Статья "Внедрение национального компонента в процессе обучения курсов дополнительного образования по керамике"


Тавакалова Л.Е. преподаватель

дисциплин декоративно – прикладного искусства АУ РС(Я) СПО

«Намский педагогический колледж

им. И.Е. Винокурова»



Внедрение национального компонента в процессе обучения курсов дополнительного образования по керамике


С древнейших времен вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно – прикладном искусстве всех народов мира. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженные на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной технологии; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора – таков путь развития керамики.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала – глины – обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

Самый древний, и в то же время самый молодой вид якутского искусства – керамика, обязана своим возрождением первым профессиональным керамистам Якутии Николаю Николаевичу Шарапову и первому скульптору - женщине Якутии Евгении Николаевны Винокуровой. Работая в Намском педагогическом колледже, она подготовила новое поколение керамистов, среди которых можно назвать известных в республике мастеров по керамике Марию Николаевну Гуляеву - Туойа, Марию Прокопьевну Адамову, а также многих других руководителей творческих мастерских керамики.

Намский педагогический колледж имени И.Е. Винокурова с 1963 года является кузницей педагогических кадров учителей изобразительного искусства, технологии, черчения и дизайна. В колледже керамике обучают с конца 80-х годов. Для успешного эффективного обучения студентов практическим навыкам материально-техническая база имеет существенное значение. Мастерская керамики колледжа оборудована муфельными печами для обжига изделий, материалы для керамики постоянно обновляются, приобретаются новые инструменты.

Для освоения ремесла, студентов обучают различным видам техники керамики - ручная лепка, литье и формовка, ангобирование, роспись под глазурными и над глазурными красками, роспись цветными ангобами, нанесения глазури, лепка из шамота и т.д. А также при декорировании комбинируют глину с кожей, конским волосом, бисером, деревом, берестой, мехом.

Выпускники колледжа продолжают работать по данному профилю мастерами производственного обучения, педагогами дополнительного образования в образовательных учреждениях республики, а также мастерами по керамике в таких фирмах как «Чорон XXI век», «Кыталык», «Камелек».

В нашем колледже специализацию «керамика» обучают в курсах дополнительного образования, где активно внедряется национальный компонент в процессе обучения, который наглядно видно в курсовых и дипломных работах студентов. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Декоративно – прикладное искусство», «Дизайн», «Скульптура», «Цветоведение», «История искусств», «Народные художественные промыслы».

Целью настоящего курса является, подготовка высококвалифицированного педагога дополнительного образования.

Основная задача курса заключается в ознакомлении студента первичным этапом технологии керамического производства и развитию творческих способностей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления и декорирования керамических изделий;

уметь:

выполнять раскатывание пласта;

вырезать выкройку из бумаги и из пласта по шаблону;

придавать выкройке форму изготавливаемого изделия;

создавать рельеф в глине;

использовать технику жгута и монтажа для выполнения объемных композиций;

использовать различные способы лепки;

производить обработку формованных деталей, их декорирование;

выполнять роспись керамического изделия;

производить сушку и обжиг керамических изделий;

определять характер повреждения художественного изделия;

защитную и декоративную обработку поврежденных поверхностей;

выполнять копии изделий народного творчества;

знать:

технологические операции обработки материалов;

виды художественных изделий из керамики;

рисунки для декорирования, правила их построения;

способы декорирования художественных изделий из керамики;

способы нанесения и рецептуру глазури и способы получения ее различных оттенков;

виды декора;

режим термообработки художественных керамических изделий в зависимости от минералогического состава глины;

технологический процесс изготовления керамических изделий;

правила выполнения отделочных и декоративных работ;

виды и правила реставрационных работ.


В настоящее время рост национального самосознания всех наций и народов. Растет самосознание и народа Саха, которое выражается в постановке вопроса о возрождении традиционных знаний в экономике, социальной сфере и культуре, искусстве в объективном освещении исторической правды и в нравственном, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Так и у якутов в далеком прошлом тоже занимались керамикой. Вслед за берестой, кожей, конским волосом по важности и количеству употребления нужно поставить у якутов глину.

Понятно, что с появлением фабричной продукции из металла, чугуна и фарфора якутское гончарство постепенно сошло на нет. К тому же якутское гончарное искусство было делом специфичным, поэтому о восстановлении этого ремесла в прежнем виде не может быть и речи. Для получения качественной гончарной продукции нужны современные методы. Те же чороны, например, сейчас делают на токарных станках.

Мир материала в творчестве многолик. Художественные приемы нескончаемо разнообразны.

Искусство декорирования керамики – это синтез технических приемов и индивидуальной манеры художника. Роспись и украшение изделий из керамики обычно определяются их формой назначением. Дизайн изделия и его живописный декор в идеале должны органично сочетаться, составлять единое целое для выражения общей идеи.













Список использованной литературы


  1. Акунова, Л.Ф., Крапивин, В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учеб. для худ. – пром. уч-щ и училищ прикладного искусства / Л.Ф. Акунова, В.А. Крапивин. – М.: Высш. шк., 1984. – 207., ил.

  2. Федотов, Г.Я. Глина и керамика / Г.Я. Федотов. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. – 160 с., ил.

  3. Наварро, М.П. Декорирование керамики / М.П. Наварро. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – й век», 2005. – 144с.

  4. Неустроев, Б.Ф. Узоры и орнаменты саха: альбом / Мандар Уус / Б.Ф. Неустроев. – Якутск: Бичик, 2007. – 288с. : ил.

  5. Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия. / А.И. Поверин. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил.




Полный текст материала Статья "Внедрение национального компонента в процессе обучения курсов дополнительного образования по керамике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тавакалова Лариса Ефимовна  larisatavakalova
06.03.2014 0 1894 324

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК