«Активизация работы младших школьников на занятиях компьютерного кружка»
Аржаникова Инна Владимировна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
п. Ханымей Пуровский район
«Активизация работы младших школьников на занятиях компьютерного кружка»
Организация учебно-познавательной деятельности воспитанников на занятиях требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в области дополнительного образования все чаще начинает применяться компьютер как наиболее индивидуализированное и адаптивное средство обучения. Новизна данного исследования заключается в том, что условия использования компьютера рассматриваются в процессе обучения, как фактор развития мышления, внимания, воображения и творческих способностей каждого воспитанника. Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы педагогом на практике на занятиях компьютерного кружка.
В Доме детского творчества п. Ханымей ведется деятельность компьютерного кружка «Икс-файл» научно-технической направленности. Обучение осуществляется по программе «Мир информатики», ориентированной на младший школьный возраст. В учебно-воспитательном процессе применяются современные формы, методы и технологии – это информационные технологии, интерактивные технологии, технология критического мышления, исследовательская деятельность, игровые формы, технология рефлексивного обучения, так как считаю, что процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Целью при подготовке данного сообщения являлось рассмотрение использования активных творческих заданий при обучении основам компьютерной грамотности на различных этапах занятия. Главной задачей, как педагога, является привитие интереса к изучению основ компьютерной грамотности, используя творческий подход и творческий потенциал детей. Поэтому целесообразно использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в красочной интересной форме, объяснять новый материал, отработать навыки работы по отдельным темам, например: управление мышкой, работа на клавиатуре, координаты, работа с исполнителем и т.д.
Использование на занятиях игровых моментов позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. В процессе игры у воспитанников вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.
Например: На этапе актуализации знаний на каждом занятии с целью активизации мыслительной деятельности проводится проверка техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе, чтобы воспитанникам легче было их усвоить, рассматривается «ситуации-оборотыши» в которых нужно сделать соответствующие выводы:
- рассеянный ученик дремал на занятии и не слышал задания. Потом он встал и без разрешения перешёл к другой парте посмотреть, что нужно делать. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то какие?
-хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания, стал отсоединять монитор и клавиатуру от неисправного компьютера, включив его в сеть. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то какие?
Для разминки, актуализации познавательных способностей, повторения, закрепления изученной темы также используются активные творческие задания:
-диктант по клеточкам (необходимо для ориентирования детей в компьютерном пространстве);
-разгадывание ребусов (позволяет проверить детей на знание понятий);
-разгадывание кроссвордов (используется для проверки знаний по изученной теме);
-проведение развлекательно-познавательных мероприятий («Поле чудес», «КВН», «Своя игра» и другие).
Так же для закрепления основных устройств компьютера можно использовать следующие задания: Игра “Компьютерные добавлялки”.
(Воспитанники по очереди читают стихи, остальные отгадывают)
Оглянись,
дружок, вокруг!
Вот … - верный друг.
Он
всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет
и умножит.
(Компьютер)
Рядышком
с машиной всей
Размещается дисплей
-
Словно смелый капитан!
А на нём
горит . . . (экран).
Ну,
а рядом- главный блок:
Там бежит
электроток
К самым важным
микросхемам.
Этот блок зовут …
(системным)
Это
вот … (клавиатура)
Для
проверки знаний по клавиатуре используется
игра «Рифмованные
клавиши»:
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить. (2)
Перейти на русский шрифт
Нам помогут …… и …… ! (4)
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …...! (5)
На этапе изучения нового материала, закрепления используется компьютерная программа «Мир информатики», презентации созданные педагогом к отдельным темам которые позволяют провести занятие в красочной интересной форме.
Так же на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста используется игровая программа «Земля до начала времён», где ребята вместе с динозаврами изучают и закрепляют буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память.
Кроме того, посещая компьютерный кружок «Икс-файл», воспитанники реализуют свои творческие способности, в этом им помогает графический редактор Paint, ребята с удовольствием создают компьютерные шедевры, которые занимают призовые места на конкурсах рисунков различного уровня даже международных. В кружке организуются выставки детских компьютерных работ, которые дети создают как к календарным праздничным дням, так и на свободные темы.
При обучении детей работе в графическом редакторе Paint можно использовать элементы метода проектов, воспитанникам предлагаются следующие задания: используя инструмент Элипс и Заливка создать творческий проект, перед тем как дети приступят к выполнению проводится фронтальная беседа, дискуссия о том, что такое окружность, где её можно увидеть, какие можно создать фрагменты, используя данную фигуру и т.д. После того, как дети выполнили работы, им необходимо защитить свою работу, то есть придумать название, рассказать, что они нарисовали.
Развитие творческих способностей продолжается и при изучении текстового и табличного процессоров.
Так при изучении текстового редактора, ребята могут не только отформатировать текст, но и вставлять в него свои работы из графического редактора, что позволяет создавать необычные работы. Например:
- набрать стихотворение и проиллюстрировать его;
-создать рисунок к рассказу, который тоже необходимо набрать.
При изучении текстового процессора используется проектная работа по теме «Поздравительная открытка», «Мой домашний питомиц».
Для закрепления навыков работы с таблицами, графическими автофигурами воспитанники выполняют сложные задания: создают календари, расписания.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых форм работы благотворно влияет на развитие творческих способностей воспитанников и к тому же позволяет сделать процесс обучения интересным.
Ведь увлёкшийся творческим заданием ребёнок, сам не замечает, что учится – создаёт, запоминает новое.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аржаникова Инна Владимировна
→ Инна1980 13.09.2012 0 1887 438 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.