Программа экспериментальной работы "Формирование исследовательской компетентности учащихся" (химия, биология); 8-10 классы


Министерство образования Нижегородской области

Управление образования администрации Уренского муниципального района

МОУ Уренская средняя общеобразовательная школа №2

Уренского муниципального района Нижегородской области


Принята педагогическим советом школы Утверждена

Протокол от 03.11.2011 №2 приказом директора школы

Председатель Л.В.Шереметьева от 03.11.2011135

Директор _______Л.В.Шереметьева

Согласована

с районным экспертным советом

Протокол от ____________№__________

Председатель РЭС _________ А.А.Смирнов



Программа (ОЭР)

опытно – экспериментальной работы

районной экспериментальной площадки

по теме исследования

«Формирование исследовательской компетентности учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении»


Руководитель РЭП:

Малышева И.В.

Педагог –

экспериментатор:

Смирнова Т.А.





Урень,

2011г.

Краткое обоснование актуальности темы

В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012г.г.», разработанной по поручению Президента и правительства РФ, говорится об изменении подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач.

В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющие значительно активизировать усвоение учебного материала и мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия аналитического и синтетического характера. Необходимость подготовки выпускника, способного быстро и качественно решать сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности.

Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий раскрывает новые возможности для совершенствования образовательного процесса и познавательного потенциала учащихся. ИКТ позволяют повышать качество обучения; совершенствовать методики проведения уроков; обеспечивать дифференцированный подход к учащимся в образовательном процессе; создавать условия для социальной адаптации школьников в современном информационном обществе.

Вопрос применения ИКТ в учебном процессе средней школы может решаться в нескольких направлениях, в том числе:

- при организации уроков различного типа, в том числе при выполнении лабораторных и практических работ;

- при подготовке реферативных докладов посредством изучения дополнительной литературы;

- при подготовке научно-исследовательских работ, в рамках которых учащиеся, чаще всего старших классов, осваивают методику планирования, организации и проведения научного исследования с использованием разнообразных источников информации. В исследовательской деятельности учащимися должны широко использоваться методы проектирования, моделирования, статистического анализа, что позволяет углубить анализ изучаемых объектов, расширить область получаемой информации, интенсифицировать расчеты.

Исследовательские методы находят свое наибольшее применение при изучении естественных наук. Для их применения у учащихся должны быть сформированы исследовательские компетентности. Доступ к информационным ресурсам сети Интернет позволяет сделать процесс формирования исследовательской компетентности более мобильным, индивидуальным, и с другой стороны, более массовым. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно - научного цикла способствует повышению интеллектуального развития школьников, развитию креативных способностей, повышению мотивации обучения, и, конечно же, формированию исследовательских компетенций учащихся.


Научное обоснование эксперимента

В педагогической теории понятие “компетентность” интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций. А.В. Хуторской понимает “под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере”.

Исследовательская компетенция представляет собой совокупность знаний в определенной области, умения видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Для учителей естественных наук, которые подразумевают постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей.

Среди ключевых компетенций, исследовательская компетенция является ведущей и включает в себя другие компетенции. Она предполагает:

1) способность ставить и решать исследовательские задачи;

2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации;

3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности;

4) готовность и способность эффективно строить научное общение.

Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале, то есть, исследовательская компетентность является ключевой, что определяет значимость её формирования.

Становление исследовательской компетентности представляет собой процесс перехода учащегося в позицию исследователя, осуществляемый через внутренний источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода выбора цели, способов и средств её реализации, ориентация на деятельность, включающую процесс рефлексии. Становление исследовательской компетентности учащихся – это процесс развития навыков и умений:

целеполагания,

целевыполнения в исследовательской деятельности,

рефлексии, анализа результатов деятельности.

Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности.

Многие задачи в исследовательской деятельности могут быть решены с помощью информационно-коммуникационных технологий: поиск различной информации в сети Интернет; работа по обработке информации с помощью электронных учебников, справочников; моделирование процессов с помощью компьютерных ресурсов; оформление продуктов исследования с помощью компьютера и мн. другое.


Экспериментальная идея

Планируемое исследование посвящено разработке модели формирования исследовательской компетентности учащихся на уроках естественного цикла с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Целенаправленное обучение знаниям и практическим умениям основ исследовательской деятельности с применением средств ИКТ при организации различных исследований в рамках изучения химии и биологии в 8-10 классах будет способствовать формированию и развитию у учащихся исследовательских навыков и, в целом, формированию исследовательских компетентностей.

В экспериментальной апробации эксперимента предполагается участие 8 «Б» класса по предметам «Химия» и «Биология» под руководством одного учителя. Обучение будет осуществляться в соответствии с базисной программой для общеобразовательных школ.

В этом классе содержание и технологии обучения будут модернизированы в соответствии с поставленными целями и задачами эксперимента.

После окончания каждого учебного года и всей экспериментальной работы посредством качественного и количественного анализа будут сопоставлены технологии и результаты обучения в экспериментальном и контрольном классе.

Исследование рассчитано на 3 года: с 1 сентября 2010 года по 1 сентября 2013 года.

Предмет исследования

Исследовательские компетенции учащихся, развиваемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, в рамках изучения предметов естественного цикла в общеобразовательной школе.


Цель эксперимента

Разработать и реализовать модель системы формирования исследовательской компетентности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Гипотеза

В общеобразовательной школе существует противоречие между потребностью в организации исследовательской деятельности и низкой степенью готовности учащихся к осуществлению данной деятельности в силу недостаточно сформированной исследовательской компетентности.

Если системно подойти к процессу целенаправленного обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимых учащимся для овладения основами исследовательской деятельности через использование информационно-коммуникационных технологий, то можно добиться определённого уровня формирования исследовательской компетентности учащихся.


Методы проведения эксперимента

Сроки проведения

Название методики

Цель методики

Автор методики, входные данные

Ответственные за проведение

Где заслушивается результат

Постоянно

Изучение психолого- педагогической, методической, дидактической литературы

Получение необходимых знаний по мере эксперимента


Учитель - экспериментатор

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Октябрь, январь, май

Опросы анкетирование

Получение значительного объема эмпирической информации о формировании исследовательской компетенции учащихся


Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете

Ноябрь, январь, май

Тестирование

Измерение в сопоставимых величинах уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся


Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре

Ноябрь, январь, май

Тестирование

Уровень развития мыслительных процессов учащихся, учебной мотивации


Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Январь, май

Опросы анкетирование

Уровень готовности учащихся к исследовательской деятельности


Учитель – экспериментатор, психолог

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Январь, май

Моделирова-ние

Создание методических рекомендаций по теме эксперимента

Кыверялг А.А.

Учитель - экспериментатор

На заседании творческой группы, на методсовете школы

Январь, май

Сравнение, аналогия, обобщение

Сравнение и обобщение результатов учебной работы в экспериментальном классе

Кыверялг А.А., Журавлев В.И.

Учитель - экспериментатор

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре

По итогам учебного года

Классифика-ция и систематиза-ция

Классифицировать и систематизировать полученные в ходе эксперимента данные

Журавлев В.И.

Учитель - экспериментатор

На заседании творческой группы, на методсовете школы, на совещании при директоре, на педсовете


Сроки эксперимента

1 сентября 2010г – 1 сентября 2013г


Состав участников эксперимента

ФИО

Должность


Категория

Курсы

И.В. Малышева

Зам. директора по УВР

Руководитель эксперимента

Высшая категория, 2009г.

«Образовательная карта как технология информационно – аналитической деятельности», НИРО, 72ч., 2008г.

«Современный образовательный менеджмент», НИРО, 144ч., 2010г.

Т.А. Смирнова

Учитель химии

Учитель - экспериментатор

1 категория, 2010г.

«Теория и методика преподавания предметов естественно – научного цикла», НИРО, 108ч., 2009г.

«Наиболее сложные темы школьного курса химии в заданиях ЕГЭ», НИРО, 108ч., 2010г.

Н.А. Веселова

Педагог - психолог

Педагог - психолог

1 категория, 2007г.

«Предпрофильная подготовка», НИРО, 144ч., 2005г.


Распределение функциональных обязанностей

Администрация осуществляет помощь и контроль при проведении эксперимента, укрепляет материально – техническую базу.

Учитель – экспериментатор проводит эксперимент, отслеживает результаты и ведет психолого-педагогические карты учащихся экспериментального класса, ведет дневник эксперимента, составляет тематическое планирование.

Психолог подбирает методики проведения опросов, анкетирования, тестирования учащихся, посещает уроки, проводит диагностики, тесты, анкеты.


База

Для участия в эксперименте выбраны учащиеся 8 «Б» класса (классный руководитель – Гавриленко Н.В.) Качество знаний по итогам 1 четверти 2010-2011 учебного года составляет 28,6%, уровень обученности – 100%.


Критерии оценки результатов эксперимента

  1. Разработана модель системы формирования исследовательской компетентности учащихся.

  2. Повышение уровня сформированности исследовательских компетенций у 10-15% учащихся.

  3. Готовность к исследовательской деятельности возрастёт у 15-20% учащихся класса.

  4. Доля участников в исследовательской деятельности повысится до 15-20%.

  5. Увеличится число участников в проектной деятельности на 10%.

  6. Возрастет мотивация обучения на 20-30%

  7. Повышение уровня развития мыслительных процессов у 15-20% учащихся.

  8. Увеличится количество детей, участвующих в НОУ, конкурсах, интеллектуальных соревнованиях различного уровня на 20-25%.

  9. Увеличится доля детей, обладающих исследовательскими компетенциями на 10-15%.

  10. Учитель внедрила и освоила методику проведения исследований на уроках химии, биологии и во внеурочное время.


Прогноз положительных результатов

  1. Формирование и развитие исследовательских компетенций школьников.

  2. Развитие мыслительных процессов: умения ставить поисковую задачу, выдвижение гипотез, нахождение нужной информации, анализа, синтеза, умения выделять главное.

  3. Разработка различных проектов и исследовательских работ.

  4. Повышение количества участников предметных олимпиад, конкурсов, НОУ.


Прогноз возможных потерь

Каждое исследование подразумевает затрату большого количества времени и сил. Вследствие этого учебный процесс школьников может быть перегружен. Кроме того, время, проводимое детьми у компьютера, должно быть дозировано согласно их возрасту и состоянию здоровья.


Способы коррекции и компенсации негативных последствий

Планирование резерва времени для возможности возвращения к традиционной методике обучения и изучение материала по традиционной системе, если не будет положительного результата.


Форма предоставления результатов эксперимента

  • Разработанная модель системы формирования исследовательской компетентности учащихся.

  • Создание портфолио по данной теме.

  • Разработка методических рекомендаций по теме эксперимента.

  • Методические разработки уроков.

  • Выступления учителя-экспериментатора на педсовете, методсовете школы, на экспертном совете района.

  • Заключение по итогам эксперимента.




























План экспериментальной работы МОУ Уренской средней общеобразовательной школы №2 на 2010-2013 годы


Тема эксперимента: Формирование исследовательской компетентности учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении.

Время работы в режиме ЭП: 1-ый год.

Этап: вхождение в эксперимент.

Функции: диагностическая, прогностическая, организационная.

Содержание работы (задача)

Сроки

Исполнители, ответственные

Результат работы

Организационно – управленческие аспекты

Формирование творческой группы экспериментаторов

Сентябрь- октябрь

Директор школы Л.В. Шереметьева

Состав творческой группы

Приказы на открытие экспериментальной площадки на базе школы, на создание творческой группы

Октябрь

Директор школы Л.В. Шереметьева

Приказы

Контроль хода экспериментальной работы

В течение года

Зам. директора по УВР И.В. Малышева

Материалы внутришкольного контроля ЭР

Обеспечение кабинета химии №47

В течение года

Директор школы Л.В. Шереметьева

Компьютер, проектор, принтер

Научно – методическое сопровождение экспериментальной работы

  • Организация работы творческой группы

  • Погружение в проблемное поле

  • Принятие целей и задач экспериментальной работы, выдвижение гипотезы и поэтапное планирование эксперимента на 3 года и перспективу

  • Формулирование целей и задач текущего года на этапе «Вхождение в эксперимент»

Октябрь-ноябрь

Директор школы Л.В. Шереметьева, зам. директор по УВР И.В. Малышева

Материалы заседания творческой группы. Совместное планирование УВР и ЭР

Планирование 1-го года экспериментальной работы

Октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР И.В. Малышева, педагог – экспериментатор Т.А.Смирнова

План ЭР на 2010-2011г

Консультирование учителя-экспериментатора

В течение года

Зам. директора по УВР И.В. Малышева, методисты МС РУО, члены РЭС

Индивидуальные консультации

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа

Январь, май

Зам. директора по УВР И.В. Малышева

Материалы самоанализа

Подготовка отчетных материалов

Май-июнь

Учитель-экпериментатор Т.А. Смирнова, зам. директора по УВР И.В. Малышева

Отчетные материалы

Подготовка отчета в МС РУО по результатам 1-го года ЭР

Май

Зам. директора по УВР И.В. Малышева, творческая группа

Отчетные материалы, презентация

Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы

  • Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения эксперимента

  • Определение целей и задач на этапе вхождения в эксперимент

  • Планирование работы

Октябрь-ноябрь

Психолог Н.А Веселова

План работы

Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования учащихся

В течение года

Психолог Н.А Веселова

Тесты

Проведение тестирования учащихся для уточнения стартовых позиций

Сентябрь-октябрь

Психолог Н.А Веселова, учитель Т.А. Смирнова

Материалы тестирования

Экспериментальная работа учителя

Освоение методики организации исследовательской деятельности через использование ИКТ

Октябрь-март

Учитель Т.А. Смирнова

Учебные материалы, занятия с учащимися

Проведение углубленной диагностики в экспериментальном классе

Октябрь, январь, май

Учитель Т.А. Смирнова, психолог Н.А. Веселова

Рабочие материалы

Разработка модели системы формирования исследовательской компетентности учащихся

Декабрь-май

Учитель Т.А. Смирнова

Рабочие материалы

Организация и осуществление исследовательской деятельности

Апрель-май

Учитель Т.А. Смирнова

Занятия с учащимися

Методическое описание апробируемых методик

Апрель-май

Учитель Т.А. Смирнова

Рабочие материалы

Методический анализ результатов и хода осуществления эксперимента

Апрель-май

Учитель Т.А. Смирнова

Рабочие материалы



13




Полный текст материала Программа экспериментальной работы "Формирование исследовательской компетентности учащихся" (химия, биология); 8-10 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малышева Ирина Васильевна  IrinaMalysheva
16.08.2013 0 2960 604

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК