Деловая игра с педагогическим коллективом "Стандарты второго поколения"
Тема: Деловая игра « Стандарты второго поколения».
Автор: Супрун Ирина Владимировна учитель начальных классов МБОУ Лицей № 126
г. Новосибирск
Человек
играет только тогда, когда он в полном
значении слова человек, и он бывает
вполне человеком лишь тогда, когда он
играет.
Ф.
Шиллер
1Введение
После
утверждения и введения в действие
федерального государственного стандарта
начального общего образования произошла
смена общеобразовательной парадигмы:
предлагаются вариативное содержание
образования и новые педагогические
технологии, современные педагогические
концепции и идеи. В этих условиях
особенно актуальное значение приобретает
развитие профессионального мастерства
учителя, его творческих способностей,
позволяющих эффективно осуществлять
педагогическую деятельность в изменяющихся
условиях и применительно к различным
ситуациям.
Решение задач,
поставленных перед системой народного
образования, во многом зависит от
эффективности методической работы,
проводимой внутри школы. На качество
методической работы влияют многие
факторы, такие, как использование
разнообразных форм и методов, создание
определенных организационно- педагогических
условий, способствующих развитию
творчества учителей. К таким активным
методам обучения относятся деловые
игры. Разработкой
и применением деловых игр занимались
Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко
Г.К., Эльконин Д.Б. Они утверждали, что
деловая игра выступает как педагогическое
средство и является активной формой
обучения, которая отрабатывает
профессиональные умения и навыки .
В
целом весь процесс организации игр и
их проведения можно разделить на 4
основных этапа:
1.
Вводная теоретическая часть в форме
лекции или самостоятельного изучения
необходимого теоретического материала.
2.
Моделирование игры:
-определить
тему и содержание (педагогическую
проблему, объем теоретической информации
и практических умений, подлежащих
усвоению),
-сформулировать общую
дидактическую цель игры, ее задачи.
После
этого начинается непосредственная
разработка материалов деловой игры или
сценария.
Она включает разработку
проекта деловой игры или сценария с
описанием конкретной педагогической
ситуации, в которой участникам игры
предстоит имитировать свою деятельность
соответственно исполняемой роли.
Разрабатываются общие правила игры, а
также подробные инструкции для игроков
и руководителя игры.
Здесь же следует
предусмотреть описание организации
проведения занятий, составление заданий
для участников игры, определение
ожидаемых результатов.
3.Проведение
игры в соответствии с разработанной
моделью.
Время
игры зависит от ее содержания и конкретных
задач.
4.Подведение
итогов игры, подробный анализ, оценка
ее роли и значение.
При
организации деловой игры важно помнить
о необходимости реализации в ходе ее
проведения принципа самовыражения.
При
проведении ДИ возможно возникновение
следующих трудностей:
1.
Участники не вступают в игру или вступают
в нее формально. В этом случае ведущему
следует проиграть самому
или выбрать
наиболее инициативных и подготовленных
исполнителей. Можно стимулировать
игровую деятельность с помощью вопросов
типа: "Я думаю действовать так, но сам
пока не разобрался. Что вы мне
посоветуете?"
2. Игра затягивается,
так как участники не могут найти
правильное решение. Ведущий должен
ввести дополнительные средства,
помогающие участникам достичь цели.
3.
Игровые действия не развиваются,
поскольку участники не могут наладить
взаимодействие. В таком случае следует
уточнить роли, повторно сформулировать
задачи.
4. Игра переходит в конфликтную
ситуацию. Ведущий снимает конфликт,
ликвидируя предмет спора, или вводит в
игру новые данные или новые правила,
которые нейтрализуют участников
конфликта.
Чтобы избежать многих
трудностей, чтобы участники чувствовали
себя более комфортно во время проведения
игры, необходимо организовать правильную
теоретическую подготовку по предложенной
теме, как коллективную, так и индивидуальную,
т.е. участники должны быть вооружены
теоретическими основами решаемой
проблемы и должны владеть исследовательскими
умениями и подходами в поиске ее
практического разрешения. Потребность
проведения деловых игр обусловлена
тем, что, с одной стороны,- это наиболее
активная форма повышения квалификации
педагогических кадров вообще, а с другой
– деловая игра ориентирована своим
содержанием на предупреждение развития
профессиональных затруднений учителей.
Данную игру рекомендую проводить в педагогическом коллективе на методическом объединении учителей начальных классов, так как в основу заложен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Деловая игра «Стандарты второго поколения».
Цель
проекта: создание
условий для достижения нового качества
образования через модернизацию
учебно-воспитательного процесса путем
развития
профессионального мастерства учителя,
его творческих способностей, позволяющих
эффективно осуществлять педагогическую
деятельность в изменяющихся условиях
и применительно к различным ситуациям.
Задачи:
Углубить знания по теме игры, обогащение практического опыта педагога.
Формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
Развитие педагогического мышления.
Участники проекта:
-педагоги образовательных учреждений
2Актуальность проекта
Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации повышения уровня педагогической компетенции, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Деловая игра направлена на развитие профессионально значимой личности. Деловые игры выступают как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности, являются эмоциональной опорой личности, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности педагогов. Все это в совокупности дает толчок к повышению профессиональной компетентности педагогов, деловая игра позволяет создать условия, при которых «обучение в течение всей жизни» становится личной установкой педагогов. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания .
Все выше изложенные обстоятельства определяют актуальность исследования деловых игр вообще и деловых игр в процессе методической работы в частности.
Новизна проекта :
1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации методической работы с педагогами снимает противоречие между абстрактным характером деятельности и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным методиками в рамках образовательных областей.
2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления.
3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению с учениками.
4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
8. Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
3Гипотеза проекта
Если в методической работе организации образования использовать деловые игры, как один из активных способов обучения, то уровень методической подготовки педагогов повысится, так как деловые игры вызывают интерес к получению знаний, который вписывается в профессиональный контекст с опорой на уже полученные профессиональные знания.
4Ресурсное обеспечение проекта
1.Кадровое:
- руководитель
- педагоги
2.Научно-методическое:
-предметно-методическое для педагогов (закон РФ « об образовании», ФГОС)
3.Материально-техническое:
- мебель;
-помещение;
-информационно-телекоммуникационное оборудование (компьютеры, орг.техника и др.);
- канцелярские товары.
4 Информационное:
-интернет-ресурсы;
-информационные порталы и сообщества, сетевые сообщества педагогов.
5 Обоснование значимости проекта
1 Для учащихся.
1Получения знаний соответствующих современным требованиям.
2 Для родителей.
1Создание положительного эмоционального фона за счет успешности их детей.
3 Для педагогов.
1Повышение профессионального мастерства.
2Исключение синдрома профессионального выгорания за счет повышения продуктивности педагогической деятельности.
3Развитие стремления к самосовершенствованию, обеспечение профессиональной самореализации.
4 Для Муниципалитетов.
1Подготовленные педагогические кадры, в соответствии с ФГОС.
6 Этапы проекта
Подготовительный
– проводится диагностика состояния учебно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;
– определяется проблема (название) педагогического совета-игры;
– формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;
– составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;
– разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.
Необходимо отметить, что конструирование игр – трудоемкое дело, требующее знаний основ управления современной школой на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии ее проведения каждый директор может успешно осуществить заложенную в нее управленческую задачу.
Основной
Проведение игры.
1этап. Вызов
Ведущий: Уважаемые коллеги, все мы с недавнего времени перешли на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Мы с Вами перестроились, прошли обучение и реализуем стандарт. Ни для кого не секрет, несмотря на то, что стандарт введен и реализуется, остается много вопросов. Сегодня мы проведем деловую игру ,тема которой «Стандарты второго поколения», и попытаемся углубить знания по теме и обогатить практический опыт.
Нам очень интересно узнать: почему новые стандарты образования вызвали широкую дискуссию не только в образовательной среде, но и в целом в общественности . Конечно, все мы понимаем , что от этого зависит наше будущее: будущее наших учеников, будущее наших детей, будущее нашей страны. С другой стороны, все мы понимаем, что это уже и наше настоящее. А ,как правило, настоящее волнует нас ещё более. Скажите, какие понятия и ассоциации возникают у вас, когда вы слышите новые федеральные государственные образовательные стандарты. Сейчас мы вместе с Вами составим кластер. (Ведущий вместе с участниками составляет КЛАСТЕР)
Оценивать вас сегодня будет жюри, в состав которого входит наша администрация.
2этап. Отборочный тур.
Отборочный тур проводится между всеми участниками методического объединения в виде ответов на вопросы. Кто первый поднял руку - отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ игрок получает фишку (приложение№1).Все вопросы представлены в виде презентации (приложение №2). По результатам отборочного тура выявляется три участника игры.
1)(Сл.№2) Назовите, к каким результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт устанавливает требования.(Личностным, метапредметным, предметным)
2)(Сл.№3) Сколько разделов должна содержать основная образовательная программа начального общего образования? (3)
3) ( Сл.№4) Назовите их. (Целевой, содержательный, организационный)
4)( Сл.№5) Какой подход лежит в основе стандарта? (Системно-деятельностный)
5)( Сл.№6) Какие две составляющие должны быть выделены в итоговой оценке? ( Результаты промежуточной аттестации, результаты итоговых работ)
6)( Сл.№7) Что определяет содержание и организацию образовательного процесса? (Основная образовательная программа)
7) ( Сл.№8) Через что реализуется основная образовательная программа начального общего образования? (Учебный план и внеурочная деятельность)
8) (Сл.№9) Кто реализует основную образовательную программу начального общего образования? (Образовательное учреждение)
9) ( Сл.№10) На что ориентирован стандарт? (Портрет ученика начальной школы)
3 этап. Педагогическая ситуация.
По результатам отборочного тура выбираются 3 человека, набравших наибольшее количество фишек.
Участникам предлагается вытащить листок, на котором представлена педагогическая ситуация. Необходимо дать развернутый ответ. Время на выполнение 5минут. Ответы педагогов оценивает жюри по 5ти бальной системе.
Ведущий: Ни для кого не секрет что с переходом на стандарт изменилось и поведение родителей. Очень часто у педагога возникают конфликты с родителями. Как же оградить себя от этого и правильно поступить, не нарушая закон? Нашим конкурсантам предлагается решить педагогическую ситуацию.
Ученику 3 класса Саше Б. учитель поставил 2 в журнал за проверочную работу. Родители были этим недовольны, объясняя это тем, что по ФГОС ученик сам решает ставить ему отметку в журнал или нет. Как Вы считаете, кто прав в данной ситуации? Почему?
Учитель в первом классе задал домашнее задание. Дима И. его не выполнил. Учитель сделал ему замечание и записал его в дневник. Мама, увидев замечание, пришла к учителю и высказала недовольство. Кто прав в этой ситуации? Почему? Как поступить учителю?
Ученик 4 класса Ваня С. приходит в школу не в форме. Учитель делает ему замечания и записывает в дневник. Мама Вани, узнав об этом, была очень недовольна. Она пришла к учителю и в грубой форме сказала об этом. Кто прав в данной ситуации? Почему?
(Приложение №3)
4 этап. Педагогические экспресс-дебаты.
Ведущий: Уважаемые участники, сейчас в течение 5 минут нужно подготовится к экспресс-дебатам. Тема: «Современный учитель». А так же подготовить вопрос для своих соперников.
Каждому участнику дается право выступить с речью 3-5 минут. После этого участники задают друг другу вопросы (перекрестные вопросы). В заключении вопросы аудитории. Жюри оценивает конкурсантов по 5-ти бальной системе.
5 этап. Рефлексия.
Ведущий: Сейчас вам предлагается составить синквейн на тему ФГОС.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк . По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Участникам раздаются карточки (приложение №4). На подготовку дается 5 мин., после чего зачитывают своисинквейны.
6 этап Объявление результатов, награждение.
Аналитический
Анализ полученных результатов
Соотнесение результатов с целями
Подготовка результатов для передачи опыта
7 Результаты проекта
1Профессионально
развитая личность, эффективно
осуществляющая педагогическую
деятельность в изменяющихся условиях
и применительно к различным
ситуациям.
2Эффективная
методическая работа с коллективом.
Риски:
Неготовность отдельных педагогов к инновационной активной деятельности, обучению.
Заключение
Метод деловой игры с успехом может применяться в методической работе школьной организации образования. При этом в рамках деловой игры возможно рассмотрение значительного перечня проблем, так как многие из них сложны и неоднозначны. Кроме того, изучение проблем воспитательно-образовательной работы в школе через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.
Библиография
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – ( Стандарты второго поколения).
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии, 1996. – 97с.
3.Игра деловая // Российская социологическая энциклопедия. М.: Норма-Инфра – М., 1998. – 220 с.
4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1999. – 300 с.
5.Федеральный закон об образовании в РФ.
П риложение№1
Приложение № 3
Ученику 3 класса Саше Б. учитель поставил 2 в журнал за проверочную работу. Родители были этим недовольны, объясняя это тем, что по ФГОС ученик сам решает ставить ему отметку в журнал или нет. Как Вы считаете, кто прав в данной ситуации? Почему?
Учитель в первом классе задал домашнее задание. Дима И. его не выполнил. Учитель сделал ему замечание и записал его в дневник. Мама, увидев замечание, пришла к учителю и высказала недовольство. Кто прав в этой ситуации? Почему? Как поступить учителю?
Ученик 4 класса Ваня С. Приходит в школу не в форме. Учитель делает ему замечания и записывает в дневник. Мама Вани, узнав об этом, была очень недовольна. Она пришла к учителю и в грубой форме сказала об этом. Кто прав в данной ситуации? Почему?
Приложение №4
Синквейн
(стихотворение, синтез информации в лаконичной форме)
1.Тема или предмет (одно существительное)
2.Описание предмета (два прилагательных или причастия)
3.Характеристика действия предмета (три глагола)
4.Фраза, выражающая отношение автора к теме (четыре значимых слова)
5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Супрун Ирина Владимировна
→ irinas88 21.04.2014 6 20578 2780 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы