Статья "Социальное проектирование как форма работы школьного пионерского объединения"


Социальное проектирование как форма работы школьного пионерского объединения

Родионова Виктория Александровна,

координатор пионерского движения Орджоникидзевского района г. Уфы РДОО «Пионеры Башкортостана»,

старшая вожатая МОУ СОШ № 79 Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ,

высшая педагогическая категория

Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. В настоящее время, когда институт брака пришел в упадок, когда большинство родителей занято вопросом материального обеспечения детей, а отнюдь не их воспитанием, когда множество школ в стране отказались от внеклассной воспитательной работы (она даже не определяется в функциях школы в Законе «Об образовании»!), детские и молодежные объединения и организации заполняют создавшийся вакуум и создают дополнительные возможности для педагогического влияния на развитие личности ребенка.

Особую роль играют школьные объединения, поскольку еще В.А. Сухомлинский писал, что «учитель и ученики должны встречаться не только в классе: школьник – за партой (он приобретает знания, отвечает на вопросы учителя, получает оценки), педагог – за учительским столом (он дает знания, ставит вопросы ученику, выставляет оценки). Если существует только эта сфера отношений, то школьный коллектив не может быть воспитывающей силой».

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д. А. Медведев отметил, что «Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Эти задачи успешно решает в своей деятельности Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана». РДОО «ПБ» акцентирует внимание на развитии самостоятельности, инициативности, управленческих навыков, стимулировании проявления лидерских качеств.

В Орджоникидзевском районе г. Уфы действует Районная Ассоциация Детских Объединений «Созвездие», включающая в себя школьные общественные организации. Главный смысл работы этой ассоциации - объединить побуждаемую внутренними мотивами активность детей и содействовать реализации естественного стремления к самоорганизации, помочь подросткам в определении их социальной направленности, самодеятельного обустройства жизни вокруг себя.

На базе МОУ СОШ №79 действует школьное пионерское объединение «Звездочки». Оно базируется на трех китах: самоорганизация, творчество, толерантность. Это – три условия поступательного развития коллектива и совершенствования его воспитательных функций.

Ключевыми направлениями развития каждого в организации является овладение навыками социальной культуры: проектной, организационной, правовой. В основе лежит личностное развитие через овладение культурой здорового образа жизни, миротворящих отношений, самоорганизации.

Одним из ведущих понятий в организации является «самоорганизация». Оно рассматривается как ведущий принцип деятельности. Внедрение этого принципа начинается с первого входа ребенка в организацию. Здесь он учится самостоятельно обнаруживать проблемы, находить цели, планировать свою деятельность достигать и оценивать результаты, выходить на новое качество своих отношений с окружающим миром. Этому учит стиль жизнедеятельности первичной самодеятельной группы, специально обучают в школах актива и республиканской школе общественных организаторов.

На этом этапе ребенок учится находить и формулировать суть проблемы, искать различные пути выхода из сложившихся ситуаций, выбирать оптимальный для себя путь с учетом различных обстоятельств, анализировать развитие ситуации и свои действия на каждом этапе. Широко используется практика рефлексий – «что было» - «что я сделал» - «что получил» - «где ошибся» - «в чем преуспел».

Одним из основных направлений в работе нашей организации является социальное проектирование. Необходимо понимать, что проекты могут быть разными по направленности, глобальности, а также, что в ходе реализации проекта могут применяться различные подходы: исследовательский, творческий и т.д.

В настоящее время, в преддверии празднования 65-летия Великой Победы, инициативной группой из школьного объединения «Звездочки» в МОУ СОШ №79 запущен социальный проект «Память», целью которого является патриотическое воспитание школьников и подготовка к открытию экспозиции школьного музея Боевой славы. Этот проект занял III место в районном этапе городского конкурса «Будущее в твоих руках» и вышел на городской уровень.

Актуальность этого проекта нам видится в том, что в настоящее время остро стоит проблема воспитания патриотизма у подростков: с телеэкранов идет поток очерняющей нашу историю информации, наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы, сокращена программа по предмету «История России». Школьный музей нам видится как одна из форм дополнительного образования, развивающая сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

На этапе постановки проблемы нами был проведен опрос учеников школы. Выяснилось, что уровень знаний учащихся о событиях Великой Отечественной войны низок. Основным источником знаний для них являются учебник истории, телевизор, краткосрочные встречи с ветеранами войны.

Материальная база школы недостаточна, поэтому нет финансирования для экспозиции музея. Обсудив данные обстоятельства, проблему сформулировали так: «Для формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств необходимо открыть музей Боевой славы, и, ввиду недостаточного финансирования, экспозицию подготовить руками учеников».

Во время «мозгового штурма» предложили следующие методы работы:

  • исследовательский: поиск фронтовых писем и военных фотографий в семейных архивах, интернете;

  • творческий: написание сочинений, стихов о войне и Победе, изготовление творческих работ, макетов, диорам на тему Великой Отечественной войны.

  • информационный: подготовка информации для стендов, создание презентаций и видеороликов на тему «Мы вас помним».

Наш проект включает следующие мероприятия: проведение классных часов «Урок Мужества»; акцию «Солдатский треугольник»; кинолекторий «Мы вас помним»; акцию «Письмо солдату»; встречу с ветеранами; оформление и торжественное открытие школьного музея Боевой Славы;

Продолжительность проекта – один квартал (февраль-март-апрель 2010 года).

Чтобы заинтересовать учеников и повести их за собой предприняты следующие действия:

  1. Работа с педагогическим коллективом.

  2. Беседы с учащимися.

  3. Кинолекторий с демонстрацией фильмов военных лет и их последующим обсуждением.

  4. Посещение городского Музея Боевой славы.

  5. Конкурс инсценированной военной песни.

  6. Конкурс рисунков и мини-сочинений по просмотренным фильмам.

В настоящее время проект находится в активной стадии, результатом на сегодняшний день являются 9 готовых экспонатов (диорамы боевых действий), пополнение фонда музея экспонатами времен Великой Отечественной войны, проведены классные часы «Урок мужества» во всех возрастных группах, сданы 2 стихотворения и 3 сочинения.

10 марта стартовали акции «Письмо солдату» и «Солдатский треугольник».

Сейчас этот проект является одним из приоритетных, но он не единственный. В течение нескольких лет действует проект «Новое поколение», являющийся хорошим практикумом для инструкторов РАДО «Созвездие» и включающий в себя прием в пионеры, благодаря которому пополняются ряды РДОО «Пионеры Башкортостана». Вошли в традицию нашего школьного объединения и такие ежегодные проекты, как «Платок Памяти» и «Вахта Памяти».

Использованная литература

  1. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975. – с.9.

  2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Д. А. Медведева http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

5




Полный текст материала Статья "Социальное проектирование как форма работы школьного пионерского объединения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Родионова Виктория Александровна  Ariya
01.04.2010 1 4979 774

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК