Формирование познавательной активности обучающихся через исследовательскую деятельность в учреждениях эколого-биологической направленности


Формирование познавательной активности

обучающихся через исследовательскую деятельность в учреждениях эколого-биологической направленности


Кочетова Надежда Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД СЮН г. Губкин

Все происходящие в современности изменения общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, саморазвития и повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности. Формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно-ориентированной позиции самоопределения и саморазвития, самосовершенствования. Эта стратегическая позиция, определенная Концепцией модернизации российского образования, заставляет педагога по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить, прежде всего, личностное развитие учащихся.

Поэтому, на мой взгляд, исследовательский принцип в технологии проектного обучении предоставляет те новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой - тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Тем более что современная система ориентирует педагога не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы и позволяет создать новые, необходимые знания.

Если говорить об исследовательской деятельности, следует разграничивать два понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Используя свой опыт развития исследовательской деятельности обучающихся, я составила вариант поэтапного развития исследовательских навыков воспитанников:

Универсальная последовательность этапов исследовательской работы

Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя

осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы

способность ориентироваться в современных тенденциях науки

постановка цели и задач исследования


умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению

изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек города, станции юных натуралистов, поиск в сети Интернет)

широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний

составление схемы исследований

логичность и абстрактность мышления

выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования

объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов

проведение исследований и компьютерная обработка результатов

уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность

формулирование выводов

умение кратко и логично представить полученные в ходе исследования результаты

оформление научного отчета и презентации

логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы

защита исследовательской работы на заседании НОУ станции юннатов, а затем на городской научно-практической конференции, оформление заявок на конкурсы юношеских исследовательских работ и, соответственно, участие в них.

личная ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков и наставников


Обучение началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.

Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать как бы «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры подопечных.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

  • Первый этап - учебно-исследовательская деятельность на занятии. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез и предположений.

  • Второй этап - система дополнительного образования за пределами занятий (индивидуальные занятия)

  • Третий этап (завершающий) - научно-исследовательская деятельность старшеклассников.

Использование исследования, как метода познания, качественно повышает уровень деятельности обучающегося. Когда, как бы поднимаясь по ступеням своей интеллектуальной активности и самостоятельности, обучающийся идет от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению на практике.

Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств ребенка и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить обучающихся в их человеческой ценности. Современные знания об интеллектуальных возможностях детей дают основания предполагать, что каждый обучающийся обладает относительно неиспользованными способностями к обучению. Интеллект отмечается динамическим потенциалом, и педагог может создать стимулирующую среду, которая будет способствавать развитию умственной деятельности ребенка.

Считаю, что исследовательскую работу целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод научного познания и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда обучающихся. Конечно, исследовательский метод никогда не заменит иных учебных методов, но стать ориентиром на учебном пути может.

Надо отметить, что не всегда обучающиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно педагогу создать творческую атмосферу, поддержать ребенка дать возможность поверить в свои силы. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и воспитанников. Для того чтобы побудить обучающихся к такому виду деятельности, я определила для себя источники активности своих подопечных:

  • познавательная потребность

  • потребность в самовыражении и самореализации

  • потребность в самопознании и в самовоспитании

  • потребность в социальном признании.

Наиболее сложные исследования, как показала практика, необходимо проводить с ребятами, обучающимися в старших классах. В этом возрасте для педагога важно формировать у учащихся понятийный аппарат для ведения научного исследования. Обычно индивидуально я провожу обучение работы с источниками информации:

  • различные приемы работы с текстами

  • составление плана текста учебного исследования

  • цитирование, копирование фрагментов

  • систематизация полученных данных

  • методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практической конференции

Учащиеся получают методические рекомендации по защите работы на той или иной научно-практической конференции или присутствуют в качестве зрителей.

При обучении детей приему оценивать свою исследовательскую деятельность я использую следующие алгоритмы рефлексии:

я- с каким настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли я собой

мы - насколько мне комфортно работать с моим наставником, в паре с товарищем

дело - я достиг цели, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, просто интересен, пригодится в жизни; в чём я затруднялся; как мне преодолеть свои проблемы.

Для того чтобы провести самооценку своей практической деятельности во время работы над проектом ребята заполняют «Листы самооценки обучающегося - исследователя». Анализируя заполненные листы самооценки и в результате собеседования, я выяснила, что 90% обучающихся, выполняющих исследовательскую деятельность получили практические навыки, научились составлять проект исследования, анализировать полученные результаты. Как результат работы - призовые места за исследовательскую деятельность на муниципальном, областном уровне и всероссийском уровнях («Первые шаги в науку», «Я – исследователь»). Но надо отметить все-таки научно-исследовательскую деятельность выбирают обучающиеся, которые определились с выбором профессии и поступлением в высшие и профессиональные учебные заведения.

Учащиеся старших классов проявляют наибольший интерес к исследованиям. Однако и здесь возникают проблемы. В связи с очень высокой загруженностью старшеклассников появляется нехватка времени для написания работы, неумение организовать свою исследовательскую деятельность, уложиться в намеченные сроки, интерес к написанию таких работ проявляют в основном девочки. Перед ними остро стоит и ресурсная проблема: не у каждого дома есть компьютер и доступ к сети Интернет.

И так, приобщаясь к исследовательской работе, обучающимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность помогает сформировать личность школьника, ибо, как подчеркивае6т известный психолог А.Н. Леонтьев, « личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся». Также, по мнению М. Н. Арцева: «Главное не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые будут использованы в исследовании любой сложности и тематики».






Полный текст материала Формирование познавательной активности обучающихся через исследовательскую деятельность в учреждениях эколого-биологической направленности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочетова Надежда Ивановна  1712
14.11.2010 1 8997 541

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК