Методическая разработка "Эффективность процесса обучения" для СУЗ НПО и школам
ГОУ НПО РПЛ
Методическая разработка
«Эффективность процесса обучения»
Выполнил:
преподаватель биологии и химии
ГОУ НПО РПЛ г. Майкопа
Республики Адыгея
Самородова Валентина Николаевна
г. Майкоп
2010
В основе учебного процесса лежит взаимосвязанная деятельность обучающегося и обучающего. Обучающий либо информирует обучаемых о теориях, закономерностях, научных фактах, иллюстрирует свою речь различными примерами, либо сообщает некоторый объём научных сведений и ставит вопросы, на которые обучаемые самостоятельно ищут ответы.
В первом случае деятельность обучаемых носит репродуктивный характер, они осмысливают готовую информацию, воспроизводят её в своих ответах с той или иной степенью полноты.
Во втором – познавательная деятельность учащихся носит творческий характер, т.к. преподаватель побуждает учащихся к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, организует диалог, обсуждение изучаемых проблем. Однако не следует думать, что только творческая познавательная деятельность учащихся даёт наибольший эффект в обучении.
Не все вопросы можно изучать путём включения учащихся в творческую познавательную деятельность. Многие научные факты, понятия, закономерности они должны просто запомнить и уметь их воспроизводить. Кроме этого, на организацию творческой познавательной деятельности требуется много времени.
При использовании всех методов обучения важно добиться того, чтобы они с наибольшей самостоятельностью овладели знаниями и умениями, чтобы их мышление носило как репродуктивный, так и продуктивный характер.
Педагогическая технология – это проект и реализация системы последовательного развёртывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучаемого.
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Сократовский вид обучения – беседа (формирует память и развивает мышление);
2. Догматический вид: догма – это развитие памяти.
Сюда относятся: определение понятия
определение термина
3. Развивающее обучение: развивает интеллект (т.е. умственное развитие)
4. Объяснительно – иллюстративное обучение: наблюдается сочетание сократовского и догматического видов обучения (Объяснение преподавателя – воспроизведение учащимся)
5. Проблемное обучение: эволюция от сократовского до развивающего обучения.
Структурной единицей является проблемный вопрос, на который учащиеся сразу ответить не смогут, т.к. не хватает знаний.
6. Программированное обучение – в котором наблюдается алгоритм (шаг) действий, который задан преподавателем. Сюда относятся тесты, которые позволяют и проконтролировать знания и обучать.
7. Модульное обучение - составление модуля, в котором имеются : цель, содержательная часть, процессуальная часть и на выходе проводится контроль знаний.
8. Информатизированное обучение с помощью компьютера.
9. Мультимедийное обучение: сюда относятся презентации с использованием интерактивных досок.
10. Обучение в сотрудничестве: преподаватель вместе с обучающимися изучает материал.
11. Метод проектов, направленный на практическую деятельность.
12. Разноуровневое обучение.
13. «Портфолио учащегося», в котором накапливаются разные его достижения.
14. Индивидуальный дифференцированный подход к обучению.
Ц ЕЛЬ
МЕТОДЫ СРЕДСТВА ФОРМЫ СОДЕРЖАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТ
М ЕТОДЫ
С ЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ
Беседа Лекция Опыты Натуральные Эксперимент Наблюдения
объекты
Рассказ Объяснение Изобразительные Распознавание
средства и определение
объектов
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
Р еальные знаковые вербальные И ТСО лабораторное
Н оборудование
Живые рисование слово Ф статичные
Неживые объёмные учебник О динамичные
тесты Р
инструкции М инструменты
А реактивы и
Ц красители
И
О
Н
Н
Ы
Е
СИСТЕМА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Развитие
з наний
У мений
Ценностных
отношений
УРОК КАБИНЕТ
ЭКСКУРСИЯ ПРИРОДА
Д/З
Внеурочные занятия
Общественно – полезная
Работа
Только совместное их применение позволит:
а) мотивировать учащегося к активной деятельности;
б) формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих.
Репродуктивные лекция, рассказ, беседа обычно носят описательный характер, направлены на понимание и запоминание отдельных научных фактов, закономерностей, простое их воспроизведение. Слушая рассказ, лекцию, участвуя в беседе, учащиеся усваивают учебный материал, включают его в систему ранее усвоенных знаний.
Проблемная лекция, рассказ, беседа, как правило, имеют объяснительный характер, хотя при этом содержат и фактический материал, требующий запоминания и воспроизведения.
Большое значение в преподавании химии и биологии занимает самостоятельные работы, в которых характерна та или иная степень самостоятельности учащихся. Самостоятельные работы выполняются с разными дидактическими целями (изучение нового материала, повторение и обобщение на основе использования различных источников знания: химических и биологических объектов, изобразительной наглядности, учебной книги, экранного пособия ит.д. Характер познавательной деятельности, эффективность обучения определяются не только методами, но и способностью преподавателя обогащать эти методы методическими приёмами: синхронно с изложением учебного материала в ходе лекции или рассказа сделать на доске рисунок, показать биологический или химический процесс или явление с помощью демонстрации опыта, модели и т.д.
Все методы обучения должны выполнять образовательные, воспитательные и развивающие функции.
Учитывая специфику учебных заведений, остановимся на характеристике ряда методов обучения.
Лекция – монологическое изложение преподавателем учебного материала.
Речь преподавателя должна быть яркой, чёткой, эмоциональной; интонацией голоса, записями следует выделять главные мысли. Учебный материал должен излагаться логично, последовательно, научно и доступно, хорошим литературным языком. Не следует перегружать лекцию специальной научной терминологией, чтобы не снизить её доступность. Надо составлять план лекции, в котором выделить введение, основное содержание и заключение.
Развитию творческих способностей учащихся способствует проблемное построение лекции, побуждение их к поиску, к участию в решении проблемы. Для этого преподаватель в ходе изложения учебного материала создаёт проблемную ситуацию, показывает противоречие между новыми научными фактами и старой их трактовкой. Тем самым он подводит учащихся к познанию истины, хотя и раскрывает её сам.
Существенный недостаток использования лекции в обучении – пассивность учащихся, их низкая познавательная деятельность, потеря внимания и интереса. Поэтому необходимо сочетание слова преподавателя с наглядным восприятием учащимися объектов и явлений, при этом происходит синтез образного и логического мышления. Повышает активность учащихся демонстрация во время лекции опытов, кадров диафильмов или диапозитивов, натуральных объектов, а также зарисовка на доске схем, диаграмм, запись незнакомых научных терминов, слов и т. д.
Внимание учащихся повышается во время лекции, если преподаватель ставит вопросы, приводит интересные сведения, знакомит с новинками науки, показывает пути использования достижений химии и биологии в практической деятельности.
Учащиеся должны активно работать в процессе лекции: составлять план лекции, писать краткий конспект, отвечать на поставленные преподавателем вопросы.
Рассказ используется в сочетании с демонстрацией экранных пособий, самостоятельной работой, лабораторным занятием, на экскурсии.
В основе рассказа лежит слово преподавателя, но рассказ должен быть менее продолжительным, обычно перемежается беседой, наблюдением, работой с учебной книгой.
Рассказ должен быть чётким, ярким, образным, выразительным. Большое значение имеет логика изложения учебного материала.
Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не были пассивными во время рассказа преподавателя. Повышению внимания учащихся способствует проблемный рассказ, постановка вопросов, предложение выполнить несложные задания: ответить на ранее поставленные вопросы, составить план, записать основные мысли.
Повышению познавательной активности учащихся во время рассказа способствует зарисовка на доске схем, запись терминов, демонстрация натуральных объектов и таблиц, обращение к жизненному опыту обучающихся.
Беседа наиболее часто используется в сочетании с другими методами: наблюдением, экспериментом, а также при проведении лабораторных и практических работ, экскурсии, демонстрации учебного фильма и т.д.
Главный признак беседы – организация учебного процесса в форме диалога. В процессе беседы легче управлять познавательной деятельностью учащихся. Вести диалог дело нелёгкое. Важно не только преподавателю правильно формулировать вопрос, но и учащимся уметь чётко ответить на него. Надо научить учащихся выслушивать ответы своих товарищей, вести деловую полемику. А не говорить всем сразу, не перебивать своего товарища, особенно робкого, или плохо владеющего культурой речи.
Успешному проведению беседы способствует демонстрация опытов, натуральных объектов, таблиц, кадров диафильма и диапозитивов, кинофрагментов, зарисовка схем на доске.
Работа с учебником
Приёмы работы с учебником:
1. Ориентирование в учебнике.
2. Работа с оглавлением.
3. Работа с текстом.
4. Обучение осознанному чтению
5. Составление плана параграфа.
6. Овладение биологическим и химическими терминами
7. Анализ и конструирование понятий
8. Нахождение в тексте ответа на вопросы в конце параграфа
9. Формирование вопроса к тексту
10. Составление таблиц
11. Составление схем
12. Работа с иллюстрациями
13. Составление конспекта параграфа
14. Составление программированных заданий
15. Решение заданий на составление аналогий
16. Решение заданий на отражение последовательности событий
17. Решение заданий на выполнение логических операций
18. Решение заданий на оценку правильности гипотез (например, гипотезы происхождения жизни на Земле)
19. Решение творческих задач
20. Ответы на проблемные вопросы и постановка этих вопросов
21. Решение биологических и химических задач.
Решение учебных познавательных задач.
Под понятием учебная познавательная задача – это определённая учебная комбинация, описывающая какое-то явление и предполагающая ряд действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи.
Процесс решения любой познавательной задачи представляет собой определённую последовательность действий:
- восприятие и осмысление её содержания;
- выполнение плана решения;
- ответ, проверка;
- предполагаемые выводы.
Решение задачи – не только ответ на вопрос, это система умственных действий на основе анализа, рассуждений, рассматривающих описанное явление и приводящих к определённой форме записи условия задачи, постепенного её решения и формулирования ответа и предполагаемых выводов по рассмотренному явлению.
Например, чтобы решить задачу на вывод формулы органического соединения необходимо составить схему:
Для вывода формулы вещества нужно знать: |
|
Молярную массу вещества Она задаётся в задачах: |
Соотношение числа атомов элементов в молекуле. Оно задаётся: |
1) в готовом виде |
1) с указанием класса вещества |
2) через ρ (М = ρ ∙ Vm |
2) через массовые доли элементов |
3) через Dг2 (Г1) М (Г1) = Dг2 ∙ М(Г2) |
3) через мольные доли элементов в веществе |
4) через соотношение m и V m V = M Vm
|
4) через количества продуктов реакции, в которой участвует искомое вещество, например, продуктов сгорания |
5) через количественные отношения веществ, участвующих в реакции |
|
Алгоритм действий при решении задачи:
Анализ содержания задачи
Схематическая запись условия Рассуждения, приводящие к решению
з адачи задачи
ОТВЕТ
Предполагаемые выводы
При сгорании 1,3 г углеводорода образовался оксид углерода (СО2 ) массой 4,4 г и вода массой 0,9 г. Плотность паров этого углеводорода по водороду равна 39. Определить молекулярную формулу вещества.
1. Краткая запись условия задачи – начальный этап
.
Д ано:
m (Cх Ну)) = 1,3 г
m (CO2) = 4,4г
m (H2O) = 0,9 г
Dводород = 39
С х Ну - ?
2. Составляем уравнение реакции и надписываем над формулами данные задачи
1,3 г 4,4 г 0,9 г
Cx Hу + О2 → СО2 + Н2 О
3. Высчитываем молярные массы Cх Ну, CO2 и H2O
М (Cх Ну) = DН2 ∙ М(Н2)
М(Сх Ну) = 39 ∙ 2 = 78(г/моль)
М(СО2) = 12 + 16 ∙ 2 = 44 (г/моль)
М(Н2О) = 1∙ 2 + 16 = 18 (г/моль)
4. Полученные данные подписываем под формулами в уравнение реакции:
1,3 г 4,4 г 0,9 г
Cx Hу + О2 → СО2 + Н2 О
78 г/моль 44 г/моль 18 (г/моль)
5. составляем соотношения количеств веществ Cx Hу , CO2, H2O:
n (CxHу) : n (CO2) : n(H2O)
1,3 : 4,4 : 0,9 = 0,017 : 0,1 : 0,05
78 44 18
6. избавляемся от чётных чисел:
0,017 : 0,1 : 0,05
= 1 : 6 : 3 –
0,017 0,017 0,017
соответствуют коэффициентам в уравнении и позволяет установить число атомов углерода и водорода:
Сх Ну + О2 → 6СО2 + 3Н2О,
т.е.6 атомов углерода (С)и 6 атомов водорода (Н)
Ответ : формула органического соединения С6Н6 - бензол
Проверка: М(С6Н6) = 12 ∙ 6 + 1∙ 6 = 78 (г/моль), что соответствует ответу, полученному в пункте 3.
Вывод: задача решена верно.
Помощь преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить учащимся максимальную самостоятельность.
Самое пристальное внимание нужно уделять оформлению задачи
При сгорании 1,3 г углеводорода образовался оксид углерода (СО2 ) массой 4,4 г и вода массой 0,9 г. Плотность паров этого углеводорода по водороду равна 39. Определить молекулярную формулу вещества.
.
Дано:
m (Cх Ну)) = 1,3 г Решение
1,3 г 4,4 г 0,9 г
m (CO2) = 4,4г Cx Hу + О2 → СО2 + Н2 О
m (H2O) = 0,9 г 78г/моль 44г/моль 18 г/моль
Dводород = 39
С х Ну - ? М(СО2) = 12 + 16 ∙ 2 = 44 (г/моль
М(Н2О) = 1∙ 2 + 16 = 18 (г/моль)
М(Сх Ну) = Dводород ∙ M(водород)
М(Сх Ну) = 39 ∙ 2 = 78(г/моль)
n (CxHу) : n (CO2) : n(H2O)
1,3 : 4,4 : 0,9 = 0,017 : 0,1 : 0,05
7 8 44 18
0,017 : 0,1 : 0,05
= 1 : 6 : 3
0,017 0,017 0,017
Сх Ну + О2 → 6СО2 + 3Н2О,
т.е.6 С и 6Н
Ответ : С6Н6 - бензол
Проверка: М(С6Н6) = 12 ∙ 6 + 1∙ 6 = 78 (г/моль), что соответствует ответу, полученному в пункте 3
Вывод: задача решена верно.
Условие задачи, поиск её решения, ответ, предполагаемый вывод должны быть отражены в тетради.
Эксперимент – это метод, специфический для химии и биологии. Этот метод позволяет учащимся в специально созданных условиях воспроизводить и наблюдать биологические и химические процессы и явления, получать новые знания, теоретически их осмысливать.
Успешность применения данного метода зависит от ряда факторов. Прежде всего учащиеся должны хорошо осознать цель эксперимента, правильно его поставить, и наблюдать за ходом эксперимента, зафиксировать результаты. Преподаватель помогает учащимся с наибольшей самостоятельностью провести эксперимент и выявить сущность явлений.
Практическая работа с раздаточным материалом – может иметь и репродуктивный и творческий характер. В последнем случае учащиеся сами находят существенные признаки объекта или процесса, делают выводы.
Каждое занятие практикума начинается с постановки общей задачи. Затем учащимся выдаются технологические карты, построенные по единому плану:
1. постановка задачи (формулирование выполняемого задания).
2. краткое теоретическое введение к экспериментальной работе.
3. Алгоритм выполнения задания.
4. Контрольные вопросы для самопроверки.
Например, к работе «Получение, собирание и изучение свойств газов» учащийся получает задание следующего характера:
а) Используя имеющиеся реактивы и оборудование, отобрать те из них, которые необходимы для получение данного газа.
б) получить этот газ и изучить его свойства.
в) Ответить на вопросы, приведённые в конце технологической карты.
(получение кислорода, аммиака, оксида углерода(IV), водорода).
МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
Особенностью модульного обучения является новый подход к планированию, при котором исключается разбивка материала на отдельные дробные части, т.к. установлено, что наибольший педагогический эффект достигается в том случае, когда изучаемый предмет предстаёт в целостном виде и усвоению подлежат фундаментальные закономерности, а не частные явления.
При модульном обучении весь материал курса разбивается на отдельные информационные блоки – модули, целостно отражающие основы химической науки и логически взаимосвязанные между собой.
Изучение модуля включает разнообразные формы работы c учащимися: лекция, семинары, графические диктанты, уроки решения расчётных и экспериментальных задач, химические эстафеты, игры – путешествия, дидактические игры, обучающего и контролирующего характера и др. При этом задания составляются различной степени трудности с учётом дифференцированного подхода к учащимся.
На лекции раскрывается основное содержание темы модуля, составляется опорный конспект, который помогает вычленить логический каркас данного раздела и облегчить запоминание блока информации. На последующих занятиях происходит конкретизация, расширение, уточнение, закрепление знаний.
Изучение модулей сопровождается составлением легко запоминающихся блок – схем, интегрирующих большой объём информации. Например, блок – схему «Строение атома» можно составить так:
Блок – схема «Строение атома»
Ar
АТОМ Э
Z
ЯДРО (+n) → == ← (-n) электроны
N
= Ar - Z
Z
П ротоны нейтроны N = Ar - Z
p+ n0 е-
масса атома
Модуль – это целевой структурно – познавательный узел, в котором учебное содержание и технологии овладения им объединены в систему высокого уровня целостности
Модуль включает в себя:
1. Цель
2. банк информации
3. методическое руководство по достижению дидактических целей (руководство к исполнению)
4. информацию об имеющихся средствах обучения
5. контроль (т.е. результат)
Для модульного обучения характерны:
1. гибкость
2. динамичность
3. мобильность
Тема «Теория строения органических веществ» состоит из семи модулей.
МО. Комплексная дидактическая цель.
М1. основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
М2. Типы углеродных цепей. Структурные формулы. Изомерия. Изомеры.
М3. Типы химических реакций в органической химии.
М4. sp3 – гибридизация атомных орбиталей.
МО. Комплексная дидактическая цель
В результате овладения содержания всех модулей вы должны :
Знать: основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова, её значение; виды связей между атомами углерода; понятие о гибридизации и её видах, σ и π – связях, одинарных, двойных и тройных связях между атомами углерода; типы углеродных цепей; понятия «изомерия», «изомеры»,
Типы химических реакций в органической химии и их классификация.
Уметь: применять основные положения теории А.М.Бутлерова для объяснения структуры молекул и свойств веществ; различать типы химических реакций в органической химии; изображать структурные формулы органических веществ; строить модели и записывать формулы изомеров; составлять сравнительную характеристику веществ; использование ИКТ для получения, закрепления и контроля знаний.
Развивать: логическое мышление; умения наблюдать, находить, выделять и опознавать существенное по заданным признакам; навыки коллективной работы, самоконтроля, самоанализа; умения работать с разнообразным учебным материалом, оценивать свой ответ и ответы товарищей.
Воспитывать: стремление оказать помощь товарищу, умения слушать, слышать и сопереживать.
При работе используйте свои учебники и опорный конспект.
М1. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова
Э – 0. Цели. Познакомиться с историческими предпосылками возникновения теории химического строения; знать её основные положения; научиться строить шаростержневые модели молекул; познакомиться с понятиями «изомерия», «изомеры», «структурные формулы».
Задание: внимательно изучите цели.
УЭ – 1.
Цели. Познакомиться c историческими предпосылками возникновения теории химического строения; научиться применять ИКТ для получения знаний.
Задание: изучить учебный материал: учебник, стр. 13.
УЭ - 2. Цель. Изучить первое положение теории А.М.Бутлерова. Задание: Прочитайте стр. 17, составьте модель С 4Н10.
УЭ - 3. Цели. Изучить 2 – 4 положения теории, её значение; учиться сравнивать вещества.
Задание: Прочитать стр. 18 и стр. 21. Выучите основные положения теории, обратите внимание на её значение для развития органической химии.
УЭ – 4. Познакомиться с понятиями «изомерия», «изомеры», «структурные формулы»; научиться строить модели молекул изомеров, записывать их структурные формулы.
Задание: Прочитать стр. 14, 19, 20. Перестройте модель молекулы С 4Н10 так, чтобы получилась другая структура. Обе модели изобразить в тетрадях в виде структурных формул.
УЭ – 5. Цели. Закрепить полученные знания; учиться оценивать свои знания, применять ИКТ для самоконтроля.
Задание: Построить 4 модели изомеров состава С 4Н9Cl и записать их структурные формулы. Обратить внимание: атом хлора может занимать в молекуле разные положения и образовывать только одну связь с другим атомом. Проверьте выполнение задания по образцу (у преподавателя) и оцените свою работу.
М2. Типы углеродных цепей. Структурные формулы. Изомерия. Изомеры.
УЭ – 0.
Цели. Рассмотреть возможный порядок соединения атома углерода в молекулы, типы углеродных цепей; учиться наблюдать (объект наблюдения – модели). Находить существенное, оценивать знания товарища.
Задание: Внимательно изучите цели.
УЭ- 1. Цели. Повторить изученный материал; учиться объективно оценивать знания товарища.
Задание: Работайте в паре. Перескажите друг другу основные положения теории химического строения органических соединений, предпосылками её возникновения и значение, оцените ответ. Результат сообщите преподавателю.
УЭ – 2. Цели. Выяснить ведущие принципы, в соответствии с которыми атомы соединяются в молекулы; учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Задание: Запомните: т.к. основным органогенным элементом является углерод, то структуру органических молекул определяет главным образом строение углеродного скелета.
Рассмотрите рис. 11 на стр. 25.Обратите внимание на тетраэдрическое расположение четырёх одинарных связей атома углерода.
Постройте четыре такие модели. Соедините их в цепь, убрав для этого лишние шарики. Что наблюдаете? Сделайте вывод: сколько связей затратил каждый атом углерода на соединение с другими атомами углерода? Какая форма образовавшейся цепи?
Дальше работайте в паре. Один из вас перестроит модель так, чтобы один атом углерода затратил три одинарных связи на соединение с другими атомами углерода; другой – так, чтобы каждый атом углерода затратил 2 связи на соединение с соседними атомами углерода. Оставьте полученные модели для следующего задания.
УЭ – 3. Цель. Рассмотреть и запомнить типы углеродных цепей.
Задание: прочитайте стр. 19, выслушайте объяснение преподавателя. Рассмотреть модели из предыдущего задания. Чем определяется каждый тип углеродной цепи? Запишите ответ в виде вывода в тетрадь. Попытайтесь ответить на вопрос: что является существенной стороной наблюдаемых объектов (моделей)? Сообщите ваш ответ преподавателю.
УЭ – 4. Цели. Расширить понятие «изомерия»; познакомиться с видами изомерии; изучить вид структурной изомерии – изомерию углеродного скелета (углеродной цепи); учиться моделировать молекулы изомеров, определять по модели вид изомерии, сравнивать изомеры по строению и физическим свойствам.
Задание: Отработайте теоретические сведения на моделях: а) изготовьте модели трёх изомеров пентана; б) определите, чем сходны и чем отличаются друг от друга молекулы данных веществ; в) запишите в тетрадь структурные формулы полученных изомеров; г) ответ на вопрос: «Как связаны между собой тип углеродной цепи, линейные размеры молекулы и температура кипения вещества?» - запишите в тетрадь в виде вывода. Начните так: «Чем…, тем…». Сравните с образцом. Какой вид изомерии вы продемонстрировали на моделях? В чём причина явления изомерии?
Тест для самоконтроля.
1. Какое из положений теории химического строения объясняет различие в свойствах соединений одинакового состава:
2 СН3 – СН2 – О – Н + 2Na → 2 СН3 – СН2 – О – Na + Н2
2 СН3 – О - СН3 + Na: реакция не идёт
А) атомы в молекулах соединены друг с другом в определённой последовательности согласно их валентности.
Б) Свойства веществ определяются не только качественным и количественным составом, но и порядком связи атомов в молекуле, их взаимным расположением и влиянием друг на друга.
В) по свойствам данного вещества можно определить строение его молекул, а по строению молекул – предсказать свойства.
Г) Атомы и группы атомов в молекуле оказывают друг на друга взаимное влияние.
2. Изомерами называют вещества
А) имеющие сходное строение и сходные химические свойства, но разный количественный состав.
Б) имеющие одинаковый качественный состав. Но различные свойства
В) имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное строение молекул
Г) молекулы которых содержат одинаковое количество атомов углерода, но разное количество атомов других элементов.
3. Изомерами являются вещества, формулы которых:
А)
Н О
│ ││
Н – С – С - Н г) Н – С = С – О - Н
│ │ │
Н Н Н
Н Н
│ │
В) Н – О - С - С – О - Н
│ │
Н Н Н Н
Б) │ │
Н – С - С – О - Н
│ │
Н Н Н Н
│ │
Е) Н -С -О - С – Н
О О │ │
Н Н
││ ││
Д) Н – О - С - С – О - Н
Опорный конспект
I. Теория строения органических веществ раскрывает закономерности строения и свойств органических веществ. Разработана А.М.Бутлеровым в 1861 г.
Основные положения теории
1. атомы в молекулах соединяются между собой в определённой последовательности согласно их валентности. Атомы углерода в органических соединениях всегда четырёхвалентны.
2.Свойства веществ определяются не только не только качественным и количественным составом, но и порядком связи атомов в молекуле, их взаимным расположением и влиянием друг на друга.
3. Молекула каждого вещества обладает определённым химическим строением, которое может быть установлено химическими методами. По свойствам данного вещества можно определить строение его молекул, а по строению молекул – предсказать свойства.
4. Атомы и группы атомов в молекуле оказывают взаимное влияние друг на друга.
II. Способность атомов углерода соединяться в различном порядке друг с другом и с атомами других элементов обуславливает явление изомерии.
III. Вещества, имеющие одинаковый качественным и количественным состав молекул, но различное химическое строение и свойства, называют изомерами.
IV. Существует два основных типа изомерии – структурная и пространственная.
V. Структурная изомерия определяется различным порядком соединения атомов в молекуле. Различают три вида структурной изомерии:
1) вид изомерии, связанный с различным строением углеродной цепи, называется изомерией углеродного скелета. Например, составу С 5Н 12 отвечают следующие изомеры:
С
С – С – С – С – С С – С – С – С
С –С – С 2,2 - диметилпропан
С 2 - метилбутан
Н - пентан С
2) вид изомерии, обусловленный различным расположением кратной связи и/или атомов и групп атомов (галогены, гидроксо – нитрогуппа и др.), заместивших атомы водорода в углеродной цепи, называется изомерией положения.
Например:
СН3 – СН2 – СН = СН2 СН3 – СН = СН - СН3
Бутен - 2
Бутен - 1
С Н3 – СН2 – СН2 - ОН СН3 – СН – СН3
Пропанол - 1 пропанол - 2
ОН
3) существование изомеров, имеющих одинаковую молекулярную формулу, но относящихся к разным классам органических соединений, обусловливает межклассовую изомерию. Например, для состава С 2Н6 О:
СН3 – СН2 – ОН СН3 – О – СН3
Этиловый спирт диметиловый эфир
VI. Пространственная изомерия обусловлена различным расположением атомов и групп атомов в пространстве:
С Н3 СН3 СН3 Н
С = С С = С
Н Н Н СН3
VII. Способы выражения состава и строения органических веществ:
а) структурная формула описывает порядок соединения атомов в молекуле, т.е. её химическое строение. Химические связи в структурной формуле изображают чёрточками. Если связи между атомами углерода и водорода не указаны, то такие формулы называют сокращёнными структурными. Например. для н – бутана С4 Н10:
Н Н Н Н
│ │ │ │
Н С – С – С - С Н СН3 – СН2 – СН2 - СН3
│ │ │ │
Н Н Н Н
Полная структурная формула сокращенная структурная формула
б) молекулярная формула С4 Н10 показывает только, атомы каких элементов и в каком соотношении входят в состав молекулы вещества, но не отражают порядок связывания атомов.
VIII. Углерод образует цепи трёх видов: открытые неразветвлённые, открытые разветвлённые и замкнутые (циклические):
С – С – С – С С – С – С
│
С
IX. Атомы углерода могут соединяться друг с другом одинарными, двойными и тройными связями:
С – С – С – С С – С – С =С С – С ≡ С – С
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Цель обучения: развитие творческих способностей всех сфер личности, правильной организации
мыслительной деятельности обучаемых
ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ:
1.Приёмы, повышающие результативность традиционных методов обучения
2. Формирование приёмов умственной деятельности обучаемых
3. использование ситуативных задач в процессе обучения
4. проблемное обучение, его реализация на примере конкретных тем
Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах
Специфические возможности компьютера позволили обеспечить учебный процесс соответствующими учебно – методическими разработками: компьютерные обучающие системы, тренажёры, электронные учебники и т.д.
Интерактивные рисунки – упрощённый вариант интерактивных моделей. Обычно при подведении курсора к такому рисунку выделяется подсвечиванием или изменением цвета объект из группы и всплывает его название или выделяется определённая часть объекта и её название.
Интерактивные рисунки с двумя режимами работы - демонстрационным и тестовым – направлены на облегчение понимания и запоминания новых терминов и понятий.
Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание учащихся на определённом моменте изучаемого материала. Использование таких схем эффективно для сопровождения объяснения преподавателя в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с группой, при самостоятельной работе учащихся с учебником для структуирования изучаемого материала. Фотографии и рисунки к таким схемам усиливают наглядность и подчёркивают реалистичность изучаемых вопросов.
Интерактивные таблицы имеют удобную и понятьную навигацию, содержат помимо разъясняющего текста большое количество иллюстративного материала в виде схематичных рисунков и гиперссылок на фотографии или рисунки.
Интерактивные задания разработаны для закрепления учебного материала и снабжены автоматической проверкой.
Таким образом, образовательные ресурсы, содержащие интерактивные объекты, наиболее привлекательны и перспективны для использования их в учебном процессе. Они дают возможность многопланового их применения при фронтальной работе с учащимися (с использованием компьютера и проектора или при работе с интерактивной доской), так и при организации индивидуальной работы учащихся на персональных компьютерах.
Формы организации учебно – воспитательного процесса:
Для фронтальной работы характерна совместная деятельность учащихся всей группы над общим заданием под руководством преподавателя. Он делит ход работы на ряд этапов, после завершения каждого этапа его результаты обсуждаются учащимися.
Эта работа проводится при выполнении сложных опытов, решения сложных задач, при изучении нового материала и при проверке.
Фронтальная организация учебной деятельности имеет существенные недостатки, она ориентирована на среднего учащегося, не позволяет реализовать дифференцированный подход, усложнить работу для сильных и облегчить для слабых.
Групповая форма работы также рассматривается как коллективная, она характеризуется совместной работой учащихся в небольших группах, разделением функций в них, подведением общего итога. Групповая форма работы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося в большей степени, чем фронтальная. В группе из 3 – 5 человек легче каждому осознать свою роль в решении общей задачи, проконтролировать старшему выполнение задания. Ввести коррективы в ход работы, обсудить результаты. Обычно небольшие группы учащихся создаются на лабораторных занятиях, семинарах, экскурсиях. При организации работы группы необходимо максимально учитывать индивидуальные возможности учащихся, чтобы каждый учащийся осознал цель работы, самостоятельно выполнил свою часть работы, если надо, помогал другим членам коллектива. Всё это обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, формирует чувство товарищества, коллективизма и личной ответственности за себя и своих коллег.
Всем учащимся можно давать примерно равные по трудности задания, сильного учащегося можно назначить ответственным за работу группы.
Однако в группе часто обнаруживаются иждивенцы, которые надеются на своих товарищей, проявляют пассивность при выполнении задания, знания их оказываются фрагментарными, неполноценными. Деятельность таких учащихся необходимо контролировать, следить за равномерным распределением задания. В группе из 3 – 5 человек не всегда удаётся с достаточной полнотой учесть индивидуальные особенности учащихся, дать максимальный простор их творчеству.
Преодолеть эти недостатки позволяет индивидуальная форма организации учебной деятельности учащихся; каждый из них работает самостоятельно, выполняет специальное задание.
Литература:
В.К. Дьяченко «Сотрудничество в обучении». Москва, «Просвещение» 1991 г.
И.Д.Зверев, А.Н. Мягкова «Общая методика преподавания биологии»
Москва, «Просвещение», 1985 г.
Л.И. Терещенко «Изучение химии в школе по модульной системе», Майкоп, 1994 г.
Новошинская Н.С., Новошинский И.И. «Типы химических задач и их решения»
Краснодар, 1997 г.
В.Г. Денисова «Химия. 10 класс. Поурочные планы», Волгоград, 2003 г.
Журнал «Биология в школе», №2, 2010 г. С.В. Зенкина, «Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самородова Валентина Николаевна
→ Самородова_ВН 14.11.2010 0 3806 648 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.