Программа "Школа речевого развития"
Программа речевого развития для школ 8 вида для занятий с детьми со средней и глубокой степенью умственной отсталости.
Петербургская система образования и воспитания декларирует внедрение инновационных подходов и методов, направленных на раскрытие и развитие личностного потенциала, творческих способностей ребенка, определение ориентации его в социуме.
Современные тенденции, определяющие социокультурную направленность задач специального образования, обусловили изменение концептуальных подходов к исследованию и решению проблем детей с недостатками речи, выдвигая в качестве приоритета изучение тех аспектов их развития, сформированность которых является гарантом и условием успешной социализации. Ведущей коррекционной стратегией по преодолению социальной дезадаптации детей с недостатками речи в настоящее время становится коммуникативный подход (Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, О.С. Орлова, Л.Г.Соловьева, и др.), выдвигающий в качестве основной коррекционной задачи формирование коммуникативной компетентности в социально значимых ситуациях общения. При этом подчеркивается необходимость развития внеречевых механизмов общения, в том числе и личностной составляющей коммуникативного процесса.
Новое понимание сущности проблем социализации детей с недостатками речи ориентировано на межпредметные связи логопедии с практической психологией, что обусловливает выделение психологического компонента в системе коррекционного обучения детей данной категории.
Психологическая помощь становится сегодня не только необходимым условием оптимизации их образования, но и значимым фактором, оказывающим влияние на успешное решение задачи социальной адаптации детей с недостатками речи и их успешной интеграции в общество.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
При разработке концепции системы психологической помощи детям с недостатками речи мы опирались на теорию культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского, реализованную в деятельностном подходе к исследованию психики Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной.
Важное значение в построении концепции системы психологической помощи детям рассматриваемой категории имеют базовые положения специальной психологии (Т.А. Власова, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейникова И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Е.А. Медведева, В.Г. Петрова, В.М. Сорокин, Л.И.Тигранова, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др.), логопсихологии и логопедии (В.А. Калягин, Н.Л. Карпова, Р.Е. Левина, Ю.Б. Некрасова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.), специальной педагогики (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, В.З. Кантор, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин и др.).
Анализ современных требований к учебно-воспитательному процессу выявил следующие важнейшие направления, генеральной целью которых является не только коррекция, но и инклюзия:
• Развитие гражданственности и патриотизма;
• Создание условий для воспитания толерантности и способности к диалогу;
• Профилактика асоциального поведения, развитие позитивной культурной самоидентефикации в городской среде.
В связи с этим, автор определяет именно эти направления как актуальные приоритетные концептуальные идеи построения программы «Школа речевого развития».
Для этого автором была разработана серия уровневых проективных программных элементов, каждый из которых адаптирован к определенному возрасту и уровню подготовленности воспитанников.
Педагогическая целесообразность.
Все программные компоненты имеют в своей основе активную деятельность школьников.
В структуре деятельности логопеда психокоррекция, в первую очередь, решает задачу оптимизации процесса логопедической работы. Основной организационной формой коррекционной работы в этом случае являются комбинированные занятия, главной характеристикой которых является использование в структуре традиционного логопедического занятия отдельных приемов и методов психологической коррекции (приемы игровой психокоррекции, коммуникативные игры, ситуативные упражнения, арттерапии, музыкотерапии, кинезатерапии, библиотерапии, суггестии и др.), направленных на повышение мотивации к занятию, стимуляцию коммуникативной активности, развитие познавательных процессов, коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы.
Инновационной формой психокоррекционной работы выступает интегрированное занятие, проводимое совместно психологом и логопедом, в рамках которого решаются задачи формирования коммуникативных умений и навыков, а также речевого и социального поведения.
Петербургская система образования и воспитания декларирует внедрение инновационных подходов и методов, направленных на раскрытие и развитие личностного потенциала, творческих способностей ребенка, определение ориентации его в социуме.
Современные тенденции, определяющие социокультурную направленность задач специального образования, обусловили изменение концептуальных подходов к исследованию и решению проблем детей с недостатками речи, выдвигая в качестве приоритета изучение тех аспектов их развития, сформированность которых является гарантом и условием успешной социализации. Ведущей коррекционной стратегией по преодолению социальной дезадаптации детей с недостатками речи в настоящее время становится коммуникативный подход (Г.В. Чиркина, И.Ю. Кондратенко, О.С. Орлова, Л.Г.Соловьева, и др.), выдвигающий в качестве основной коррекционной задачи формирование коммуникативной компетентности в социально значимых ситуациях общения. При этом подчеркивается необходимость развития внеречевых механизмов общения, в том числе и личностной составляющей коммуникативного процесса.
Новое понимание сущности проблем социализации детей с недостатками речи ориентировано на межпредметные связи логопедии с практической психологией, что обусловливает выделение психологического компонента в системе коррекционного обучения детей данной категории.
Психологическая помощь становится сегодня не только необходимым условием оптимизации их образования, но и значимым фактором, оказывающим влияние на успешное решение задачи социальной адаптации детей с недостатками речи и их успешной интеграции в общество.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталого ребенка.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы, и, наоборот, воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
При разработке концепции системы психологической помощи детям с недостатками речи мы опирались на теорию культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского, реализованную в деятельностном подходе к исследованию психики Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной.
Важное значение в построении концепции системы психологической помощи детям рассматриваемой категории имеют базовые положения специальной психологии (Т.А. Власова, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейникова И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Е.А. Медведева, В.Г. Петрова, В.М. Сорокин, Л.И.Тигранова, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др.), логопсихологии и логопедии (В.А. Калягин, Н.Л. Карпова, Р.Е. Левина, Ю.Б. Некрасова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.), специальной педагогики (Л.Б. Баряева, Е.А. Екжанова, В.З. Кантор, Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин и др.).
Анализ современных требований к учебно-воспитательному процессу выявил следующие важнейшие направления, генеральной целью которых является не только коррекция, но и инклюзия:
• Развитие гражданственности и патриотизма;
• Создание условий для воспитания толерантности и способности к диалогу;
• Профилактика асоциального поведения, развитие позитивной культурной самоидентефикации в городской среде.
В связи с этим, автор определяет именно эти направления как актуальные приоритетные концептуальные идеи построения программы «Школа речевого развития».
Для этого автором была разработана серия уровневых проективных программных элементов, каждый из которых адаптирован к определенному возрасту и уровню подготовленности воспитанников.
Педагогическая целесообразность.
Все программные компоненты имеют в своей основе активную деятельность школьников.
В структуре деятельности логопеда психокоррекция, в первую очередь, решает задачу оптимизации процесса логопедической работы. Основной организационной формой коррекционной работы в этом случае являются комбинированные занятия, главной характеристикой которых является использование в структуре традиционного логопедического занятия отдельных приемов и методов психологической коррекции (приемы игровой психокоррекции, коммуникативные игры, ситуативные упражнения, арттерапии, музыкотерапии, кинезатерапии, библиотерапии, суггестии и др.), направленных на повышение мотивации к занятию, стимуляцию коммуникативной активности, развитие познавательных процессов, коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы.
Инновационной формой психокоррекционной работы выступает интегрированное занятие, проводимое совместно психологом и логопедом, в рамках которого решаются задачи формирования коммуникативных умений и навыков, а также речевого и социального поведения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: коллектив авторов
→ rjytdtw 07.02.2013 0 4204 608 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК