Статья "Основные направления работы с одаренными детьми в начальной школе"


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Свистунова Татьяна Георгиевна,

МОУ «Каслинская СОШ №27» г. Касли,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР школы I ступени


Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Осознавая значимость данного направления, мы поставили следующие задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

  • организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

  • способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

- раскрытие творческого потенциала личности;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.

Работая в данном направлении, учителя нашей начальной школы руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:

  • Устав школы

  • Программа развития школы «Становление личности воспитанника через единство обучения и воспитания в условиях интегративной школы» (раздел «Работа с одаренными детьми»)

  • Образовательные программы «Школа 2100», «Гармония», «Школа России»

  • Программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

  • Программы деятельности классных коллективов

  • Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме

  • Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

Уже на этапе предшкольной подготовки в Школе будущего первоклассника и в Группе кратковременного пребывания детей мы начинаем работу по выявлению их способностей и интеллектуального уровня. Педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход

  • Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)

  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Реализация Программы воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье»

  • Внеклассная работа по предмету

  • Подвижные выставки творческих работ учащихся

  • Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах

  • Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Инфознайка»)

  • Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»

  • Участие младших школьников в работе НОУ

  • Проектная деятельность учащихся 3-4 классов (несколько туров):

- классный тур (подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса);

- школьный тур (участие в конкурсе творческих проектов в рамках школы I ступени);

- общешкольный тур (участие в малой научной конференции школы «Наши первые шаги в научном мире» - защита лучших проектов);

- районный тур (участие в районном конкурсе проектов для учащихся 3-4 классов);

- дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

  • Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

- Дом детского творчества (комплексная программа «Древо ремесел», успешно реализуемые программы по изобразительной деятельности, вышиванию, бумажной пластике, вязанию, бисероплетению, легоконструированию);

- Кинотеатр «Россия» (кинолектории и активное участие в тематических выставках творческих работ учащихся города);

- Детская и Центральная библиотеки (циклы бесед, предложение разнообразных мероприятий и конкурсов);

- Каслинский музей художественного литья и дом-музей В.Чиркина (посещение экспозиций, экскурсии, участие в предлагаемых конкурсах);

- Дворец культуры имени И.Захарова (танцевальное, вокальное развитие, участие в различных конкурсах, концертах, фестивалях);

- Детская школа искусств (музыкальное, художественно-эстетическое образование, участие в концертах и выставках);

- ДЮСШ (физкультурно-спортивное развитие, участие в соревнованиях и турнирах различного уровня).

  • расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

Работа с родителями в данном направлении включает:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;

- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

- содействие созданию портфолио учащегося;

- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

- проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;

- дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).

По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.


Полный текст материала Статья "Основные направления работы с одаренными детьми в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свистунова Татьяна Георгиевна  Сотворчество
19.04.2011 2 7545 776

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК