Педагогический проект"Социальное проектирование как средство социализации личности воспитанников", для обучающихся средних и старших классов
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Комитета по образованию администрации Калачинского муниципального района
Инновационный педагогический проект
Социальное проектирование как средство социализации личности воспитанников
Автор проекта:
Еременко С.В.,
методист МОУ ДОД «ЦДТ»
Сроки реализации:
2007-2009 гг.
Калачинск, 2008 г.
Актуальность
Необходимость и целесообразность внедрения социального проектирования в образовательную деятельность УДОД обусловлены следующими позициями:
- образование переориентируется с обучающих технологий на более глубокое личностно-ориентированное образование, дающее возможность понять особенности личности воспитанника и, главное, - сформировать навыки социальной позитивной жизненной активности;
- социальное проектирование имеет огромный потенциал воспитания общественной активности и позволяет приобрести опыт взаимодействия с представителями социума.
Гипотеза проекта: если смоделировать образовательный процесс через линейную последовательность «социальные пробы – социальная практика – социальное проектирование», то это будет способствовать усилению социализирующей функции.
Цель проекта: создать модель образовательного процесса, ориентированного на формирование социальных навыков подростков, через социальное проектирование.
Задачи:
Сформировать и обучить команду педагогов-новаторов для позитивного участия в эксперименте.
Разработать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в направлении социального проектирования
Разработать спецкурс «Социальное проектирование» и ввести необходимые изменения в образовательные программы Центра детского творчества.
Отработать новые институционные связи, используя принципы социального партнерства; разработать механизмы взаимодействия с социальными партнерами.
Разработать систему отслеживания и оценки результатов в направлении социального проектирования (внешняя и внутренняя экспертиза).
Предполагаемый результат проекта:
Эффективная команда педагогов-новаторов.
Научно-методический фонд «Социальное проектирование».
Спецкурс «Социальное проектирование», банк данных о новых образовательных программах.
Механизм взаимодействия с социальными учреждениями местного сообщества.
Система мониторинга.
Теоретическое обоснование проекта
Происходящие в обществе социально-экономические изменения обнаружили следующую проблему в современном образовании: подросткам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками, умениями и способами их самостоятельного пополнения; они должны быть позитивно социально активными, ответственными людьми, обладающими некоторым жизненным опытом и ключевыми компетентностями.
Современное образование переориентируется с обучающих технологий на личностно-ориентированное образование, дающее ребенку возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки социально-позитивной жизненной активности. Таким образом, социализирующая функция дополнительного образования является востребованной в настоящей системе российского образования.
Идея проекта: усиление практико-ориентированной, социализирующей функции дополнительного образования.
МОУ ДОД «Центр детского творчества» имеет ресурсные возможности для создания условий интенсивной социализации формирующейся личности. Образовательный и кадровый ресурс учреждения составляют:
- долговременный опыт и положительные результаты в области проектной деятельности;
-целенаправленное внедрение в образовательную практику инновационных технологий социального проектирования (социальных проб, практик, проектов);
- эффективная команда методической службы;
- творчески работающий педагогический коллектив;
- обширная учебно-методическая база.
Суть настоящего проекта заключается в следующем – усилить социализирующую функцию дополнительного образования в условиях учреждения дополнительного образования посредством введения в образовательную деятельность процесса социального проектирования и социальных практик как его разновидности. Через социальную пробу, социальную практику научить воспитанников видеть трудности близлежащего социума, формулировать его проблему и, реализуя свой социальный проект, находить пути и способы устранения проблемы.
Цель проекта: создать модель образовательного процесса, ориентированной на формирование социальных навыков подростков, через социальное проектирование.
Задачи:
Сформировать и обучить команду педагогов-новаторов для позитивного участия в эксперименте.
Разработать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в направлении социального проектирования.
Разработать спецкурс «Социальное проектирование» и ввести необходимые изменения в образовательные программы.
Отработать новые институционные связи, используя принципы социального партнерства; разработать механизм взаимодействия.
Разработать систему отслеживания и оценки результатов в направлении социального проектирования (внешняя и внутренняя экспертиза).
Тезаурус проекта:
(определения Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградовой).
Социальное проектирование – это деятельность, имеющая социальный эффект, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом, посредством которой формируются социальные навыки подростка. Результатом этой деятельности является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте.
Социальная проба – вид социального проектирования, социальное взаимодействие, социальная активность, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях: знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального воздействия. Это непродолжительное законченное действие, продуктом которого являются социально значимая информация и знания.
Социальная практика – вид социального проектирования, в ходе которого происходит освоение, отработка социальных навыков и познание уже не внешней, демонстрируемой, заявленной стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. Социальная практика является отработкой навыка социального взаимодействия, и профессиональный пласт этого процесса является вторичным, легко заменимым.
Социальный проект - вид проектирования, предполагающий создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности подростка.
Социальное партнерство – в самом широком смысле понимается как совместная коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций.
Механизмы реализации проекта
Основные этапы проекта:
Подготовительный, организационный.
Задачи:
Изучить методику и особенности социального проектирования в ОУ.
Подготовить педагогические кадры ЦДТ к организации социального проектирования.
Разработать программное и методическое обеспечение по внедрению технологии социальных проб.
Разработать систему отслеживания результатов проекта.
Содержание деятельности:
Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта. Организация творческого коллектива для осуществления проекта. Инструктивно-методическая работа руководителей проекта с его участниками. Проектирование организационно-педагогических структур.
Осуществление взаимодействия с учреждениями местного сообщества в рамках социального партнерства. Разработка диагностических методик.
Участники проекта: МОУ ДОД «Центр детского творчества», ГУ «Центр социального обслуживания Калачинского района», МУ «Санаторный оздоровительный лагерь «Орленок», филиал ГОУ «Учебный центр «Ориентир» (техникум)», ГУ «Центр занятости населения Калачинского района».
Предполагаемый результат:
Социализация воспитанников Центра детского творчества посредством включения их в проектную деятельность.
Апробация педагогами технологии социальных проб, внедрение ее в образовательную деятельность.
Сформированный диагностический пакет.
Социальные эффекты:
- качественно новые отношения: новый стиль взаимоотношений педагога и воспитанника, обеспечивающий реальное равенство прав участников совместной социально значимой деятельности;
- компетентность подростков в разрешении проблем социальной среды, социальных противоречий, реализации своих прав не только в образовательном учреждении, но и в ближайшем окружении; в формировании собственной я-концепции;
- новые детские объединения для воспитанников подросткового возраста: «Малая адвокатская консультация», «Детская конфликтная комиссия», «Детская биржа занятости» и т.д.;
- результативность участия воспитанников в рамках реализации проектной деятельности;
- результативность опыта педагогов и методистов по внедрению социального проектирования в образовательный процесс.
Методы исследования:
- проектирование;
- социальный опрос;
- моделирование;
- конструирование;
- анализ.
Принципы организации деятельности в рамках социального проектирования:
Линейный принцип (проба – практика – проект)
Принцип мозаики, одновременная работа по социальному проектированию групп подростков, каждая из которых выбрала свой вид проектирования.
Заключительный этап проекта.
Задачи:
Введение в практику образовательной деятельности технологии социальных проб и социальных практик.
Разработка новых образовательных программ, коррекция уже существующих программ по направлению «социальное проектирование».
Отслеживание, корректировка и обобщение результатов внедрения в практику модели образовательного процесса, ориентированной на формирование социальных навыков у воспитанников ЦДТ посредством включения их в проектную деятельность.
Содержание деятельности:
Подведение итогов проекта. Определение согласованности результатов с целью проекта. Оформление результатов. Разработка рекомендаций по итогам эксперимента, их внедрение в практическую деятельность.
Предполагаемый результат:
Новые образовательные программы для воспитанников подросткового возраста.
Методические рекомендации, семинары, консультации.
Пилотная модель образовательного процесса, ориентированная на формирование социальных навыков подростков.
Методы исследования:
- социальный опрос;
- анализ.
Оформление результатов исследования:
Аналитические справки, публикации, разработка учебно-методических рекомендаций, материалов по обобщению опыта, презентация модели образовательного процесса, организованного на основе социального проектирования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еременко Светлана Валерьевна
→ Zip 26.04.2012 0 4129 536 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.