Комплекс уроков: "Лесная школа. Опыт проведения общешкольного учебного дня в лесу"


Коллектив авторов - учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №23 города Белово» Кемеровской области:

  1. Бояндина Валентина Григорьевна, учитель ИЗО,

  2. Зайцева Ольга Александровна, учитель истории и обществознания,

  3. Кошкина Лилия Витальевна, учитель начальных классов,

  4. Седельникова Светлана Олеговна, учитель музыки,

  5. Семенова Галина Андреевна, директор школы.


Лесная школа

Опыт проведения основной общеобразовательной школой учебного дня в лесу

ФГОС второго поколения предъявляет к школе требование формировать систему жизненно важных, практически востребованных знаний, умений, так как именно практический опыт позволит будущим выпускникам легко адаптироваться к профессиональной жизни или продолжению обучения.

Практико-ориентированное обучение строится на основе единства предметных и универсальных компетенций, регулятивных, коммуникативных и личностных действий, интегративном подходе.

Система уроков основной общеобразовательной школы нацелена на достижение прописанных во ФГОС результатов посредством разных предметных областей; мы предполагаем, что эффективность педагогических действий возрастет, если усилия всего педколлектива будут объединены общим методическим подходом. Среди многообразия форм и методов обучения, педагогических техник достойное место занимает создание ситуации «погружения» в атмосферу, отличную от привычного школьного уклада. Нами разработан внеаудиторный учебный день «Лесная школа», когда в определенный заранее день вся школа отправляется на уроки в близлежащий лес.

Педколлектив сообща определил цели «Лесной школы»:

обучающая

передать знания, соответствующие региональному компоненту обучения

развивающая

развивать навыки решения практических задач

воспитывающая

воспитывать уважительное отношение к культуре, природе, истории, народу родного региона

методическая

разработать формы уроков, адекватных необычному месту проведения, нацеленных на формирование универсальных, регулятивных, коммуникативных и личностных компетенций


Отбор рациональных методов и приемов педагоги произвели по критериям:

- рациональность использования оборудования и времени,

- оправданность выхода за пределы учебного класса содержанием урока,

- возможность применения знаний в созданной обстановке,

- организация универсальных, регулятивных, коммуникативных и личностных действий.

Атмосфера погружения, созданная в «Лесной школе», формирует у учащегося компетенции за счет выполнения им реальных практических задач в учебное время; создает условия для осознания учащимся себя центральной фигурой в решении практических задач.

Замысел учебного дня «Лесная школа» был успешно реализован ООШ № 23 г. Белово Кемеровской области. 24 педагога провели 39 уроков русского языка, математики, изобразительного искусства, музыки, обществознания и другие. В данной методической разработке объединены сценарии 5 уроков: изобразительного искусства во 2 классе (мастерская), окружающего мира в 4 классе (экскурсия), музыки в 5 классе (концерт), обществознания в 7 классе (поход), математики в 9 классе (игра). Принцип отбора материала для представления – методическая, предметная, возрастная и содержательная разноплановость.

Практическая значимость представленной серии сценариев уроков «Лесной школы» в методическом обеспечении учебного дня в лесу.


Г.А. Семенова.

Выразительные возможности аппликации

Конспект урока-мастерской изобразительного искусства, 2 класс

Автор Бояндина Валентина Григорьевна, учитель ИЗО

Место проведения – лес.

Цели урока: познакомить с понятием «коллаж»; развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Урок направлен на решение задач художественного развития учащихся:

  • формирование навыков работы с подручным материалом (листьями, сухими веточками дерева, травой и т.д.);

  • развитие способности к творческому самовыражению;

  • развитие наблюдательности и творческого воображения;

  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Оборудование:

Универсальные учебные действия

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

наблюдение и анализ;

знакомство с понятием «коллаж» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск решения творческой задачи

определение собственного замысла;

выбор цвета и материала в соответствии с собственными предпочтениями;

творческое самовыражение

обмен мнениями; слушание одноклассников и учителя;

обсуждение результатов творческой деятельности


Самостоятельное планирование достижения цели творческой работы; соотнесение и оценка замысла и его воплощения; оценивание результата своего труда

План урока

1. Беседа о трех Братьях-Мастерах

2. Умение Мастера Изображения передать в произведениях то, что видит вокруг.

3.Творческая деятельность учащихся – создание образа сказочного леса в технике коллаж.

Ход урока

Организационный этап

Учитель: Тема нашего урока - «Выразительные возможности аппликации». В первом классе вы знакомились с Братьями–Мастерами. Давайте вспомним их: Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Сегодня Мастер Изображения поможет вам увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное.

В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вдруг на  нашем  пути встретилась  поляна ярко-красных мухоморов.   Вот мы  наткнулись на прозрачную паутинку, которая просто «висела» в воздухе  и ни за что  не  держалась. Она  блестела на солнце, а  её  тонкие   ниточки переливались  разными цветами.

Сегодня у нас необычный урок – урок в осеннем лесу. Вдохните воздух октябрьского леса. Оглянитесь вокруг. Впитайте в себя красоту родной природы.

Кто нас сейчас встречает? (Деревья, кустарники, травянистые растения, поздние цветы, птицы, насекомые.) Давайте встанем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого сада, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.

Послушайте, какие звуки мы слышим вокруг? Как вам кажется: рада вам природа?

Как вы себя чувствуете, какое настроение?

Раз вам хорошо, значит и природа вам рада, запомните это открытие. И если вдруг вам станет плохо, вы всегда можете выйти в лес, посмотреть вокруг на красоту природы, послушать пение птиц, и, уверяю вас, хорошее настроение вернется. Но в ответ природа просит бережного отношения к себе.

Наблюдение за окружающим, организованное вопросами и заданиями

Учитель: Назовите птиц, которых заметили в лесу.

- Обратите внимание на небо, облака, воздух.

- Что вы можете сказать о природе осенью? 

- Какие краски у осени? (Ответы детей.)

Учитель: Да, природа осенью очень красива. Послушайте отрывок из стихотворения «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...

Как вы понимаете слова «терем расписной»? О каком тереме идет речь? Кто расписал терем? Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый - цвет сирени, фиалки; золотой блестяще-желтый; багряный — темно- красный.)Вы видели деревья такого цвета? На что похожи опавшие листья? Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев.

Почему люди сравнивают опавшие с деревьев на землю листья с ковром?

Какие мы выберем краски, чтобы передать красоту золотой осени?

Послушайте стихотворение «Осень» З. Федоровской и подумайте: какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены

Пурпуром осенним, только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!»

Давайте рассмотрим осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета? Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) На что похожи листья? (На маленькое деревце.) Какой формы деревья? Похожи ли они на листочки, которые вы только что рассматривали? Листья, каких деревьев вы держите в руках?

Какой формы деревья? Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме, как и листья.

Постановка учебной цели

Учитель: Сегодня мы будем создавать осенний пейзаж. Вам знакомо слово «коллаж»?

Коллаж (от франц. приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре  (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).

Сегодня на уроке мы тоже попробуем создать осенний сказочный лес в технике коллаж. Чтобы сделать коллаж, вам не потре­буются специальные материалы, вы можете использовать то, что найдете в лесу: листья, сухие веточки деревьев, травы и т. д. и у вас в руках окажется идеальный материал для того, чтобы сде­лать прекрасную работу.

Изобразите сказочный лес, пусть листья в вашей работе будут деревьями. Для фона коллажа подойдет картон, который вы взяли с собой. Вспомните стихи об осени. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.

В каком порядке вам надо действовать, чтобы создать осенний коллаж? (Замысел, сбор подручного материала, компоновка материала на картоне, корректирование, приклеивание.)

Творческая практическая деятельность учащихся

Во время практической деятельности учащихся учитель дает при необходимости подсказки, хвалит удачные действия, напоминает необходимость проработки первого плана создаваемого коллажа.

Подведение итогов

Выставка  работ учащихся.

Учитель: Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему. Выскажите свои мнения о работах, которые понравились больше всего.

Учащиеся обсуждают работы одноклассников.

Чему учились сегодня на уроке? (Изображать осенний лес в технике коллаж.)

Что нового узнали? 

А сейчас мы приберем за собой, чтобы в прекрасном лесу не остался мусор.


Как найти сокровища?

Измерения на местности в заданиях ОГЭ

Сценарий урока-игры геометрии в 9 классе

Автор: Семенова Галина Андреевна, директор школы, учитель математики

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Подобие», закрепить умения и навыки применения знаний по теме «Подобие» при решении практических задач, в том числе аналогичных заданиям ОГЭ;

  2. развивать осознанный интерес и уважение к предмету;

  3. воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей.

Оборудование: записка о зарытом тайнике; тайник, представляющий из себя сундучок, в котором лежат закладки с формулами, необходимыми для подготовки к ОГЭ по математике; измерительные рулетки длиной 5 метров, мерки длиной 1 метр

Предварительный этап

Учащиеся повторяют учебный материал, ориентируясь на нижеследующие задания, готовят необходимые иллюстрации к данным заданиям.

  1. Дайте определение подобных треугольников.

  2. Назовите элементы подобных треугольников.

  3. Перечислите признаки подобия треугольников.

  4. Закончите фразу «Коэффициент подобия – это…»

  5. Перечислите линейные размеры треугольника?

  6. Приведите примеры геометрических фигур, которые всегда подобны.

  7. Приведите примеры подобных геометрических тел из окружающего мира.

Учитель заранее на местности определяет место тайника, проводит необходимые измерения, готовит оборудование.

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок проходит не как обычно в классе, а в лесу. На сегодняшнем уроке мы будем применять свои математические знания для решения практических задач, в частности: 1) мы измерим высоту высокого дерева, не влезая на него; 2) измерим ширину оврага, находясь на одном его краю. В ОГЭ в разделе «Реальная математика» такие задачи встречаются.

  1. Актуализация и систематизация знаний учащихся

В ходе фронтального опроса учащиеся повторяют теоретический материал из курса геометрии 8 класса по теме «Подобие треугольников» по предварительно данным заданиям:

  1. Дайте определение подобных треугольников. 2. Назовите элементы подобных треугольников. 3. Перечислите признаки подобия треугольников. 4. Закончите фразу «Коэффициент подобия – это…» 5. Перечислите линейные размеры треугольника? (Ответ: стороны, высоты, медианы, биссектрисы, радиусы вписанных и описанных окружностей.) 6. Приведите примеры геометрических фигур, которые всегда подобны. (Ответ: окружности, правильные многоугольники.) 7. Приведите примеры подобных геометрических тел из окружающего мира.

Ответы учеников сопровождаются иллюстрациями, приготовленными заранее.

  1. Этап практического применения знаний

Учитель («случайно» замечает упавшую на землю записку): Какая-то странная записка! Вы не знаете, что это. Давайте прочтем. (Разворачивает и читает ее.) «Уважаемые потомки! Спасаясь от преследования, я вынужден зарыть тайник с важными сведениями в лесу. Если вы читаете мое письмо, значит, вы рядом с тайником. Пожалуйста, найдите его и не допустите пропажи востребованных обществом знаний. Итак, чтобы найти сундучок оглянитесь вокруг, найдите самое высокое дерево. Не ошибитесь! Не примеряйте «на глазок», а точно рассчитайте его высоту. Встаньте спиной к дереву и пройдите в южном направлении расстояние, равное утроенной его высоте. Если сделаете все правильно, то окажитесь на краю высокого оврага. Пройдите по краю оврага расстояние, равное его ширине. На глубине, равной 1 локтю, находится то, что вам обязательно поможет на экзамене. Удачи!» Надо помочь, ребята, таинственному незнакомцу.

Выполнение игрового задания. Учащиеся в группах

- распределяют роли между собой, разбив задачу, описанную в записке, на две составляющие: измерение высоты и ширины недосягаемых объектов;

- выполняют расчеты, применяя признаки подобия треугольников, и отмеряют расстояния на местности,

- находят сундучок, в котором находится справочный материал по геометрии, необходимый для сдачи ОГЭ.

Задача 1. Измерить высоту столба (дерева). При решении задачи используются мерки длиной 1 метр и рулетка длиной 5 метров.












Ход решения задачи:


1) Установить и закрепить мерку длиной 1 метр вертикально (на чертеже отрезок СВ).

2) Наблюдатель отходит от мерки до тех пор, пока точки С и Е (верхушка дерева или столба) не оказываются на одной прямой, то есть наблюдатель перемещается в точку А.

3) Два ученика измеряют расстояния от наблюдателя (на чертеже расстояние АВ) и расстояние от наблюдателя до дерева (на чертеже расстояние AD).

4) Составляется пропорция: ,

5) Выполняются расчеты.

После решения задачи учащиеся проговаривают теоретический материал, который использовался при решении: указываются подобные треугольники ( называются равные углы ( , сходственные стороны ВС и DE.

Задача 2. Измерить высоту столба, зная рост человека, длину тени человека и столба.








Ход решения задачи:

  1. Измеряется рост человека (на чертеже отрезок ВС).

  2. Измеряется длина тени человека (на чертеже отрезок АС) и длина тени столба (на чертеже отрезок В1С1).

  3. Составляется пропорция , .

  4. Выполняются расчеты.

После решения задачи ученики называют теоретический материал, используемый при решении.

Практический результат решения задач 1 и 2 – это измеренная высота недосягаемого объекта, поэтому при недостатке времени и, в зависимости от погодных условий, можно взять одну задачу.


Задача 3. Измерить ширину оврага, находясь на одном его краю.





Ход решения задачи:

  1. Выбираем на противоположной стороне, в непосредственной близости от него, два заметных предмета (на чертеже точки А и В) и, стоя по другую сторону реки с вытянутыми руками, в которых зажата травинка, закрываем промежуток между выбранными предметами. Один глаз должен быть закрыт.    

  2. После этого сложив травинку пополам, отходим от берега реки до тех пор, пока расстояние между выбранными предметами не закроется сложенной травинкой (на чертеже точка С1).

  3. Затем измеряем промежуток между двумя точками своего стояния (на чертеже отрезок СС1). Расстояние между ними будет равно ширине реки. 

  1. Задание на дом. Учащиеся выполняют задания с сайта http://alexlarin.net/gia2013/main.html

Задание 1.


Задание 2.

  1. Итог урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы научились применять свои математические знания при решении практических задач, в частности, использовали подобие треугольников для измерения недоступных предметов. Надеюсь, что вы сможете уверенно справиться с подобными задачами и на экзамене, и в реальной жизни.


Музыка и природа. Истоки музыки

Конспект урока музыки в 5 классе

Автор: Седельникова Светлана Олеговна, учитель музыки

Цель урока - развитие потребности в единении с природой как первоисточником музыки.

Задачи: 1) углубить понятие истоков музыки; 2) развивать слушательскую культуру обучающихся; 3) формировать осознание музыкальной культуры как части общекультурного «самосознания» человека.

Оборудование: переносная аудиосистема, аудиозаписи песни «Чудесный лес» С. Ранды, пьеса «Утро» Э. Грига; карточки с названиями произведений цикла «Времена года», раздаточный материал - тексты песен «Музыка звучит» Ю. Верижникова и осенней заклички.


Ход урока

Организационный этап

Урок начинается с прослушивания песни «Чудесный лес».

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок музыки в лесу. Как это замечательно, ведь музыка берет свое начало именно в природе. Мы не зря начали урок с этой содержательной песни. Тема сегодняшнего разговора - «Музыка и природа. Истоки музыки». Наша цель – понять, где начинается музыка, как музыка живет в природе, а природа - в музыке?

Этап изучения нового материала

Учитель: Во все времена природа служила источником вдохновения людей искусства. Давайте на минутку прекратим все движения, замрем и послушаем звуки нашего осеннего леса.

Слушание звуков осеннего леса, при этом учитель обращает внимание на свист ветра и шум ветвей, шуршание кустарника, поскрипывание хвои под ногами, крик птиц.

Учитель: Истоки народной музыки – окружающий мир, а значение природы в жизни русского народа невозможно переоценить. Песни, созданные народом, отображали явления природы, в них чувствуется мощь, красота и сила родных просторов. Стихия воды, воздуха, солнца – это герои фольклора с незапамятных времен. Каждый колосок, травинка, деревце отождествлялись с живыми существами. А в каждом звуке угадывалась сверхъестественная сила. Вспомните народные песни об окружающем мире и природных явлениях.

Ответы детей: «Степь да степь кругом», «Во поле береза стояла», «Вдоль по улице метелица метет», «Вечерний звон», «Калинка-малинка», «Ой мороз, мороз»…

Учитель: Изменения в природе, а именно смена времен года, олицетворялась с рождением и смертью. Осень – подведение итогов, а так же пора праздников. Только на сентябрь их приходилось порядка десяти. Осень ждали, ей радовались, ее звали. Закликали осень большим хороводом. Осенина (так называли матушку-осень) приходила с караваем свежего хлеба. Я предлагаю всем встать в хоровод и исполнить песню:

Осень, осень в гости просим.

Осень, осень, погостить недель восемь.

С обильными хлебами, с высокими стогами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.

Разучивание и исполнение песни.

Учитель: Музыка состоит из звуков. Отдельных, разрозненных. И только человеку талантливому, творческому дана возможность из хаоса и разнообразия звуков окружающего мира создать что-то новое и гармоничное. А нам под силу сейчас вслушаться в звуки окружающего мира. Природа живет, дышит, поет. Я предлагаю сейчас устроить звуковую перекличку.

Игра «Звуковая перекличка». Ученики разбиваются на 4 команды: «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето» - и имитируют звуки, встречающиеся в природе. Победит та команда, которая назовет звук последней. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)

Учитель: Человек на каждом шагу встречается с музыкой природы: пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытается подражать им. Прием передачи голосов природы в музыкальный образ называется звукоподражанием. Примерами звукоподражательных произведений стали «Кукушка» К. Дакена, «Ветер на равнине» К. Дебюсси, симфония №6 «Гроза. Буря» Л. Бетховена. Чтобы передать в произведениях звуки окружающего мира, композиторы имеют в своем арсенале средства музыкальной выразительности, музыкальные инструменты. Прослушайте пьесу «Утро» Э.Грига, попробуйте, используя прием звукоподражания, пропеть звуки природы.

Учитель: Общение с природой - это жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Композиторы разных эпох часто обращались к вечным темам. Шедевр музыкального искусства, созданный русским классиком П. И. Чайковским – фортепианный цикл «Времена года». Композитор включил в него 12 пьес различного характера, что соответствует 12 месяцам года, и озаглавил каждую. Я раскладываю 12 карточек с названиями всех 12 пьес, надо как можно быстрее каждой команде собрать карточки, соответствующие их времени года.

(«Январь. У камелька», «Февраль. Масленица», «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва», «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки».) Проверка правильности выполнения задания.

Этап вокально-хоровой работы

Юрий Верижников «Музыка звучит». Пение acapello, пение без музыкального сопровождения. Работа над текстом. Анализ эмоционального восприятия, обсуждение возможности воплощения эмоций в песне.

Этап подведения итогов урока

Учитель: Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество. Как вы думаете, только ли музыка способна на это?

Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться. Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Какие звуки природы вы можете бы назвать? Подумайте, как звучит мир природы утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года? Назовите музыкальные произведения, связанные с темой природы.

Этап рефлексии

Учитель: Как вы считаете: стоило ли выходить в лес, чтобы провести урок музыки? Что вам сегодня больше всего понравилось? О чем, произошедшем на уроке, вы расскажете дома?



Влияние человека на природу

План-конспект урока-похода обществознание, 7 класс

Автор – Зайцева Ольга Александровна, учитель истории и обществознания

Предварительно учитель выбирает место проведения урока-похода. Это должна быть поляна, до которой можно быстро дойти. Мы выбрали популярное у местных жителей место, которое оказалось по этой причине захламленным.

Цели урока:

-  рассмотреть изменения, связанные с воздействием человека на природу и окружающую среду, позитивные и негативные последствия;

- развивать у обучающихся умения критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию,

- сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды

Оборудование: мультимедийный планшет, серия слайдов «Загрязнение природы» рабочие перчатки (для грязной работы), мешки для мусора.

План урока:

  1. Мы – покорители природы!

  2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

  3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправились в поход, и урок обществознания пройдет в лесу, так как урок сегодня связан с природой и окружающей средой.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Учитель: Послушайте стихотворение, чтобы сформулировать тему нашего урока-похода.

Много есть чудес на свете, 
Человек их всех чудесней.
 
Но себя лишь он любил
И
 природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа —
 наша Мать!
Вырубаются
 леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже
 не нравится.
Нет
 теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой
 дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды… (В. Киш)
Учащиеся называют варианты темы урока. Далее появляется на слайде тема урока.

Учитель: Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. (научное понятие).

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: Почему сейчас (в XXI столетии) много говорят об экологии, экологическом кризисе или даже экологической катастрофе? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

После ответов учеников совместно делаем вывод: Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.

Учитель: Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся на уроке, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы.

  1. Мы – покорители природы

Учитель: Ребята, согласны ли Вы с точкой зрения, что люди - покорители природы? Когда человек смог покорить природу? Мнения учащихся.

Учитель: Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

Вывод: Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

  1. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

Учитель: Можно ли считать природу неисчерпаемой кладовой ресурсов?

Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

Назовите, какие природные богатства относятся к исчерпаемым, а какие к неисчерпаемым!

Исчерпаемые: растения, животные, почва, богатства недр.

Неисчерпаемые: водные ресурсы, климатические ресурсы, космические ресурсы.

  1. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Учитель: Назовите, каким образом человек влияет на природу и окружающую среду?

Работа со слайдами на планшете «Загрязнение природы».

Что является источником загрязнения на каждом слайде?

Ответы: сточные воды промышленных предприятий; транспорт; бытовые отходы; промышленность; пестициды (яд для борьбы с насекомыми).

Учитель: Один из главных источников загрязнения природы и окружающей среды является современная промышленность, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог. Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, бытовые отходы, пестициды (вещества, которые используют для борьбы с насекомыми и сорняками). В результате во всем мире ухудшается качество воды, земляне испытывают недостаток пресной чистой воды; загрязнение почвы мусором, ядохимикатами приводит к сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена). Посмотрите вокруг: все ли вам нравится на этой прекрасной полянке. Что портит наше впечатление от красивого осеннего леса?

Ученики обращают внимание на разбросанный предшествующими туристами мусор.

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы устранить вред, нанесенный нашему лесу?

Ученики предлагают убрать мусор. Все вместе собирают мусор в мешки, которые потом будут отнесены к мусорным контейнерам.

  1. Закрепление

Учитель: Давайте проверим себя, ответы могут быть или ДА или НЕТ

  1. С экологическими проблемами человек столкнулся еще в древности; (да)

  2. Потепление климата – результат деятельности человека; (да)

  3. Человек подчинил себе законы развития природы (нет)

  4. Экология – наука о развитии живых существ (нет)

  5. Чем богаче страна, тем меньше у нее экологических проблем; и(нет)

  6. Мусор – одна из экологических проблем современности; (да)

  7. Парниковый эффект приводит к постепенному повышению температуры на Земле (да)

  8. Океан – неисчерпаемый источник (да).

Учитель: Если в нашей местности загрязненные реки, озера, парки, скверы и т.д.? Стараются ли жители нашего поселка поддерживать сохранность природы? (да, для этого в нашей школе организован трудовой десант по уборке школьной территории, парков, очистке рек, высадке саженцев деревьев и кустарников, изготовление скворечников и кормушек для птиц и т.д.)

Почему экологические проблемы называют вселенскими? Что нужно сделать для сохранения природы? Влияние условий жизни на здоровье людей было замечено еще в древности. Но лишь в XX столетии человечество в полной мере осознало, что многие болезни связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением, недоброкачественными продуктами. Поэтому уже более ста лет в мире существуют общественные природоохранные движения, организации, объединяющие в своих рядах людей разных национальностей, профессий, возрастов. Вы сегодня тоже внесли вклад в сохранение нашей родной природы. Спасибо.

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, сегодня мы провели урок в лесу. Посмотрите, как красив осенний лес, как пьют птицы, как приятно вдыхать свежий воздух, поэтому необходимо охранять природу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы.

Какие чувства вы испытали, когда прибрались на полянке? Хотите еще организовать десант по очистке леса от мусора?


Осень в родном крае

Конспект урока-экскурсии предмета «Окружающий мир», 4 класс

Автор – Кошкина Лилия Витальевна, учитель начальных классов


Это первый урок в разделе «Человек – часть природы»

Цели:

1)​ обобщить и систематизировать знания учащихся о характерных признаках осени в природе;

2)​ формировать умения сравнивать, классифицировать основные признаки различных объектов и явлений природы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами природы;

3) воспитывать любовь, бережное и ответственное отношение к природе родного края.

Оборудование:

  1. карточки наблюдения

    Основания для сравнения

    береза

    осина

    Особенности черешка



    Особенности листа



    Выводы



  2. 4 карточки для групповой работы


Ход урока

1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание

Учитель:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва (А.Т.Твардовский)

Картину какого времени года рисует нам поэт? Как вы догадались? Когда наступает осень в нашей области?

Ученики называют время года и приметы времени. На основании этих ответов выводят тему урока «Осень в родном крае».

Учитель: Нам предстоит обобщить и систематизировать имеющиеся знания о характерных признаках осени в природе, научиться сравнивать признаки различных объектов и явлений природы

3. Изучение нового материала, наблюдение

Учитель:Осенью много дождливых дней, однако, какой бы ни была ненастная осень, во второй половине сентября обычно устанавливается ясная, сухая, теплая погода. В народе этот период называли «бабьем летом».

В этот сезон года наблюдается природное явление, поэтически называемое «золотой осенью». Почему? (Ответы учащихся)

Давайте понаблюдаем за окружающими нас деревьями и кустарниками, назовите их. (Учащиеся перечисляют деревья, кустарники)

Какого цвета становятся листья осенью у березы? Поднимите лист березы, рассмотрите его, на что он похож? (Учащиеся отвечают, что лист желтого цвета и похож по форме на монетку.)

Рассмотрите листья других деревьев: какой окрас приобрели они с наступлением заморозков? (Дети отвечают, что листья черемухи и осины приобрели разнообразную расцветку: от желтой до кумачово- красной.)

Осеннее убранство природы держится недолго. Во второй половине октября наступает похолодание, температура падает ниже 0 градусов.

Кемеровская область небольшая по площади, но ее отличает разнообразие растительности. Мы с вами находимся в лесу. Нас окружают березы, осины, кустарники: черемуха, боярышник, шиповник, калина.

Ребята, а кто летом наблюдал за листвой осины? Заметили ли вы, что достаточно небольшого дуновения ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. Почему же дрожат листья осины? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним лист осины и березы.

Наблюдение

Задание рассмотреть листовую пластину, черешок березы и осины, дать характеристику с учетом формы листа, края контура листа, длины черешка, формы черешка. Надо записать наблюдения в карточку и сделать вывод.

Учащиеся рассматривают, сравнивают листья и заносят свои наблюдения в карточку, анализируют и делают выводы.

Табл. 2

Вариант заполнения карточки наблюдения

Основания для сравнения

береза

осина

Особенности черешка

Черешок короткий, цилиндрической формы

Черешок длинный и тонкий, плоский, сильно сплюснутый с боков

Особенности листа

Листовая пластина треугольно-яйцевидной формы с зубчиками по краям

Листовая пластина округлая с неровными крупными закругленными зубцами.

Выводы

Черешок менее гибкий, поэтому листовые пластинки не так подвижны

Черешок легко изгибается вправо и влево, поэтому листовые пластинки так подвижны.


Учитель: У осины есть еще один «секрет», о котором знают немногие. У этого дерева можно наблюдать интересное явление – осенний «ветвепад». Придите поздней осенью в лес, посмотрите на землю под какой–нибудь старой осиной. Приглядевшись, вы увидите, что тут и там под деревом валяются тонкие веточки разной длины: и короткие, с карандаш, и подлиннее. Веточки эти живые, не засохшие, с них только что опали листья. Они отделяются от дерева сами, точно так же, как пожелтевший лист осенью. Дерево избавляется от некоторых ветвей.

4. Систематизация знаний. Групповая работа по карточкам. Учитель распределяет учащихся на 4 группы, каждая группа в течение 3 – 4 минут готовит ответ на вопрос карточки. Затем группы выступают, остальные слушают и при необходимости дополняют, задают вопросы.

Карточка № 1.​ Какое значение имеет листопад для растений?

Карточка № 2.​ Почему листья с веток у верхушек деревьев опадают последними?

Карточка № 3. Чем осень в Кузбассе отличается от осени в других регионах нашей страны?

Карточка № 4. Почему в период осени наши леса радуют глаз разнообразием цветов?

5. Повторение ранее усвоенных знаний

Учитель: Давайте тихонько постоим и попробуем услышать, увидеть «жителей» этого леса. Тихо в лесу. Где же бабочки, кузнечики, мухи и другие насекомые?

Учащиеся: Под корой деревьев, в сухих стеблях, внутри прошлогодних былинок спрятаны личинки и куколки жуков, и мух. Муравьи спрятались в земле на глубине полутора метров.

Учитель: Улетели сегодня стрижи…

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все – таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине. (В. Благина)

Почему осенью улетают птицы, преодолевают тысячи километров, а другие живут всю жизнь в одном районе города или леса?

Ученики: Улетают птицы, которые питаются лишь рыбой, насекомыми и их личинками. Ведь до весны не будет никаких насекомых и рыбы (водоемы покрываются льдом). Рядом с человеком остаются зимовать воробьи и голуби, а также вороны да синицы.

Учитель: Назовите оседлых птиц. Как изменится жизнь птиц с приходом холодов? Чем мы можем им помочь?

6. Подведение итога урока по вопросам:

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вспомнили? Над чем ещё надо поразмышлять? Что нам надо сделать, чтобы помочь птицам нашего края перезимовать?

7. Домашнее задание - изготовить кормушки для птиц.


Литература


  1. Кропочева Т.Б. Родной край: учебное пособие для учащихся начальных классов. - Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2003. - 131с.

  2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. М., 1992. - 212с.

  3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей - 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

  5. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.




Полный текст материала Комплекс уроков: "Лесная школа. Опыт проведения общешкольного учебного дня в лесу" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллектив авторов  Galina_Semenova
16.11.2015 0 2821 277

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК