Статья "Реализация устойчивого развития учреждения в рамках реализации международного проекта "Школьный экологический сертификат"
Реализация устойчивого развития учреждения в рамках
реализации международного проекта
«Школьный экологический сертификат»
Шаршакова Людмила Борисовна
Заместитель директора по УВР
ГБУДО Дворец творчества
«У Вознесенского моста»
Сагкт-Петербург
Процессам устойчивого развития учреждения в нашем Дворце уделяется большое внимание. Оно связано и с повышением качества образования, и с решением кадровых вопросов, и с управленческими решениями. Экологическое образование также вносит свой вклад в процесс устойчивого развития. Под экологическим образованием мы понимаем не только образование наших обучающихся, но также и весь процесс жизнедеятельности Дворца. Этой работе мы уделяем достаточно большое внимание, поэтому включиться в работу по внедрению и реализации проекта «Школьный экологический сертификат» для нас не представляло большой сложности. И сегодня я хочу представить вам модель нашего учреждения в рамках школьного экологического сертификата.
Первый и главный документ, который я хочу вам представить - это Программа развития, в которой прописан ПРОЕКТ «ДВОРЕЦ – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ».
Кураторы: зам. директора по АХР и зав. отделом биологии
Цель проекта: создание во Дворце условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, а также педагогов образовательного учреждения.
Основные задачи:
обеспечить среду, позволяющую сохранять и укреплять здоровье школьников в образовательном процессе.
использовать все возможности для того, чтобы не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания во Дворце.
Механизмы реализации
Наращивание организационных и методических ресурсов для обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.
Развитие у педагогов мотивации к использованию здоровьесберегающих технологий.
Обучение и поддержка педагогов, готовых к использованию здоровьесберегающих технологий в своей деятельности.
Вовлечение педагогов в самообразование, изучение и внедрение опыта коллег по этому направлению.
Исходя из этого проекта выстроена определенная система деятельности учреждения.
Во Дворце создан экосовет, в который входят представители администрации, методисты, сотрудники отдела биологии. Под контролем этого совета реализуется программа деятельности Дворца, связанная с экологическим образованием.
Если говорить об управлении и менеджменте, то здесь следует отметить наличие социальных партнеров в области экологического образования: муниципальные округа района, Друзья Балтики, Шпаре, ВУЗы СПб, Водоканал и др. Наш Дворец является районным центром по экологическому образованию школьников образовательных учреждений района, инициатором и организатором проведения социально-экологических акций для школьников района, районной экологической олимпиады. С образовательными учреждениями района мы заключаем договоры сетевого взаимодействия. Кроме того, Дворец - городской ресурсный центр по теме «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив». На это у нас выделены дополнительные ставки методистов, педагогов-организаторов, тьютера, аналитика. Силами этих специалистов проводится исследовательская деятельность в области окружающей среды, участие в районных, городских и всероссийских олимпиадах, смотрах, конкурсах по экологической тематике, работает дискуссионный клуб старшеклассников «Саммит природы». Работа по экологическому образованию освещается на сайте Дворца, в газете «Fan’арь» нашей студии журналистов, в выпусках теленовостей «События» нашей студии тележурналистики. Во Дворце реализуются дополнительные общеобразовательные программы естественно научной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленностей, которые напрямую направлены на формирование здорового образа жизни. В дополнительных общеобразовательных программах других направленностей также включены здоровье сберегающие технологии. Важно создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу, формирующую Личность, на занятиях любого коллектива. В зависимости от возраста обучающихся, их вида деятельности используются различные здоровье сберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, коммуникативные игры, арт-терапия, фонетическая ритмика, дидактические, ролевые, деловые игры, смена видов деятельности, технология музыкального воздействия, релаксация (прослушивание спокойной музыки или звуков природы). Сюда же относятся: санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, беседы о здоровье, стиль общения педагог-педагог, педагог-ребенок. Вообще психологическому климату во Дворце уделяется большое внимание. Доброжелательность, приветливость, внимание к окружающим – стиль нашего учреждения. И не случайно первый праздник вновь принятых детей-первогодок называется «Погода в Доме». В нашем Доме всегда солнечная творческая погода, отсутствуют конфликтные ситуации, нет обоснованных обращений по поводу нарушения прав обучающихся на условия и состояние кабинетов для получения образования.
Если говорить о безопасности, то здесь необходимо сказать что Дворец – районный опорный центр по пропаганде правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Мы реализуем дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности «Азбука пешехода», «Друзья Светофора», проводим районные конкурсы, игровые программы по пропаганде правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, успешно участвуем в городских мероприятиях. Нашим обучающимся-новичкам мы ежегодно вручаем буклет, в котором нарисована схема безопасного прохода во Дворец, такая же схема размещена на нашем сайте. Во всех детских объединениях педагоги регулярно проводят беседы, инструктажи по безопасному поведению на улице, правилах поведения во Дворце. Стараемся в каждом кабинете создать комфортную безопасную обстановку. За многие году у нас не зафиксировано ни одного случая травматизма во Дворце. Наша служба охраны труда прикладывает к этому большие усилия. Кроме того, наш профсоюз ежегодно заключает договоры страхования несчастных случаев для сотрудников.
Мы можем с уверенностью сказать, что у нас создана здоровая экологическая среда. Это то, что нас окружает в нашем Дворце. А нас окружают теплота, свет, уют. Сегодня мы используем энергосберегающие и светодиодные лампы, бережем воду, тепло и электроэнергию, собираем использованные батарейки в специальный бокс, соблюдаем водно-питьевой режим, озеленяем наши интерьеры и кабинеты, соблюдаем СанПиН, следим за чистотой помещений, собираем макулатуру, проводим пропаганду здорового образа жизни. На сегодня у нас разработан проект «Электроснабжение Дворца творчества», который предусматривает замену на светодиодные лампы, установку датчиков движения. Уже много лет мы используем в работе локальную коммуникационную сеть «Обменник», благодаря которой все отделы имеют доступ к локальной документации Дворца в электронном виде, большая часть документов с бумажных носителях перешла на носители электронные.
Наш эколого-биологический отдел распространяет свое влияние на все наши детские объединения. В театре играющих кукол «Путти» создан и с успехом представляется зрителям спектакль «Пешеходы-инопланетяне» по правилам дорожного движения, экологический номер «Живи, Земля!», воспитанники отдела изо и дпи участвуют в районном конкурсе «Флора и фауна», «Безопасность глазами детей». Гордостью отдела биологии является наш двор-колодец, который появился у нас в результате реализации проекта «Зеленый оазис», который мы представляли на всероссийской выставке «НТТМ» еще в 2013 году. Несколько лет подряд мы проводили городскую экоёлку, сейчас проводим городские конкурсы «Картина из мусорной корзины», конференцию «Юные исследователи» и другие мероприятия. Наши туристы организуют для кружковцев Дворца соревнования «Маршрутами Дворца», фотоконкурсы «Я вижу мир». Особое спасибо хочу сказать отделу биологии, сотрудники которого каждую весну озеленяют фасад нашего здания. На базе Дворца работают районные методические объединения педагогов-экологов и учителей, отвечающих за пропаганду ПДД в школах района.
Нас знают и любят не только в районе, но в городе. Мы являемся победителями многих районных, городских, всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад, наши педагоги представляют опыт своей работы по экологическому образованию на различных семинарах, конференциях, круглых столах. Это возможно, когда работает команда единомышленников-профессионалов. А в эколого-бтологическом отделе трудятся сегодня 3 кандидата наук, 1 доктор наук, педагоги высшей и первой квалификационных категорий, которые являются проводниками экологического образования во всем Дворце.
Индикаторами реализации проекта «Дворец – территория здоровья» Программы развития Дворца можно назвать:
Степень удовлетворенности учащихся и родителей условиями, в которых организованы услуги по дополнительному образованию,
Материально-технические ресурсы, благоустроенность, направленные на повышение комфортности среды.
Увеличение программ дополнительного образования включающих компонент здоровьесберегающего содержания.
Рост числа педагогических работников, презентующих свой опыт по здоровьесберегающей тематике через проведение или участие в районных, городских мероприятиях.
Рост активности участия родителей и детей в совместных мероприятиях, благотворно влияющих на здоровье.
Рост числа педагогов, включенных в разработку и реализацию проектов, направленных на заботу о сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Рост числа педагогов презентующих свой инновационный опыт в области здоровьесбережения.
Динамика участия воспитанников ДТ в традиционных и новых мероприятиях в рамках программы здоровьесбережения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаршакова Людмила Борисовна
→ Шаршакова 13.12.2016 0 1788 180 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.