Воспитательный потенциал урока


Воспитательный потенциал урока как средство развития личности.

В данном документе 3 материала для завучей.

Воспитательный потенциал урока как средство формирования

развивающейся личности.


В становлении личности каждого члена совре­менного общества шко­ла играет, ведущую роль. Каждый день школьник занят «школьным обучением» в те­чение 10-12 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени су­ток .

В «школьной жизни» центральное ме­сто занимает урок. Каждый совре­менный российский школьник полу­чает в начальной школе с 1 -го по 4-й

классы около 3800 уроков, в основ­ной и полной средней - около 9000 уроков. Если вычесть отсюда сред­ний процент «пропусков по болез­ни» (= 15%), получим 10900 уроков на каждого среднего российского ученика.

Эти-то одиннадцать тысяч стан­дартизованных своим особым обра­зом «актов школьного воздействия» и оказываются в силу вышеназван­ных обстоятельств главным средст­вом формирования характера, ментальности и привычек поведения каждого гражданина Российской Федерации.

Именно на уроках вырабаты­вается главный мотив жизнен­ной стратегии: активного дос­тижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для детей достига­ется баланс свободы и зависи­мости, послушания и ответст­венности, инициативности и исполнительности. На уроках создается постоянным повто­рением одного и того же сцена­рия «изучения чего-либо» при­вычная структура мышления: «на один известный и не тобой заданный вопрос есть только один правильный и не тобой найденный ответ».

Причем школьным работникам эти важнейшие компоненты воспи­тания на уроке, как правило, не видны. Учителя, их педагогическое начальство, родители и общество в целом привыкли думать, что воспитание на уроке - это, прежде всего, некие примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания того или иного предме­та. Поэтому уроки литературы, ис­тории, иностранного языка предос­тавляют якобы большие возможно­сти для воспитания, чем физика, математика и т.п., где можно воспи­тывать лишь на относительно не­большом материале. В свою очередь, учителя ука­занных точных и естественных дис­циплин, как бы оправдываясь, об­наруживают не столько воспиты­вающее, сколько развивающее, по их мнению, воздействие уроков в таких высказываниях, как: «Мате­матику затем учить уж следует, что она ум в порядок приводит» или «Физика - наука очевидная, о неве­роятном!»

Учителя же физической культу­ры, изобразительного искусства, музыки и технологии упирают на развивающий и воспитывающий по­тенциал «своих» предметов в об­ласти сохранения и укрепления здоровья, развития моторики, а также формирования таких черт ха­рактера, как трудолюбие, добросо­вестность, эстетический вкус, акку­ратность и т.п.

Все это, конечно же, верно, и поиски «границ» воспитывающего и

развивающего воздействия в «раз­делении труда» между предметами имеют определенный смысл. Но главное в воспитании на уроке при таком подходе теряется из виду. Потому что главное в воспитании на уроке лежит там же, где и главное в обучении и развитии на том же уро­ке - в системе педагогических влияний, изобретенной гениальным чехом Я.А.Коменским 400 лет назад.

Эта система педагогических влияний при грамотном исполнении представляет собой законченный акт педагогического общения или завершенную психодраму (взаимное целенаправленное де­лание и диалог учителя и учени­ков, в ходе и результате кото­рых личности участников изме­няются: вырабатываются ак­тивная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведе­ния).

К сожалению, несмотря на оче­видность сказанного, такое пред­ставление об уроках, в силу при­вычности, рутинности и повседнев­ности нашего (и учительского, и ученического) с ними обращения, не то чтобы совсем забылось, а скорее стерлось, ушло в подкорку, превратилось в некие ритуальные моменты, наподобие обрядовой записи в плане-конспекте урока «триединой дидактической цели».

Между тем, воспитывающий по­тенциал урока как такового, независимо от его предметного содержания, весьма высок.


Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле!



Полный текст материала Воспитательный потенциал урока смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Курдюмова Елена Васильевна  spec
09.11.2009 2 16569 3255

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК