Программа "ИЗО и художественный труд" для курсов по подготовке детей к обучению в 1 классе
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: образовательная программа учебного предмета
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «СОШ №5» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МОУ «СОШ №5» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
-
Категория обучающихся: дети в возрасте 5 – 7 лет.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 28 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: выполнение практических работ и их анализ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Проблема адаптации детей к школьной жизни не теряет своей актуальности. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни.
Основы программы:
-удовлетворение потребностей в общении и поддержании познавательного интереса детей, развитие и реализация творческих способностей и творческих возможностей воспитанников.
-учёт возрастных доминант, когда каждому возрасту присущи свои потребности, реализация которых является обязательной для положительного восприятия эмоциональных воздействий.
-преемственность и непрерывность в содержании образовательного процесса.
Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказках и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Характеристика программы.
Занятия по программе помогут выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. На занятиях у учащихся проявятся творческие способности и художественный вкус. Обеспечен индивидуальный подход, реализуются вариативные подпрограммы, дифференциация. Дети будут иметь возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, пластилином, красками, моделируя и создавая различные поделки.
Ожидаемый результат.
Общее количество часов – 28.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
В процессе труда детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы станут гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, развитию внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание; мышление, целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Формы контроля.
Контроль за отслеживанием результатов обучения осуществляется на каждом уроке путём выставки работ и словесного оценивания изделия.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1.1 Цели и задачи программы
Формировать умение совместного выполнения задания, работать в парах,
ориентироваться в представленных рисунках.
Развивать изобразительные умения: располагать фигуры в соответствии с образцом,
добываться выразительности образа,
пространственные ориентировки,
умение анализировать образцы и дорисовывать в соответствии с темой,
внимательность, наблюдательность, сосредоточенность.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание дружить, участвовать в
совместной деятельности
Обогащать игровой опыт детей.
Работа с бумагой и картоном - 10 ч.
Материал расположен в порядке его прохождения с нарастанием трудности от вырезания простых и симметричных форм до сложных сюжетных композиций. Несёт в себе увлечённость а, главное, развитие творческого воображения и фантазию.
Задачи и учебные возможности:
Познакомить с техникой выполнения аппликации, способность развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношению частей и целого, пониманию цвета и его преобразованию собственной фантазии, способствовать приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Работа по изобразительному искусству – 9 ч.
и комбинированные работы
Задачи и учебные возможности:
Раскрыть волшебство появления цвета при помощи смешивания красок, познакомить с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж, способствовать приобретению умений действовать кистью, красками, воспитывать любовь к прекрасному.
Работа с пластилином – 9 ч.
Задача занятий способствовать развитию группе мелких мышц кистей рук и пальцев, выработка навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширение кругозора детей, коллективистических чувств, доброжелательные отношения ребят в труде, учить соразмерять детали по толщине и длине, формировать навыки сравнения, анализа.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины ученик должен
знать: - названия инструментов, приспособлений и правила работы;
- различные способы выполнения аппликации, мозаики, приёмы лепки;
- названия главных цветов.
уметь: - правильно сидеть за столом, верно, держать лист бумаги, карандаш, кисть,
ножницы;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками;
- разводить и ровно закрывать ими нужную поверхность;
- пользоваться простейшими приемами лепки;
- вырезать из бумаги детали;
- складывать бумагу по прямой линии;
- соединять детали;
- экономно разделять детали;
-доводить начатую работу до конца.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
№ Тема Всего часов Кол-во часов Самостоя-
тельная
работа
теория практика
1 Волшебные цвета красок. Радуга. 1
2 Работа с бумагой. Аппликация рваной бумагой. Яблоко (груша). 1
3 Работа с пластилином. Катание шаров. Яблоко. 1
4 Работа с красками. Рисование осеннего дерева. 1
5 Работа с пластилином. Лепка грибов. 1
6 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Аппликация. Грибок. 1
7 Работа с красками. Раскрашивание осенних листьев. 1
8 Работа с пластилином. Лепка гусениц и улиток на листочке. 1
9 Работа с бумагой. Аппликация. Грузовик. 1
10 Работа с красками. Понятие натюрморт. Фрукты в вазе. 1
11 Работа с бумагой. Новогодняя открытка (вырезание снежинок). 1
12 Работа с пластилином. Налепка. Новогодние шары. 1
13 Работа с красками. Рисование рыбок по шаблону. Раскрашивание поролоном/ватой. 1
14 Работа с бумагой. Аппликация. Аквариум. 1
15 Работа с пластилином. Налепка. Рыбка. 1
16 Работа с красками. Узоры. Роспись шарфика и шапочки. 1
17 Работа с бумагой. Аппликация разными кусочками. Собачка. 1
18 Работа с пластилином. Катание шаров разного размера. Снеговик. 1
19 Работа с красками. Пейзаж. Рисование кусочком свечи. 1
20 Работа с бумагой. Вырезание по шаблону. Открытка. Машинка. 1
21 Работа с бумагой. Вырезание кругов по шаблону. Открытка. Сердечко с цветами. 1
22 Работа с пластилином. Налепка. Белочка. 1
23 Работа с красками. Друг детства (медвежонок). 1
24 Работа с картоном. Подвижная игрушка. Медвежонок. 1
25 Работа с пластилином. Оформление пасхального яйца. 1
26 Работа с бумагой. Аппликация. Бабочка. 1
27 Работа с красками. Рисование «по мокрому». Отпечатки. Вырезание бабочки. 1
28 Работа с пластилином. Налепка. Бабочка. 1
Итого 28
2.2 Содержание отдельных тем учебной дисциплины
Тема 1.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по работе с красками и кисточкой. Обсуждение и обобщение знаний о цвете, способах передачи впечатлений через краски и лист бумаги.
Основные понятия: краски, кисти, цвета радуги.
Практическая работа: выполнение рисунка по образцу.
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением радуги.
Тема 2.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем.
Выполнение аппликации «рваной» бумагой.
Основные понятия: аппликация, цветная бумага, клей, шаблон, урожай.
Практическая работа: обведение фигур по шаблону, наклеивание.
Методы проведения занятия: беседа, игра, творческая работа.
Форма организации занятия: в парах, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ.
Межпредметная связь: окружающий мир.
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением овощей и фруктов
.
Тема 3.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности по работе с пластилином. Деление цельного куска на равные части методом вытягивания и катание шаров заданной формы.
Основные понятия: лепка, вытягивание из цельного куска, катание шаров.
Практическая работа: выполнение по этапам
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа.
Форма организации занятия: групповая, фронтальная.
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: мир вокруг нас.
Техническое оснащение занятия: CD- диск с загадками про овощи и фрукты.
Тема 4.
Знакомство с пейзажем. Рисование плавных линий различной толщины.
Основные понятия: пейзаж,
Практическая работа: экскурсия, выполнение работы по образцу
Методы проведения занятия: творческая работа, беседа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Техническое оснащение занятия: слайды с изображением пейзажа.
Тема 5.
Знакомство с грибами. Рассматривание экспонатов выставки. Лепка объёмных фигурок.
Основные понятия: обитатели леса, объёмная форма, катание овалов
Практическая работа: выставка грибов
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: групповая
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: предметная выставка и слайды с изображением грибов.
Тема 6.
Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами. Обводка деталей аппликации по шаблонам, вырезание и поэтапное наклеивание частей на центр листа. Основные понятия: безопасный труд, аппликация, шаблон, вырезание, наклеивание, центр композиции
Практическая работа: выполнение работы с комментированием
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка работ
Межпредметная связь: окружающий мир, литературное чтение
Техническое оснащение занятия: диафильм « Маша и медведь»
Тема 7.
Работа по трафаретам. Раскрашивание листьев лёгкими движениями кисточки. Заполнение внутреннего пространства листика, не заходя его за границы.
Основные понятия: трафарет, внутреннее пространство и границы листика
Практическая работа: экскурсия,
Методы проведения занятия: беседа, творческая работа
Форма организации занятия: фронтальная
Контрольные задания: выставка рисунков
Межпредметная связь: окружающий мир
Техническое оснащение занятия: гербарий листьев растений
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виноградова Лариса Николаевна
→ L_N 02.01.2012 1 18071 1732 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК