Информация для завучей.





Курдюмова Елена Васильевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МОУ «Москаленский лицей»

Москаленского МО

Омской области


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ.


- Видите – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. - А вот обычный узел. Вы ведь уже видели такие? – Да. – А теперь мы с вами перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или сделать что-нибудь еще. Видите, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.

Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.


ПРИНЦИПЫ СВОБОДЫ ВЫБОРА.


Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например: «В.Ф. Шаталов задает ученикам много

задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а

учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала».







ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ


«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взять любознательности, без которой всякое обучение – лишь воспитание исполнителей!

ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственный оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие , строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие

(как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?...) разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи.


ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлитые в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.

ФОРМУЛИРОВКА: освоения учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с

ним работать.




Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знаниями? Это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.


ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ


ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, - тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баке. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания… Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.


ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег… Идеальность действия (или, если хотите, его

КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше?




Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки» Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

На одном из методических фестивалей педагоги Москаленского лицея поделились приёмами педагогической техники.

Шелленберг Надежда Васильевна, учитель начальных классов, познакомила присутствующих с авторской программой по развитию речи в начальных классах, которую уже используют многие педагоги района.

Серых Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы, продемонстрировала интересный методический приём «Лови ошибку».

Курдюмова Елена Васильевна, учитель истории, рассказала о приёмах, формах и методах работы, используемых на уроках с целью воспитания интереса к культуре и истории родного края, понимания необходимости сохранить культурные и исторические памятники.

Артамонова Лариса Владимировна, учитель математики, в своём выступлении: «Виртуальная школа: что это и зачем?» доказала присутствующим, что электронные издания стимулируют творческую деятельность учащихся, воспитывают навыки самоконтроля, изменяют роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Долинная Вера Павловна, учитель биологии, рассказала как она развивает мышление ребят на своих уроках.

Убедила в необходимости применения на уроках математики тестовых технологий Бадюк Ольга Ярославна.

О повышении интереса к изучению музыки и иностранного языка поведали Баранова Татьяна Александровна и Благодарная Елена Юрьевна.

Всегда активное участие в методических фестивалях принимают учителя начальных классов. И на этот раз

об уровнях и видах домашнего задания рассказала Суховая Людмила Борисовна.


Покорила всех присутствующих Каримова Алия Абаевна, учитель изобразительного искусства, выступив по теме: «Путь познания самого себя через изобразительное искусство». Ей был вручён приз зрительских симпатий.

Вот так в нашем лицее проходят методические фестивали.

Курдюмова Елена Васильевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МОУ «Москаленский лицей»

Москаленского МО

Омской области


Управленческий аспект деятельности лицея

в работе с одарёнными детьми.



«Нам кажется недостаточным

оставить тело и душу детей

в таком состоянии, в каком

они даны природой, мы

заботимся

об их воспитании и бучении,

чтобы хорошее стало многим

лучшим, а плохое изменилось

и стало хорошим»


Лукиан


Проблема одарённости тысячелетие привлекает внимание огромного числа людей. А.И. Герцен сказал «Гений - это роскошь истории». Надо признать, в наше время эта роскошь стала необходимостью. Как создать условия, обеспечивающие проявление и развитие способностей каждого ученика? С 2005 года школа (лицей) перешла в режим инновационного обучения, ориентированного на формирование готовности личности выпускника к быстрой адаптации в условиях современного общества, профильной ориентации, активной жизненной позиции.

Непрерывно ведётся поиск различных эффективных методов организации учебного и внеурочного процессов. Организация учебно-воспитательного процесса в лицее включает в себя следующие моменты:

  • Качественное изменение содержания образования в связи с переходом на новые программы («Школа 2100»); расширение учебных курсов, особенно в 9-11 классах, увеличение количества учебных часов на занятия по выбору учащихся.

  • Применение оптимальных методов, приёмов; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных.

  • Повышение ответственности у всех участников образовательного процесса за конечный результат обучения.

Положительных результатов помогает добиться комплексно-целевая программа «Интеллект», где разработана система работы лицея по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся и поставлена сверхзадача: создание максимальных условий для непрерывного восходящего развития потенциала одарённого ребёнка.

Основными направлениями деятельности, творческого поиска являются:

  1. Изучение особенностей каждого ребёнка с целью определения спектра его возможностей в различных сферах деятельности.

  2. Внедрение и апробирование передовых технологий обучения одарённых школьников.

  3. Организация психолого-педагогического просвещения педагогического коллектива и родителей по проблеме одарённости.

  4. Создание и организация работы НОУ «Квант».

  5. Организация предметных конкурсов и олимпиад.

  6. Введение профильного межшкольного обучения (создание сети со школами района).

  7. Создание школьных традиций, поощрений лучших учащихся.

Однако работа с высокоинтеллектуальными детьми требует от учителя специальной подготовки, знаний и профессиональных умений.

Теоретическая и практическая подготовка учителей к работе с одарёнными детьми осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Регулярная курсовая переподготовка при ИРООО, 2 педагога лицея закончили магистратуру ОГПУ в 2008-2009г., продолжают обучение – 3 человека.

  2. Участие в работе семинаров лицейского и районного уровня по системе работы с одарёнными детьми.

  3. Работа методических объединений и методического совета лицея по организации исследовательской деятельности учащихся и учителей.

  4. Развитие собственной образовательной практики учителя через совершенствование форм и методов педагогической деятельности.

Учителя в начальном звене учат детей азам поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся 5-7 классов защищают творческие проекты. Учащиеся 8-11 классов принимают активное участие в работе лицейского НОУ «Квант», затем участвуют поэтапно в лицейских, районных и областных конференциях.

Ежегодно до 15 ребят защищают свои исследовательские работы на уровне лицея, до 10 – на районной конференции, 3-4 доклада представляется в области, из них за последние три года 6 человек удостоены дипломами, 1 ученик стал победителем 39-й региональной научно-практической конференции.

Заслуживает внимания и результативность участия обучающихся Москаленского лицея в олимпиадах различного уровня. Так за последние 3 года обучающиеся лицея заняли более 100 призовых мест на уровне района, 11 – на зональном и областном уровне, один ученик стал участником финала X Всероссийской олимпиады по краеведению, ученица 11 класса Попова Оля участвовала во Всероссийской олимпиаде по праву в Москве в 2009 году.

Учителя лицея совершенствуют свои уроки, демонстрируя их на различных уровнях. Высокую оценку получил урок учителя русского языка и литературы Климович С.А., о котором написал главный редактор приложения «Литература» к газете «Первое сентября» Волков С.В. («Литература» № 5 – 2007г.). Участвуя во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвящённом 175-летию Д.И. Менделеева, учитель химии Фалькенберг О.А. вышла в финал конкурса и приняла участие в семинаре-конференции в Москве с 15 по 21 марта 2007 года.

Четыре педагога лицея стали победителями Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» в рамках национального проекта «Образование»: Фалькенберг О.А., Геращенко В.Е., Климович С.А., Шелленберг Н.В.

Особенностью работы стало участие педагогов и учащихся в Интернет-проектах и конкурсах. Так за 2008-2009 учебный год в них приняло участие 240 учащихся и 13 педагогов лицея.

Главная задача, которую мы поставили перед собой и, думаю, успешно решаем – создание благоприятной творческой атмосферы в лицее.

Администрация не оставляет без внимания способных детей и педагогов, помогающих им развиваться.


Хочется закончить словами Омара Хайяма: «Человек, словно в зеркале мир, многолик, он ничтожен и, всё же, безмерно велик».

Курдюмова Елена Васильевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МОУ «Москаленский лицей»

Москаленского МО

Омской области


Усиление управленческой позиции общественности в образовательном процессе лицея.



Дальнейшее совершенствование работы лицея требует обновлённого механизма управленческой деятельности. Управление приобретает все больше государственно-общественный характер. Это означает, что наряду с эффективной системой планирования, организации и контроля за качеством образовательной деятельности со стороны администрации лицея, все большую роль будет играть управленческая позиция общественности по вопросам целей работы лицея, условий осуществления образовательного процесса и оценки результативности образования.

Формировать данную управленческую позицию будут заинтересованные представители различных органов соуправления: Совета лицея, Попечительского совета, Общественного совета, Органа школьного (ученического) соуправления. Предполагаются изменения и в системе контроля за качеством образовательных услуг лицея. Важным звеном управленческой деятельности является контроль за выполнением тех решений, которые принимаются на различных уровнях управленческой структуры. Крайне важным для нас представляется наличие экспертизы качества образовательных программ лицея, расширение роли самоконтроля лицеистов за качеством результатов образования.


Нормативное обоснование документами федерального, регионального и муниципального уровней

  • Федеральный Закон «Об образовании» (редакция 2004 г.)

  • Дополнения и изменения к Федеральному Закону «Об образовании» (2007 г.)


Управленческая структура создана в лицее. Она отвечает требованиям современных нормативных документов. Теперь мы работаем над тем, чтобы в рамках данной структуры продумать последовательные действия, направленные на улучшение качества работы органов соуправления.


Существует ключевая проблема, которая требует разрешения - это

пассивное отношение родительской общественности и социума к проблемам развития лицея.


Постепенно будут расширяться полномочия общественного характера управления за счет разветвленной структуры участия общественности в управлении лицеем, повышения правовой компетентности родителей во взаимодействии с образовательным учреждением, постепенного перехода взаимодействия лицея с социальным окружением на договорные отношения, развития правовой культуры учащихся лицея.

Реализация этих направлений позволит последовательно, в ходе повышения правового сознания различных субъектов образовательного процесса, передать часть управленческих полномочий общественности, родителям и учащимся. В этом случае эффективный результат образования станет результатом интеграции взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения.



В результате повысится гражданская активность участия общественности не только в деле развития лицея, но и в решении актуальных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.



Данная работа позволит в текущем и последующих годах привлечь инвестиций в развитие лицея на сумму не менее 1мил. рублей в год, третья часть которых - средства, привлечённые Попечительским советом.


Цель, которую мы ставим:

  • создать систему государственно-общественного управления, позволяющую оптимизировать разделение ответственности за результаты образовательного процесса.

Задачи:

  • Доработать нормативно – правовую базу управленческой деятельности.

  • Осуществить профессиональный подбор кадров, занятых управленческой деятельностью.

  • Разработать систему диагностики результативности управленческих решений.

  • Обеспечить информированность родительской общественности и социума о деятельности управленческих структур лицея.



Источником финансирования деятельности системы общественно-государственного управления лицея являются дополнительно привлеченные ресурсы.

В лицее разработан и успешно реализуется проект «Государственно-общественное управление в Москаленском лицее». В результате реализации проекта

    • создана разветвленная система школьного соуправления;

    • в органы лицейского самоуправления включены наиболее авторитетные представители власти, бизнеса, общественности;

    • коллегиально решаются проблемы развития лицея и системы образования в Москаленском районе.





Инструментарий проведения контроля:


  • государственная аттестация качества работы лицея;

  • общественная экспертиза качества работы лицея;

  • общественный мониторинг оценки качества образовательного процесса лицея.


Органы, осуществляющие контроль:

Совет лицея, Попечительский совет лицея.








Полный текст материала Информация для завучей. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна  spec
21.10.2009 0 10495 3497

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК