Деятельность Управляющего Совета гимназии.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
ГИМНАЗИИ № 22 Г. КАЛИНИНГРАДА
Глыбина Т.А. – заместитель директора по ВР МОУ гимназии № 22, г. Калининград
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором, характер управления можно обозначить как «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании», что является важным принципом государственной политики в области образования.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления гимназией (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении гимназией является возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
Время интенсивных преобразований ставит новые и новые задачи. Если общественность не обладает управленческими полномочиями, общество постепенно отчуждается от школы, снижается его заинтересованность в качестве работы школы. Сегодня управляющий совет однозначно становится единомышленником школы, является помощником и поддержкой администрации во всех принимаемых управленческих решениях. Необходимо отметить, что в отличие от попечительского и общественного совета, которые имеют вспомогательный характер, Управляющий ведает финансовыми потоками школы - бюджетным и внебюджетным фондами. Его члены занимаются распределением средств на нужды школы, вырабатывают дополнительные финансовые стимулы для педагогов учебного учреждения, определяют профиль школы, режим ее работы, долгосрочную стратегию развития.
Что такое школьный Управляющий совет, и для чего
мы его создавали в гимназии?
Управляющий совет гимназии - это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления гимназией: участвуя в работе такого совета гимназии, его члены имеют возможность повлиять на принятие решения о более благоприятном режиме обучения детей, на выбор наиболее актуальных для учеников профилей обучения и школьных программ, на определение направления развития гимназии, чтобы ее сделать успешной, на привлечение и расходование денежные средства и др. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы.
Создание УС было направлено на то, чтобы сложились новые отношения родителей с администрацией, учителями и учащимися, новая система управления гимназией. В этой новой системе наряду с привычными фигурами директора, заместителя директора, появляется новый внутришкольный орган власти – управляющий совет. В управляющий совет входят как представители государства, так и представители родительской, учительской, ученической и местной общественности.
Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, заместителей и учителей школы – он должен их конструктивно дополнять.
Основными задачами Управляющего совета являются:
определение основных направлений развития гимназии;
повышение эффективности финансово – экономической деятельности, стимулирования труда работников гимназии;
содействие созданию в гимназии оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в гимназии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
разрешение конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
рассмотрение по представлению директора, внесение изменений и утверждение распределения стимулирующих надбавок работникам гимназии за отчётный период;
рассмотрение в установленный срок представленной директором гимназии информации о показателях деятельности работников гимназии;
в случае изменения оценки критериев Претендента, предоставление письменного пояснения данного решения в рабочую комиссию.
УС осуществляет следующие функции:
Вносит на рассмотрение учредителя предложения по изменению или дополнению устава гимназии в части определения:
а) порядка и оснований отчисления обучающихся;
б) системы оценок промежуточной аттестации, форм и порядка её проведения;
в) режима занятий обучающихся;
г) порядка предоставления платных образовательных услуг (на договорной основе);
д) порядка регламентации и оформления отношений гимназии, обучающихся и их родителей (законных представителей);
е) структуры, порядка формирования органов управления гимназии, их компетенции и порядка организации деятельности;
ж) прав и обязанностей участников образовательного процесса.
Согласовывает по представлению директора гимназии:
а) изменение компонента гимназии государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ, учебного плана;
б) введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
в) изменение или дополнение перечня платных образовательных и иных услуг, оказываемых гимназией;
г) изменение и дополнение правил внутреннего распорядка гимназии.
Вносит директору гимназии предложения в части:
а) материально – технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений гимназии;
б) распределения выделяемых гимназии бюджетных средств;
в) привлечения средств из внебюджетных источников;
г) направлений расходования средств, привлекаемых гимназией из внебюджетных источников;
д) выбора учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Кто и как может стать членом Управляющего совета гимназии?
Прежде всего, необходимо было определиться с составом управляющего совета и его полномочиями или функциями. Эти вопросы обсуждались среди всех участников образовательного процесса, была создана рабочая группа по созданию положения о деятельности Управляющего совета гимназии.
Процедура прохождения в УС
Избрание:
а) родители (законные представители) обучающихся всех ступеней общего образования – 7 человек;
б) обучающиеся 9 – 11 классов – 7 человек;
в) работники гимназии – 7 человек;
Делегирование:
Директор гимназии
Представитель учредителя
Кооптация
Представители местной общественности, выдвигаемые по представлению совета (из числа лиц, окончивших учреждение, работодателей или их представителей, прямо или косвенно заинтересованных в деятельности учреждения или в социальном развитии территории, на которой оно расположено; граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной деятельностью; иных представителей общественности и юридических лиц)
План действий по формированию совета
1 этап
Опыт показывает, что родители активно реагируют на предложения к участию в жизни школы. Ведь они самые заинтересованные лица в положительных изменениях в школе. Были спланированы и проведены открытые круглые столы, конференция, педагогический совет, где инициировалась и обсуждалась идея создания управляющего совета и разрабатывалась программа его формирования совместно с учителями, учащимися и родителями. К этой работе мы привлекали бывших выпускников, представителей общественных организаций и учредителя.
Информация для учащихся проходила через классные собрания, ученическую конференцию, Президентский совет.
Педагогический коллектив информировался на заседании трудового коллектива, где проходило непосредственное обсуждение как позитивных результатов, так и проблем, которые могут возникнуть.
2 этап
Мониторинг по изучению необходимости демократизации работы гимназии, участию в работе гимназии общественных организаций.
3 этап: Принятие решения о необходимости создания Совета в гимназии
7 этап: Выборы членов Управляющего совета
Родители:
Члены Совета из числа родителей (законных представителей) учащихся всех ступеней общего образования избираются на конференции родительской общественности по представлению классных родительских комитетов открытым голосованием.
Делегаты конференции избираются на классных родительских собраниях по три от каждого класса. Решение собрания об избрании делегатов на конференцию принимается большинством голосов родителей (законных представителей), присутствующих на собрании, и оформляется протоколом, подписываемым всеми участниками собрания.
Конференция правомочна, если в её работе принимают участие не менее двух третей избранных делегатов. Конференция избирает из своего состава председателя, секретаря.
Члены Совета избираются из числа делегатов, присутствующих на конференции. Предложения по кандидатурам членов Совета могут быть внесены делегатами конференции, директором гимназии, представителем управления образования мэрии города Калининграда в составе Совета.
Решения конференции принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов и оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарём конференции.
Учащиеся:
Члены Совета из числа обучающихся 9 – 11 классов избираются по представлению классных ученических коллективов и самовыдвижению тайным голосованием. Избранными в Совет считаются учащиеся, набравшие большее число голосов от количества голосовавших.
Работники гимназии:
Члены Совета из числа работников гимназии избираются на общем собрании работников гимназии открытым голосованием большинством голосов присутствующих и оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарём собрания.
Собрание правомочно, если в его работе принимают участие не менее двух третей из числа работников гимназии. Собрание избирает из своего состава председателя, секретаря.
Предложения по кандидатурам членов Совета могут быть внесены работниками гимназии, директором гимназии, представителем управления образования мэрии города Калининграда в составе Совета.
Что и как управляющий совет помог улучшить в работе
нашей гимназии?
Во-первых, УС помог администрации и учителям гимназии узнать мнение родителей о том, как гимназия учит, воспитывает, развивает детей, услышать пожелания семьи к школе и учителям (итоги социологического исследования) Родителям же УС поможет понять, что ожидает их детей в гимназии в этом году, через 3 года, узнать возможности ее перспективы.
УС помогает родителям понять, что гимназия – не всемогуща, мы обязаны выполнять обязательные государственные требования и нормы (например, государственный стандарт, базисный учебный план). Поэтому мы не может и не должна выполнять все и любые пожелания родителей.
Если вместе составить программу развития гимназии и наметить поэтапный план совместных усилий, но наверняка постепенно найдутся и ресурсы, и новые силы.
Во-вторых, через работу комиссий реализовывались следующие направления:
Нравственно – правовая:
осуществляет контроль и защищает права всех участников образовательного процесса;
готовит решения совета по регулированию нормативно-правовой базы школы, изменений в уставе школы и при подготовке её локальных актов (Актуально НСОТ);
совместно с администрацией рассматривает исключительные случаи нарушений устава и правил школьной жизни учащимися, предложения об исключения учащихся из школы;
рассматривает жалобы учащихся, родителей и учителей о нарушениях их прав;
участвует в работе экспертных комиссий по общественной аттестации школы; привлекается для работы комиссии по лицензированию и аттестации школы;
участвует в подготовке ежегодного публичного отчета гимназии перед общественностью;
участвует в организации мероприятий для учащихся, формирующих нравственную культуру и нравственность.
По развитию гимназии:
разрабатывает стратегию развития гимназии;
участвует в разработке программ, направленных на развитие гимназии (Слайд о реализуемых программах)
согласовывает образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения (Слайд – профили) В этих документах определяется, чему в текущем учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
Финансово – экономическая;
совместно с администрацией рассматривает и выносит на утверждение совета ежегодную бюджетную заявку гимназии;
планирует расходы из внебюджетных средств в соответствии с намеченными школой (советом) целями и задачами;
осуществляет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах совету один раз в учебное полугодие;
совместно с администрацией готовит положение о надбавках к зарплате;
создает фонд поощрения из внебюджетных средств;
совместно с администрацией ведет поиск внебюджетных источников финансирования;
регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;
готовит соответствующий раздел ежегодного отчета управляющего совета перед родителями и общественностью.
Социальная:
организует социальную защиту учащихся;
планирует работу по организации безопасности учащихся ;
контролирует организацию питания учащихся;
участвует в создании комфортных условий .
Комиссия по культуре
- организует и участвует в мероприятиях, способствующих повышению культурного уровня учащихся (Походы, экскурсии);
- проводит внеклассные мероприятия (День гимназиста, отчеты творческих коллективов)
Совместно с Управляющим советом работает Президентский совет.
Основными формами совместной деятельности являются КТД и проектная деятельность.
Некоторые итоги работы Управляющего совета гимназии № 22:
В гимназии сформировалась новая форма общественно – демократического управления.
Разработано и утверждено положение об Управляющем совете гимназии.
Сформированы рабочие комиссии Совета.
Возрос интерес всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей и учителей) к вопросам развития гимназии;
Активизировалась деятельность всех участников образовательного процесса гимназии в разработке программы развития гимназии и нормативно-правовых актов;
Повысилась инициатива в решении вопросов по созданию комфортных и безопасных условий для учащихся
Возросла эффективность работы всех участников образовательного процесса
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глыбина Татьяна Андреевна
→ Сегодня 08.12.2009 2 4887 801 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.