Методическая работа "Роль праздников в процессе межкультурного общения"
Согласно толковому словарю, праздник – это день торжества, установленный в честь или память кого-чего-нибудь. Известно, что слово «праздник» в образных выражениях приобретает определённые стилистические оттенки, указывающие чаще всего на благоприятные обстоятельства или счастливый исход дела. Так выражение «будет и на нашей улице праздник», характерное для разговорного стиля, означает, что вскоре наступит радость и торжество.
Именно праздники, по мнению С.А. Шмакова, становятся пространством и одновременно универсальным способом для самореализации учащихся и удовлетворения их потребностей в неформальном общении (1).
Анализируя анкеты школьников по оцениванию результатов учебного года и проведённых коллективных мероприятий, находим ответы, созвучные с вышеизложенными определениями. «Праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда звучат песни и шутки». «Праздники любят все». «Хочу участвовать во всех праздничных мероприятиях и, чтобы их было много!»
Конечно, в педагогической науке есть немало других методов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка, но праздник выделяется из этого многообразия: он наиболее естественен, понятен, и в тоже время, неразрывно связан с содержанием основного образования.
Культурно-массовая работа, являясь одной из организационных форм внеклассной (внеурочной) деятельности, направлена на расширение и углубление знаний, умений, навыков учащихся, развитие их индивидуальных способностей и обеспечение содержательного досуга. Это означает, что праздники имеют ярковыраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Речь идёт о создании «безопасного пространства», позволяющего уверенно и спокойно обмениваться идеями, ценностями, переживаниями, в результате чего изменяется восприятие и понимание окружающего мира, друг друга, возрастает личная привлекательность.
В общепедагогическом понимании школьный праздник – это массовое мероприятие, посвящённое датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера, проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения.
Праздник – это действие синтетическое, потому что в его программу включается множество компонентов: музыка, поэзия, танцы, театрализация, разнообразные состязания, выступление гостей и т.д. Благодаря многообразию данных компонентов каждый праздник имеет своё «лицо», свой «почерк», начинается обычно за пределами зрительного зала и задолго до непосредственного начала мероприятия. Речь идёт о структурных компонентах праздника и «слагаемых» его успеха.
Как правило, структура праздника состоит из 3-х частей, которые условно можно определить как:
- вступление (торжественная часть, включающая приветствия, поздравления, обобщающую информацию, подведение итогов и т.д.);
- основная часть (праздничный концерт, аттракционы, игры и т.д.);
- заключительная часть (финал праздника, включающий награждение призёров, вручение призов и подарков, угощение присутствующих).
К слагаемым успеха любого праздника относятся:
• сценарно-режиссерский замысел (определение главной идеи праздника);
• детальный сценарий праздничной программы (конкретизация замысла в полной и законченной картине мероприятия);
• реклама (объявление, афиша, приглашения, не только сообщающие о дате и времени праздника, но и настраивающие на ожидаемое действо);
• музыкально-декоративное оформление (музыкально-зрелищные связки,
атрибуты, декорации и прочий реквизит);
• сюрпризы (неожиданные гости, поощрительные и «утешительные» призы и т.д.).
Высказанные положения дают нам основание говорить о том, что праздник всегда требует большой подготовительной работы, но радость, которую привносят праздничные мероприятия в жизнь коллектива того стоит. Известно, что жизнь без праздников была бы однообразна и скучна.
В контексте изучения иностранных языков тематические праздники, фестивали, дни культуры рассматриваются как «компоненты межкультурного воспитания и обучения», необходимые для осознания явлений собственной культуры в сравнении с культурой страны изучаемого языка.
Желание сделать изучение французского языка на базе Центра Детской Дипломатии (ЦДД) Дворца Творчества детей и молодёжи г. Саратова (ДТДиМ) привлекательным и успешным для учащихся, побудило нас к поиску новых подходов и форм популяризации французского языка и культуры, что нашло отражение в культурно-образовательной программе объединения «Радуга». Подбор тематики приоритетных праздников, связанных с французским языком, основывается на систематизации и обобщении культуроведческой и учебной информации, представляющей наибольший интерес для учащихся.
Предлагаем темы французских праздников, раскрывающие внутренний потенциал французского языка и сориентированные на развитие франко- русского диалога.
Именно праздники, по мнению С.А. Шмакова, становятся пространством и одновременно универсальным способом для самореализации учащихся и удовлетворения их потребностей в неформальном общении (1).
Анализируя анкеты школьников по оцениванию результатов учебного года и проведённых коллективных мероприятий, находим ответы, созвучные с вышеизложенными определениями. «Праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда звучат песни и шутки». «Праздники любят все». «Хочу участвовать во всех праздничных мероприятиях и, чтобы их было много!»
Конечно, в педагогической науке есть немало других методов активизации саморазвития и самоактуализации ребёнка, но праздник выделяется из этого многообразия: он наиболее естественен, понятен, и в тоже время, неразрывно связан с содержанием основного образования.
Культурно-массовая работа, являясь одной из организационных форм внеклассной (внеурочной) деятельности, направлена на расширение и углубление знаний, умений, навыков учащихся, развитие их индивидуальных способностей и обеспечение содержательного досуга. Это означает, что праздники имеют ярковыраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Речь идёт о создании «безопасного пространства», позволяющего уверенно и спокойно обмениваться идеями, ценностями, переживаниями, в результате чего изменяется восприятие и понимание окружающего мира, друг друга, возрастает личная привлекательность.
В общепедагогическом понимании школьный праздник – это массовое мероприятие, посвящённое датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера, проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения.
Праздник – это действие синтетическое, потому что в его программу включается множество компонентов: музыка, поэзия, танцы, театрализация, разнообразные состязания, выступление гостей и т.д. Благодаря многообразию данных компонентов каждый праздник имеет своё «лицо», свой «почерк», начинается обычно за пределами зрительного зала и задолго до непосредственного начала мероприятия. Речь идёт о структурных компонентах праздника и «слагаемых» его успеха.
Как правило, структура праздника состоит из 3-х частей, которые условно можно определить как:
- вступление (торжественная часть, включающая приветствия, поздравления, обобщающую информацию, подведение итогов и т.д.);
- основная часть (праздничный концерт, аттракционы, игры и т.д.);
- заключительная часть (финал праздника, включающий награждение призёров, вручение призов и подарков, угощение присутствующих).
К слагаемым успеха любого праздника относятся:
• сценарно-режиссерский замысел (определение главной идеи праздника);
• детальный сценарий праздничной программы (конкретизация замысла в полной и законченной картине мероприятия);
• реклама (объявление, афиша, приглашения, не только сообщающие о дате и времени праздника, но и настраивающие на ожидаемое действо);
• музыкально-декоративное оформление (музыкально-зрелищные связки,
атрибуты, декорации и прочий реквизит);
• сюрпризы (неожиданные гости, поощрительные и «утешительные» призы и т.д.).
Высказанные положения дают нам основание говорить о том, что праздник всегда требует большой подготовительной работы, но радость, которую привносят праздничные мероприятия в жизнь коллектива того стоит. Известно, что жизнь без праздников была бы однообразна и скучна.
В контексте изучения иностранных языков тематические праздники, фестивали, дни культуры рассматриваются как «компоненты межкультурного воспитания и обучения», необходимые для осознания явлений собственной культуры в сравнении с культурой страны изучаемого языка.
Желание сделать изучение французского языка на базе Центра Детской Дипломатии (ЦДД) Дворца Творчества детей и молодёжи г. Саратова (ДТДиМ) привлекательным и успешным для учащихся, побудило нас к поиску новых подходов и форм популяризации французского языка и культуры, что нашло отражение в культурно-образовательной программе объединения «Радуга». Подбор тематики приоритетных праздников, связанных с французским языком, основывается на систематизации и обобщении культуроведческой и учебной информации, представляющей наибольший интерес для учащихся.
Предлагаем темы французских праздников, раскрывающие внутренний потенциал французского языка и сориентированные на развитие франко- русского диалога.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошникова Галина Николаевна
→ GalinaDTDiM2010 02.12.2011 0 2765 413 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК