Классный час "Инструменты симфонического оркестра"
Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
Беседа для классного часа
Инструменты
симфонического
оркестра
Составила: Каюкова Галина Леонидовна
Преподаватель второй квалификационной
категории
г. Добрянка
2008 г.
. Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение. Сама природа разделила их как бы на 4 основные группы. Струнные – от поющей тетивы, медные духовые – от морской раковины, деревянные духовые – от тростинки, ударные – от камня. Возможно, первым предметом, издавающим звук, и впоследствии давшей начало музыкальным инструментам, было самое обыкновенное дерево с дуплом. Проносившийся мимо ветер, либо человек, ударявший по дереву, заставляли его звучать. На таком вот своеобразном инструменте древние люди подавали сигналы. Мелодию на нем, естественно, воспроизвести не удавалось, но со временем и это стало неудобно, и наши далекие предки приспособились делать тоже или подобное, но меньше размером. Подобные звуки издавали сухие полые плоды, черепа животных. Постепенно, опять таки по чистой случайности, люди дошли до дудочки и поняли, что если дунуть в длинную кость, то звук будет низкий, а в короткую – высокий. И что из разных полых предметов можно извлекать разнообразные звуки: звонкие и глухие, сильные и слабые ит.д. Так появилась мелодия и вместе с ней музыкальный инструмент.
В Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Потом оркестром стали называть коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
В зависимости от состава музыкальных инструментов бывают симфонические, струнные, духовые, эстрадные оркестры, а также оркестры народных инструментов. Наиболее богат по составу инструментов симфонический оркестр. В его состав входят четыре различные группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые и самое разнообразное семейство ударных.
В каждом оркестре есть руководитель-дирижер (от французского слова «управлять»). Сначала дирижер только отбивал такты, затем в роли дирижера стал выступать первый скрипач оркестра, которого стали называть концертмейстером. Концертмейстер стоял спиной к оркестру, лицом к зрителю. Он играл на скрипке и одновременно дирижировал смычком. В середине XIX века оркестры увеличились, усложнилась нотная запись многоголосных произведений и дирижер повернулся лицом к оркестру., спиной к публике. Впервые это сделал немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди, он же впервые взял в руки дирижерскую палочку. Дирижеров хора называют хормейстерами, а дирижеров военных оркестров – капельмейстерами. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов.
Симфонический оркестр формировался в течение столетий. В XV-XVII веках коллективы были небольшие. Вместо скрипок и виолончелей были лютни и виолы.
Лютня – старинный струнный щипковый инструмент. Лютня появилась после лиры, изображение которой стало эмблемой музыкального искусства. Древние греки, которые, все созданное человеком, приписывали богам, примерно так рассказывают о появлении лиры. Бог Гемес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Апполона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Ну конечно, только бог мог сделать такое в младенческом возрасте! Апполон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему лиру-этот удивительный, сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Апполону, что он сменил гнев на милость, и вскоре лира стала его любимым инструментом. Лютня в отличие от лиры имела широкий гриф. В XV-XVII веках занимала такое же место, какое ныне занимает рояль. По внешнему виду лютня напоминает мандолину, ее звучание прекрасно сочеталось с певческими голосами, поэтому чаще всего она применялась как аккомпанирующий инструмент.
Струнная группа
«До трепета натянута прямая,
Певучая и вечная струна»
Э. Межелайтис
К струнным инструментам относятся скрипка, альт, виолончель и контрабас. Все эти инструменты имеют четыре струны, на которых при игре водят смычком. Смычок состоит из трости, колодочки и волоса. Корпус состоит из дек, которые поддерживаются внутри душкой - это душа инструмента, она передает колебания, издаваемые струнами, которые выходят из резных отверстий – это эфы. На изящной витой головке расположены колки, они крепят струны, а подставка их поддерживает. Тонкая длинная шейка плавно переходит в не менее изящные обечайки. Первый смычок был коротким и имел форма лука – это очень неудобно и у такого смычка мало технических возможностей. Современный смычок ровный и длинный у него деревянная трость и конский волос. Скрипку, альт, виолончель делали во многих странах мира, но лучшие мастера жили в Италии, это Амати, Гварнери, Страдивари. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских инструментов сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира. Размер, форма корпуса, мельчайшие детали, даже качество лака, которым покрыт инструмент, тщательно продуманы, ведь все влияет на звук капризного инструмента. Струнных инструментов в оркестре много. Звук струнных инструментов самый слабый, для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому и располагаются струнно-смычковые инструменты всегда ближе всех остальных к слушателям. Партия скрипок и виолончелей в свою очередь делится на два голоса.
Скрипка – предшественницей скрипки была виола д,амур (буквально виола любви) Скрипка самая маленькая из виол. Поначалу скрипка любима только на крестьянских праздниках, в матросских кабаках, в цыганском таборе, в ресторане – где веселье, танцы там и она. И только 350 лет назад, когда Кремонские мастера подарили ей изящную фиругу и волшебный голос, а композиторы доверили ей самые сокровенные мелодии, скрипка стала подниматься из своего «низкого» происхождения к новым высотам. «Скрипка в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», - говорили о ней музыканты еще в XVII веке. В наше время все знают скрипку как один из самых важных и распространенных инструментов. Ее чарующий звук и технические возможности обеспечили ей особое место в искусстве. Недаром ее называли «царицей» - без нее не обходится ни один оркестр. У скрипки самый высокий тембр, мелодии пишут в скрипичном ключе.
Альт - чуть больше по размеру, чем скрипка. Самый низкий женский голос контральто тоже называли альтом, потом это название перешло к инструменту. Скрипку и альт при игре кладут на плечо и придерживают их подбородком. По тембру альт похож на звучание виолончели. Мелодии для альта пишутся в альтовом ключе.
Виолончель - предшественницей виолончели была виола да гамба, название инструмента отражает его положение при игре. (по-итальянски «гамба»-нога). В переводе с итальянского, Виола-фиалка, анютины глазки. Выходит виолончель - большая фиалка, большие анютины глазки. Большой ее назвали не даром, т.к. по размеру она уступает только контрабасу. Эти инструменты очень похожи друг на друга и любят собираться вместе в струнном квартете или оркестре. За 500 лет виолончель совсем не изменилась, и меняться не собирается, хотя все вокруг нас стало другим. Иногда виолончель любит посолировать в сопровождении рояля, спеть своим чудесным бархатным голосом какую-нибудь пьесу или концерт. Музыку для виолончели пишут в басовом и теноровом ключах.
Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размеру инструмент среди смычковых. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов. У контрабаса очень низкий звук, кажется, что звук доносится из-под земли. Быть басом ответственная задача. Приходится держать на своих плечах все голоса, которые находятся сверху. Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете. Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило, играют на них щипком-пиццикато. Музыку для контрабаса пишут в басовом ключе. На виолончели и контрабасе играют сидя, опирая корпус инструмента на специальный металлический шпиль.
Деревянная группа.
Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот. Основным материалом, из которого изготавливают эти инструменты, издавна служило дерево - отсюда и название группы. Некоторые из этих инструментов уже давно делаются из других материалов (пластмассы, стекла, металла), но за ними прочно сохраняется установившиеся наименование деревянных. В оркестре их бывает по 2 инструмента.
Флейта – один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. «Предки» флейты – различного рода тростниковые дудки, свирели. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении, это была деревянная трубка с отверстиями. Затем появилась поперечная флейта, которую музыкант держал горизонтально. Теперь флейта соперничает со скрипкой. Правда, звуки флейты легкие и светлые, не обладают мягкостью и теплотой, и всегда остаются прозрачно-холодноватыми, как льдинки.
Гобой - происходит от древней пастушьей свирели и старинного народного инструмента зурны, который и в наше время звучит на Кавказе. И в странах Азии. Звук гобоя напоминает звучание народного инструмента жалейки, распространенного в России и Белоруссии. Устройство гобоя не сложно, это небольшая трубка, расширяющаяся к концу. Гобой снабжен системой боковых клапанов, с помощью которых регулируют высоту звука. Воздух вдувается в трубку через язычок, расположенный на верхнем узком конце инструмента. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает «рисовать» картины сельской природы.
Кларнет - в переводе с латинского означает «ясный». Самый певучий и виртуозный деревянный духовой инструмент, который происходит от пастушьей свирели.
Фагот - низкий по звучанию деревянный духовой инструмент, изобретенный в XVI веке. Представляет собой длинную трубку (2,5м), сложенную в несколько раз. Итальянский « фаготто» значит «связка», «узел». Фагот может звучать напевно и приглушенно, ворчливо и насмешливо.
Медная группа
Медные духовые инструменты – валторна, труба, тромбон, туба. Название показывает материал, из которого они изготавливаются, хотя и не обязательно медь, часто это бывает жесть, латунь и другие сплавы. Характерный признак этой группы при игре не инструменте - особый способ складывания губ и языка. С глубокой древности известны прототипы этих инструментов: рыбаки умели извлекать звуки из раковин, которые они находили у реки и моря, а охотники пользовались рогами животных и трубили в них во время охоты. Потом рога стали изготавливать из меди. И медь запела! В оркестр эти инструменты вносят яркие краски, служат басовой и ритмичной опорой, придают звучанию мощь и блеск. В оркестре обычно 4 валторны, 2 трубы, 3тромбона, 1 туба.
Валторна – глава медного семейства. Происходит от старинного охотничьего рога, (немецкое «валторн» означает лесной рог), в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». Завершается валторна широким раструбом. Звук певучий, благородный.
Труба – инструмент азиатского происхождения, в Европу его завезли арабы. В средние века игрой на трубах сопровождались рыцарские турниры, культовые обряды, военные церемонии. Труба напоминает своим звучанием пионерский горн. На трубе есть вентили, с их помощью изменяется длина трубки, и получаются разные по высоте звуки. Звук трубы пронзительный.
Тромбон – возник в XV веке из трубы: ее сильно удлинили, сделали выдвигающую трубку-кулису. Звук стал ниже и мощнее (итальянское «тромбоне» означает большая труба). Звук тромбона сильный, густой, иногда резкий. Когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск.
Туба – главный бас всего семейства медных духовых инструментов, фундамент медной группы. Туба была изобретена в 1853 году. По конструкции напоминает трубу большего размера. Представляет собой длинную трубку: длина ее в развернутом виде достигает 4 метров.
Ударная группа
«Ударные – это сердце оркестра, сердце, которое оживляет весь организм…» - так писал великий дирижер Артур Никиш. Они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Камень заменили колотушками, трещотками, погремушками. Потом появились барабаны, и человек придумал огромное количество вспомогательных ударных инструментов. Ударные инструменты делятся на две группы:
Первые – с определенной высотой;
Вторые – с неопределенной высотой звука.
К первой группе относятся колокола, литавры – их можно настраивать. Ударные инструменты подчеркивают ритм музыки, придают разнообразие. Группу ударных инструментов составляют: тарелки, бубен, там-там, треугольник, колокольчики, барабан, литавры, ксилофон.
Треугольник – сделан из стального прута. Звонкий звук получается при ударе металлической палочкой.
Трещотки - старинный русский народный инструмент, состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на шнур. Сухой звонкий звук получается при встряхивании шнура.
Тарелки – на них играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте.. Это плоские металлические пластинки. Звук извлекается ударом тарелок друг о друга.
Там-там – представляет собой литой металлический диск, играют на нем, ударяя колотушкой с войлочной головкой. Используют его для создания особых звуковых эффектов сцены волшебства, заклинаний, молений жрецов.
Литавры – это большие медные котлы, обтянутые кожей. С помощью винтов натяжение кожи можно изменить, тогда звук становится выше или ниже. Играют на нем палочками, обтянутыми войлоком. Изображают на литаврах раскаты грома.
Ложки – русские инструменты, обычно деревянные, их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий удар-звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.
Ксилофон – состоит из деревянных брусков, играют на нем двумя деревянными палочками. Звук сухой, щелкающий.
Колокола – это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. Они воспроизводят звучание настоящих колоколов.
Бубен - это обруч с погремушками-маленькими металлическими тарелками, с одной стороны натянута кожа. Играют на нем, потряхивая или ударяя по коже.
На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, стараясь извлечь из них все более и более красивые и необычные звуки. Слушайте и любите музыку. Внимательно присмотритесь к музыкальным инструментам, ведь это плоды человеческого ума и таланта. Постарайтесь научиться различать их. Вы увидите, какую это принесет вам радость, но самая большая радость – научиться самим на них играть!
Исторический факт
В1615 году саксонский курфюрст Иоганн-Георг, личность весьма эксцентричная, задумал дать представление, подобно которому никто никогда не видел. Решено было поставит оперу «Юдифь и Олоферн» придворного капельмейстера Грундмауса. Множество певцов и музыкантов из Германии, Швеции, Италии, Польши дали согласие явиться в Дрезден к назначенному сроку. И действительно, за несколько дней до спектакля в саксонскую столицу собралось 576 инструменталистов и 919 хористов. Артисты привезли с собой такие инструменты, какие до сей поры никто не видывал. «Один музыкант, некто Рапотский –рассказывает очевидец,- привез из своего Кракова на повозке, запряженной 8 мулами, громаднейший контрабас, метров около4-х в длину и метра 2 в ширину. Три струны этого чудовищного инструмента смело могли бы служить корабельными канатами. Для того, чтобы было удобнее играть, Рапотский пристроил к контрабасу лестницу, по которой во время исполнения он то поднимался, то опускался, смотря по надобности.
Желая перещеголять контрабас Рапотского, капельмейстер воздвигнул на месте представления, которое было назначено на 13 июля 1615 года и должно было происходить под открытым небом в окрестности Дрездена, нечто вроде ветряной мельницы, между крыльями которой были натянуты настоящие канаты. Играть на этом инструменте должны были четверо артистов, водя по канатам зазубренным куском дерева. На огромном барабане «играл» монах, отец Серапион. Особой музыкальностью святой отец не отличался, зато имел могучие кулаки. В разных местах курфюрст приказал расставить пушки, которые для достижения пущего эффекта стреляли в особо напряженные моменты. Исполнение оркестра,- говорит очевидец,- не поддавалось описанию. Представьте себе полторы тысячи артистов, несколько сот всевозможных музыкальных инструментов, десяток пушек и многотысячную толпу зрителей. Все это гудело, кричало, стонало, заглушаемое по временам то выстрелами из пушек, то гудением чудовищного контрабаса, то взрывом аплодисментов и восторженными криками толпы».
Использованная литература
Медушевский В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.
Большая книга вопросов и ответов для очень умных. – Минск: Современный литератор, 2009. – 240 с.: ил.
Большая Оксфордская энциклопедия/Пер.с англ. У.В.Сапциной, А.И.Кима, Т.В.Сафроновой и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 644 с.
Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М.: Советский композитор, 1988г.
М.Зильберквит «Мир музыки». Москва «Детская литература» 1988 г.
Э.Финкельштейн «Музыка от А до Я» Спб.: Композитор, 1997г.
Музыкальный руководитель, иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. 02.2004г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каюкова Галина Леонидовна
→ КаюковаГалина 25.01.2012 0 4594 476 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.