Учебный фильм "Пещеры Саровского монастыря".

Учебный фильм "Пещеры Саровского монастыря".

Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, "идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских.

В первые годы монастыря, при Иоанне, роль пещер была в жизни Саровской пустыни значительнее, чем потом.

"Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные извне монастыря, и по разным местам оных поделаны келии, в коих прежде сего живали и монахи.."

Прежде всего это означает, что во времена автора этой цитаты игумена Маркеллина, написавшего книгу по истории монастыря в 1804 года в пещерах возможно уже никто не жил. В сказаниях Иоанн упоминает еще и малую пещеру. Вход в нее находился к западу от главного пещерного входа.

В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Храм невелик - максимальные размеры его 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колонннами более метра в поперечнике каждая. Церковь, по свидетельствам, представляла помещение с несколькими входами. Церковь была устроена так, что войдя через один ее вход и встав в центре подземного помещения, можно было случайно выйти через другой.

Разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями, причина которых нам не известна. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом, иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

В последние годы своей жизни в Сарове много времени проводил в уединении в пещерах настоятель Иоанн. Гроб, приготовленный им для собственных похорон, стоял в одной из подземных келий.

Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И если при Иоанне ремонту подземелий уделялось внимание, то после его ухода от должности и смерти церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения новопостроенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иероним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой 2,1 м. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев.

Пещеры служили еще в 19 веке экскурсионным целям. Приведем ниже впечатления некоторых посетивших их паломников. 18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Николай II.

Вот свидетельства прошлого.

"У входа каждый получил пук зажженных свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спустившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми, ходами, за опытным путеводителем. Вот здесь, сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, жили люди покинувшие свет для света духовного, осветившего им путь к блаженству вечному. Восковое Распятие, два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в темный, сырой вертеп, где ожидает его тяжкая борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остается утешением страдальческой жизни".

"Узкие своды. Высоким из нас приходиться нагибаться. Идем партией богомольцев. Как всегда впереди монах – водитель. Там и тут объяснения дает. Идем, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжелые ржавые вериги. Чувство ее какой-то странной, мучительно страшной отчужденности особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого все не покидает... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится. Зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустьнных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им, но – тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их…".

Монахи рыли подземелья без особых планов. Тем не менее пещеры представляли собой сложнейшее техническое сооружение, насчитывавшее около 30 входов, множество вентиляционных шахт, выложенных кирпичом и сообщавшихся с поверхностью. Центральные ходы, а также наиболее слабые места были выложены кирпичом, остальные ходы, высотой и шириной рассчитанные точно под размеры среднего человека, были выдолблены прямо в доломите. По описаниям множества очевидцев, подземный город имел бесчисленное множество ходов, лестниц, переходов, келий. Город имел три различных уровня. На одном из уровней находилась подземная С саровскими пещерами связано множество легенд. Одна из легенд гласит, что у восточной стены церкви был глубокий подземный колодец, из которого монахи поднимали воду. Рядом с церковью находилась подземная колокольня, возможно, созывавшая монахов на службу. На самом нижнем уровне подземелий, по легендам, находилось подземное озеро, по которому монахи плавали на лодке. Из подземного озера вытекала подземная речка, через которую был перекинут ажурный кованый мостик. Говорят, были также обширные тоннели, видимо, природного происхождения, в которых дули подземные ветры. Некоторые ходы уводили за пределы монастыря. Из подземелий можно было выбраться не только на поверхность, но и в подземные помещения церквей и других сооружений. Общая длина обследованных ходов Саровских пещер – около 300 метров. После закрытия монастыря упорно стали распространятся слухи, что протяженность ходов оставленных монахами, на самом деле гораздо дальше; молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Интересно, что и сами Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни в конце XIX и начале XX века паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты еще татарами во времена Золотой Орды или даже разбойниками.

Наиболее старый известный нам план пещер относится к 1780 году. Его привел в своих записках послушник Саровской пустыни Афанасий Илларионович («Записки» Афанасия Илларионовича датируются 1780-1785 гг., они были опубликованы вместе с планом пещер в 1904 году). План этот очень условный, он отражает лишь примерное взаимное расположение коридоров и келий. План известен в двух вариантах. Один находится в Центральном госархиве Мордовии в Саранске среди бумаг Афанасия Иларионовича, другой - в фонде «Рукописное собрание Саровской пустыни», хранящемся в РГАДА1. Подземные переходы в саранском варианте плана названы «улицами», каждая под своим номером - от 1 до 9.

Использованная литература:
Агапов А. А. Саров - Дивеево. Саров-Саранск. 1998.
Подурец А. М. Саров. Саров. 2008.
Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Нижний Новгород. 1998.

Полный текст материала Учебный фильм "Пещеры Саровского монастыря". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопов Михаил Владимирович  mrkhlopov
16.09.2012 0 6796 1309

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК