Статья «Компьютерный мониторинг как средство комплексной оценки достижений учащихся для формирования профильных классов» для администраторов


КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Плотникова О.В., к.п.н., зам. директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»


Гимназия – это образовательное учреждение, которое предусматривает реализацию профильных программ с расширением и углублением знаний при приоритетной реализации программ повышенного уровня сложности.

В условиях малого города профессиональная направленность обучения зачастую не является однозначной. Задачей педагогического коллектива является оказание квалифицированной помощи ребенку (и его родителям) для верного определения будущей профессии, на основе фактических данных.

Все это ставит педагогический коллектив перед задачами:

  1. Перспективного планирования распределения учащихся по профильным классам;

  2. Внедрения системы компьютерного мониторинга, позволяющего сформировать целостную картину достижений ребенка, диагностировать профильную направленность его личности.

Под профильной направленностью мы понимаем – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных интеллектуальных и личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему научно-профессиональных отношений человека.

Для изучения профильной направленности личности учащегося необходим был поиск такого способа отслеживания достижений учащихся, который позволил бы получить достоверные, полные и объективные результаты. Поэтому были определены следующие задачи мониторинга:

  1. выявление склонностей, способностей учащихся;

  2. качественное и объективное осуществление оценки результативности учебных достижений учащихся;

  3. оказание квалифицированной помощи ребенку (и его родителям) для верного определения будущей профессии, на основе фактических данных;

Содержанием организуемых диагностик в процессе измерения профильной направленности личности учащегося становятся:

  • интеллектуальные качества, познавательные предпочтения личности, свидетельствующие о профильной направленности учащихся: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость;

  • наличие достижений в конкретных предметных областях;

  • наличие осознанной перспективы: «Я и моя будущая профессия».

Мониторинг достижений учащихся позволяет:

  • конкретизировать цели учебно-воспитательного процесса;

  • дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем сформированности профильных знаний и умений;

  • обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
    обосновать выбор содержания и методов обучения;

  • соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;

  • видеть близкие и более отдаленные результаты образовательного процесса.

В свете широкого применения в современных условиях компьютерной техники, Интернет-ресурсов, информационных систем мониторинг может осуществляться в рамках обозначенных направлений, что значительно облегчает процесс обработки информации.

Решением проблемы формирования профильных классов педагоги гимназии № 2 г. Орска (далее гимназии) занимаются уже с начальной школы через привлечение ребят к участию в различного рода конкурсах, олимпиадах, научных конференциях. Уже на данной стадии обучения мониторинг как информационная система позволяет комплексно, качественно и объективно осуществлять оценку результативности учебных достижений детей в различных сферах школьной жизни.

Формированию профильных классов в гимназии предшествует трехгодичная предпрофильная подготовка (5-7 классы), которая складывается из освоения учащимися ряда краткосрочных пропедевтических курсов. Знакомясь с основами наук, не изучаемых ранее, расширяя знания по ряду предметов, ученики стремятся проявить себя в той или иной предметной области (иногда таких областей бывает несколько).

Основными задачами программ элективных курсов являются: создание максимально благоприятных условий для удовлетворения и развития познавательных и интеллектуальных потребностей учащихся; расширение знаний учащихся об областях науки, специфических проблемах, интересах и сферах деятельности ученых определенной предметной области, особенностях профессий, их специализации; развитие рефлексивных умений, умений самопознания и самооценки у гимназистов; выявление перспективных для обучения в профильных классах групп учащихся.

Работа в рамках элективного курса в 5-6-х классах позволяет диагностировать:

  • уровень развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся в конкретной предметной области;

  • наличие мотивации к изучению данной науки, исследованию ее специфических проблем;

  • уровень развития рефлексивных умений;

  • уровень развития умений самопознания и самооценки у гимназистов.

Такой подход к формированию банка индивидуальных достижений учащихся 5-7 классов позволяет уменьшить количество относительных ошибок в выборе профиля обучения, снизить общее число осложнений в освоении программ повышенного уровня сложности, а также в общении с родителями на стадии формирования профильных классов.

Для исключения эпизодичности, формирования целостной картины достижений учащихся компьютерный мониторинг педагогами и администрацией гимназии осуществляется комплексно через аспекты «ученик глазами …»: психолога, предметника, руководителя элективного курса, администрации, классного руководителя. Каждый из аспектов обеспечивается определенными компьютерными программами:

    • использование ресурсов сети Интернет и различных программных продуктов в части применения технологий игрового диагностирования, определения уровня знаний и IQ, самооценки, познавательной мотивации;

    • использование программы Microsoft Word, Microsoft Excel;

    • применение компьютерных диагностических программ.

Содержание аспектов «Ученик глазами…»:

  1. «…психолога»: измеряется уровень IQ и предметных способностей (тест Айзенка), ГИТ, ШТУР, уровень познавательных мотивов по Г.Карповой – позволяют судить об уровне развития познавательных склонностей, способностей и учебной мотивации учащихся, отслеживать динамику общего уровня умственного развития учащихся и отдельных качеств мышления.

Диагностическая работа по изучению уровня учебной мотивации исследует такие составляющие: познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, мотив саморазвития, позиции школьника, достижения успеха и внешние мотивы. Мониторинг состояния учебной мотивации учащихся позволяет увидеть положительный спад внешних мотивов (поощрения и наказания) и возникновение внутренней, осознанной потребности к приобретению знаний.

Вопросы адаптации учащихся к новому профильному этапу обучения в гимназии являются важным направлением в работе психологов гимназии. Задачи психолого-педагогической деятельности: создание психологических и социально-педагогических условий позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в многопрофильной школьной среде, в системе отношений. Для выявления эмоционального фона учащихся 7 классов, наличия тревожности проводится методика «уровень тревожности», анализ результатов которой демонстрирует испытывают ли дети при выборе профиля школьную тревожность.

Диагностирование личности по психологическому аспекту проводится под пристальным наблюдением психологов в компьютерном классе. Для измерения уровня умственного развития учащихся IQ применяются методики, имеющиеся в сети Интернет: за ограниченное количество времени учащиеся выполняют задания и получают результат.

  1. «…предметника»: преподаватели разной профильной направленности заполняют банк данных учебных достижений школьников (качество знаний по предмету), уровня сформированности профильных (коммуникативных, организационных, деятельностных), учебно-познавательных, обобщенных учебных умений. Применяют информационные технологии в качестве средства автоматизации процессов контроля и самоконтроля:

      • осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности

      • осуществление самоконтроля и самокоррекции.

Приемы организации контроля с помощью современных средств обучения различны: это индивидуальная работа с компьютерным тренажером, и поочередное выполнение отдельных фрагментов общего для группы учащихся задания, и выполнение предложенного в компьютерной программе задания, которое дублируется учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.


  1. «… руководителя элективного курса»: руководитель курса после прохождения его программы группой детей оценивает, как раскрылись школьники (личностно и познавательно) в рамках данной профильной области (заинтересованность, активность, результативность, дисциплинированность). В программе Microsoft Word вбиваются данные по результатам наблюдений преподавателей и предъявленных учащимися знаний. Эти данные составляют лист отчета об успешности освоения учеником программы спецкурса.

  2. «…администрации»: анализ результатов аттестационного и промежуточного контроля по профильным предметам, достижения в олимпиадах и конкурсах научно-исследовательских работ учащихся профильной направленности, включающий:

  1. Комплекс профдиагностик и банк данных о развитии способностей и склонностей учащихся гимназии;

  1. Комплекс диагностик компетентности учащихся в области профильных предметов;

  1. Отслеживание качества обученности и личностных достижений учащихся.

Одним из средств мониторинга становится программа компьютерной диагностики, разработанная Санкт-Петербургским институтом информационных технологий.

  1. «…классного руководителя»: через реализацию курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности», в результате проведенных классных часов с применением материалов данного комплекта, и классный руководитель, и ученик оценивают уровень притязаний, профессиональных склонностей, способностей и создают карту профильных предпочтений.

Диагностирующие замеры уровня личностного саморазвития демонстрируют рост уровня самосознания по критериям:

  • наличие осознанного профессионального выбора;

  • достаточность уровня знаний для реализации в профессиональной сфере;

  • готовность к своей профессии;

  • наличие жизненной перспективы;

  • готовность к социализации;

  • уровень сформированности потребности в саморазвитии.

Отдельные разделы представляют собой таблицу, выполненную в программе Microsoft Excel, где по указанным выше критериям по выведенной формуле подсчитывается коэффициент предметных достижений учащихся. Каждый из перечисленных показателей снабжен количественными критериями. Отобранные нами показатели и критерии соответствуют цели проводимого мониторинга, их количество минимально, но достаточно для объективного формирования профильных классов. Данные сведения позволяют наглядно и доходчиво предъявить нужную информацию как родителям ученика (ссылаясь на суммарный балл), так и педагогическому совету в момент формирования профильных групп.

К сбору информации подключается не один человек, а весь коллектив. Бузу данных по классу заполняет классный руководитель. Координатором всей работы по данному направлению является заместитель директора по научно-методической работе. Техническую поддержку осуществляет учитель информатики. На каждого ребенка имеется жесткая копия, которая хранится в специально отведенных контейнерах, собранных в общем фонде информации по гимназии.

Собственно профильное обучение в гимназии начинается с 8 класса в рамках трех профильных направлений: физико-математическое, гуманитарное, естественнонаучное. Электронный банк достижений обозначенного периода становится расширенной частью портфолио выпускника.

Такая система работы позволяет избежать фактических ошибок при формировании профильных групп, предупредить переходы их одного профиля в другой. Мониторинг как средство комплексной оценки достижений учащихся позволяет наглядно и доходчиво предъявить информацию родителям, целостно оценить спектр достижений гимназистов, приблизиться к объективной оценке.


Источники:

Е.Д. Базай, О.В. Плотникова Компьютерный мониторинг достижений учащихся как основа формирования профильных классов в гимназии. – Тезисы докладов Всероссийской конференции «Профильное обучение в современной российской школе» - 3-5 мая 2007 года.- Новосибирск: Специализированный учебно-научный центр НГУ. – с.11-12.

http://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2007/soob/3/BegidovaLH.htm







Полный текст материала Статья «Компьютерный мониторинг как средство комплексной оценки достижений учащихся для формирования профильных классов» для администраторов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плотникова О.В.  plot75
25.02.2010 2 7263 1137

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК