту города Озёры» (приняли участие 12-е классы, учитель русского языка Крючкова Л.Б.), которые были подарены воспитанникам МДОУ детского сада № 9.
- Проведено мероприятие в МДОУ детском саду № 9.
Самые активные участники этого года – классные коллективы под руководством Грязновой Е.Т. 12В класс, Крючковой Л.Б. 11А класс, Сердюк Н.В. 10В класс, Гордеевой М.А. 10 Б класс.
Школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, которое осуществляется на должном уровне.
Однако в 2009-2010 учебном году следует акцентировать внимание на работу по созданию школьного музея Боевой Славы, для чего необходимо организовать работу группы «Поиск» с целью сбора материала, более тесного общения с ветеранами, тружениками тыла; отделу информации школьного ученического самоуправления работать над созданием информационной газеты «Патриот».
формирование нравственных основ личности и духовной культуры
Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся – митинг, посвященный 9 мая, «Я верю, что все женщины прекрасны..», «День Святого Валентина», классные часы, посвященные нормам морали поведения в обществе. Педагогом-психологом и зам. директора по ВР проведена интерактивная беседа «Дресскод».
Учебный год начался с традиционного праздника знаний “Здравствуй, школа!”, в котором приняли участие учащиеся 11,12 классов. Отчетный учебный год, юбилейный в истории школы. 26 декабря 2008 г наша школа отметила свое 65-летие. Успешно прошли празднования этого события, в нем приняли активное участие и дети, и учителя, и родители. Концерт с домашним названием “Нам-65!”, конкурс газет, акция “Подарок школе”, явились яркой демонстрацией способностей, дарований, щедрости и талантов наши учащихся и педагогов.
Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне сформированности нравственных и духовных качеств учащихся.
Настораживает, в отдельных случаях, среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу. В связи с вышеуказанной проблемой во 2 полугодии активизировалась работа по воспитанию и привитию толерантных чувств. Началась реализация социального проекта «Парад всех стран», в рамках реализации которого проведены:
- конкурс газет, посвященный изучению культуры стран ближнего зарубежья (приняли участие все классы)
- проведены пятиминутки по классам (учащиеся 12АБ Лоцманова Н, Белеуца Д., Мальчиков С,)
- проведены зам. директора по ВР и педагогом-психологом интерактивные беседы «Патриотизм без экстремизма»
- педагогом-психологом Чегловой А.С. исследованы учащиеся на склонность к отклоняющему поведению. Результаты доведены до сведения классных руководителей и родителей учащихся.
- на зональном семинаре «День безопасности в школе» педагогом-психологом Лобочкиной Е.Н. проведена групповая консультация для учащихся и их родителей «Мы все такие разные…»
Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно-познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники формируют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Введен в традицию «Парад всех наук». В рамках, которого учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, интерактивные игры, выпуск газет и т.д.
Классным руководителям совместно с педагогом-психологом Чегловой А.С.необходимо провести диагностику уровня воспитанности, по итогам которой спланировать индивидуальную работу с учащимися.
Работа по воспитанию толерантности оставить одной из приоритетных на 2009-2010 учебный год.
профилактика правонарушений, бродяжничества и совершения преступлений учащимися школы.
Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств у учащихся в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков в школе осуществлялась следующая деятельность:
- оформление необходимых нормативных документов на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН и ЗП
- классными руководителями проводится работа в этом направлении с учащимися и их родителями - классные часы, профилактические пятиминутки, индивидуальные беседы по профилактике правонарушений, употребления ПАВ
(наиболее активно классными руководителями:
Крючковой Л.Б. открытый классный час «Подростковое бродяжничество» с привлечение инспектора ОВД, специалиста «Подсолнух».
Скопинцевой О.Б. открытый классный час «Семь ступеней к здоровью» (участие в районном конкурсе «Самая классная классная»
Грязновой Е.Т. открытый классный час «Курить – здоровью вредить» (реализация общешкольного социального проекта «Страна Вечерния»).
Зам. директора по ВР и педагог м-психологом более 30 интерактивных бесед по профилактическим вопросам).
- организация работы внутришкольной комиссии, на которой рассматриваются текущие вопросы, вопросы постановки учащихся на внутришкольный учет, снятия с учета, корректируется план работы по профилактике;
- отслеживание занятости учащихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН и ЗП, в свободное время, в период каникул, привлечение их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях.
- работа психологической службы школы с учащимися, склонными к девиантному поведению, их родителями.
- строго отслеживается посещение, пропуски учебных занятий (учащимися школы в рамках реализации социального проекта «Страна вечерния»).
В школе действует система работы по профилактике правонарушений, но в связи с низким уровнем образования родителей, материальными трудностями в семьях, где родителей волнует, прежде всего пропитание (и то не всегда!!!), но не обучение и воспитание детей, уровень правонарушений, к сожалению, оставляет желать лучшего. Однако школа не снимает с себя ответственности.
В новом учебном году больше внимания уделить правовому всеобучу, психологической службе провести более глубокие исследования по выявлению детей, склонных к девиантному поведению, суициду, проводить психологические тренинги, администрации школы продолжить методическую учебу классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям, и их родителями.
развитие самоуправления
В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив МОУ ВСОШ продолжал работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах.
В октябре 2008 г. проведены общешкольные выборы кабинета министров школы, где на посты министров были выбраны учащиеся 10-12 классов. Это учащиеся с хорошим поведением, устойчивой жизненной позицией.
Президент школы: Костикова Татьяна 12В класс.
Министр образования: Багаева Надежда: 12А класс.
Министр здравоохранения: Чеканов Антон 12В класс.
Министр по связям с общественностью: Беляева Ирина 10Б класс.
Министр иностранных дел: Крюков Владимир 10Б класс.
Министр по развитию спорта: Горохов Андрей 11А класс.
Ребятами была спланирована деятельность на год, проведено 10 заседаний кабинета министров по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий), анализ проведенных дел.
Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной. Необходимо активизировать работу всех кабинетов, Школьному ученическому самоуправлению совместно с классными самоуправлениями организовывать больше мероприятий по всем направлениям воспитательной работы.
Работа классных руководителей
Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач, справедливые и разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся, умеют распределить между собой работу, стремятся к общению в свободное время.
Учащиеся приняли участие:
- Фестиваль детского творчества (1 место в конкурсе чтецов Багаева Надежда, 1 место в конкурсе театральных коллективов Макаров Игорь и Кощеева Екатерина, отмечены в конкурсе социальных проектов, 1 место в Мастерской Самоделкина Ермаков Михаил ,призовые места школы безопасности (в состав входят учащиеся, стоящие на учете в КДН и ЗП), призовые места в конкурсе газет на противопожарную тематику, участие в конкурсе «Дети против огненных забав.
Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, как показатель – в прошедшем году более 15% учащихся школы приняли участие в спортивных мероприятиях школы, района, края, что говорит о хорошей организации спортивно-массовой работы, руководителем которой является Чекменева И.А.(при отсутствии собственного спортивного зала).
Но: вместе с тем
Не все учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу.
Вызывают тревогу коллективы 9, 11б классов, где слабо проявляются признаки развития коллектива.
Эпизодические связи классных коллективов по параллелям.
Доброжелательные отношения между учащимися в классе не всегда выражаются в действенной помощи друг другу.
В настоящее время в школе оформляется мультимедийная библиотека.
Но работа школьной библиотеки остается по-прежнему на среднем уровне, наблюдается низкая заинтересованность учащихся в проводимых мероприятиях, не всегда работа библиотеки согласована с интересами школьников, слабо ведется работа с семьей.
Необходимо планировать работу библиотеки согласно интересам и потребностям современного школьника, одной из задач на предстоящий учебный год определить установление более тесного контакта с семьей через воспитание уважения, интереса к книге, администрации поставить на контроль работу школьной библиотеки в этом направлении.
Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. За школой закреплена территория памятника Неизвестному солдату, на которой в апреле 2009 г. проведен субботник. Организуя разнообразную, насыщенную трудом деятельность (уборка учебных кабинетов, ремонтирование школьной мебели совместно с педагогом, уборка закрепленной территории и т.п.) педагогический коллектив осознает пользу такого воспитания для будущего подрастающего поколения.
Цели и задачи на 2009-2010 уч.год.
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2009-2009 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
1. Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
2. Обновлять и развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления.
3. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, продолжать обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся.
4. Развивать внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
5. Продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.
6. Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
7. Уделить внимание работе ШМО классных руководителей.
8. Продолжить работу по развитию ученического самоуправления.
9. Совершенствовать работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности
10. Продолжить развитие школьных традиций.
Зам. директора по УВР и ВР Королева И.Б.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Ирина Борисовна
→ учитель2009 21.08.2009 3 38522 5199 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.