Авторская программа "Мастерская обско-угорских наигрышей "Торые" с мансийского языка переводится "Журавушка"
Издано при финансовой поддержке
Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера
Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Рецензент: Текучев Виктор Вениаминович, кандидат педагогических наук.
Эксперты:
Вадичупова Т.С., директор МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм».
Белявская И.Б., методист, заведующий информационно-ресурсным центром МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм».
Ремизов С.А., методист МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм».
Мастерская обско-угорских наигрышей «Торые»: образовательная программа / Автор-составитель: Рещиков А.А. – Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2011. – 38 с.
Ведущим направлением программы в педагогической деятельности является сохранение и развитие музыкальной культуры малочисленных народов Севера ханты и манси, приобщение детей к духовным культурным ценностям. Образовательная программа мастерская обско-угорских наигрышей «Торые» представляет собой курс обучения игре на народных инструментах. Предложенные критерии оценки знаний и умений воспитанников соответствуют поставленным задачам и представлены в виде самодиагностик.
Содержание
Содержание образовательной программы 7
Учебно-тематический план 1-й год обучения 9
Учебно-тематический план 2-й год обучения 13
Учебно-тематический план 3-й год обучения 16
Учебно-тематический план 4-й год обучения 19
Содержание программы 1-го года обучения 22
Содержание программы 2-го года обучения 23
Содержание программы 3-го года обучения 25
Содержание программы 4-го года обучения 27
Примерный список произведений 29
Контроль и учет успеваемости 29
Список литературы для педагога 32
Инструментальная музыка народов ханты и манси представляет собой один из наиболее развитых и широко известных феноменов этнической культуры. Современная музыкальная этнография располагает сведениями о существовании 27 фоноинструментов у ханты, и 18 у манси. В настоящее время большинство инструментов утратили своё существование.
К одной группе относятся инструменты, конструкция которых описана, выявлено традиционное название, уточнена трактовка термина, звучание записано на магнитофон.
Другую группу составляют фоноинструменты, которые в наши дни слабо сохранились, поэтому записать их звуки не представляется возможным.
Третью группу составляют инструменты, названия которых известны, имеется словесное описание их конструкций. Создать эти инструменты уже никто не может, т. к. утеряна технология изготовления.
О фоноинструментах четвёртой группы известны лишь названия, конструкция их не выявлена. В памяти современных носителей этнической традиции эти инструменты не сохранились.
Наиболее известными являются музыкальные инструменты, давно уже «замеченные», и получившие достаточно полное описание – это Югорская арфа «тарыг сыплув йив» (манс.), или «тор сапл юх» (хант.), что означает деревянная шея журавля, и цитра, «нарсъюх» (хант.), «санквылтап» (манс.), т.е. «поющее дерево».
К большому сожалению, музыкантов, играющих на этих инструментах, остались единицы. Одной из главных причин угасания музыкального искусства был запрет на проведение медвежьих игрищ, в которых и санквылтап, и нарсъюх играют очень важную роль.
Обучение детей игре на традиционных музыкальных инструментах народов Севера – одно из основных направлений деятельности в Детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» в городе Ханты-Мансийске. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в настоящее время уже существуют фольклорные коллективы, в которых воспитанники обучаются игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов.
Ханты и манси – одни из наиболее музыкально-одарённых народов Югры. Их с рождения окружает мир музыки, мир танца и песни. Сразу же после рождения ребенка бабушка или мама сочиняет специально для него песню или танец. Вначале это пожелание, чтобы малыш рос здоровым и крепким, затем будут добавляться слова или движения о его жизни и достижениях, постепенно превращаясь в его «личную песню» или в «личный танец».
Музыка, как никакое другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Язык музыки способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь не зря говорят: «Музыка начинается там, где кончается слово». Музыка народов ханты и манси неотъемлемо связана с природой, в ней можно услышать шелест листьев, вой ветра, бег оленя и многое другое. Поэтому главная идея изучения инструментальной музыки народов ханты и манси в том, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности. Научить любить природу, слышать её звуки и передавать их с помощью музыкального инструмента.
С середины XX века поэтическое песенное, танцевальное, духовное богатство, а также инструментальное искусство ханты и манси стало исчезать. В годы Советской власти постепенно шёл процесс угасания традиционной культуры обских угров и исчезновения интереса к этнической музыке и творчеству.
Отсутствие среди ханты и манси профессиональных музыкантов привело к тому, что они не имели возможности профессионально изучать музыкальное наследие своего народа. Лишь к середине 80-х годов официальное отношение к национальной культуре изменилось. Характерным явлением стало обращение к истокам культуры своего народа, что способствовало новому витку в истории хантыйской и мансийской музыки.
В наши дни музыкальное наследие ханты и манси частично сохранилось в сочинительской и исполнительской деятельности нескольких народных музыкантов. Наиболее известные музыканты народов ханты и манси: Г.Н. Сайнахов, К.П. Лончаков, А.А. Ангашупов, А.В. Бахтияров, П.И. Юхлымов, В.И. Юдин, А.Г. Гришкин. У каждого из исполнителей существуют свои отличительные черты интонирования на народных инструментах «санквылтап», «нарсъюх», «панән-юх», «тарыг сыплув йив», «нэрнэ йив». Каждый из музыкантов представляет свой региональный стиль: Г.Н. Сайнахов – сосьвинских (северных) манси, В.И. Юдин – шеркальских (среднеобских) хантов, А.Г. Гришкин – берёзовских (северо-западных) хантов.
Обучение в объединении мастерская обско-угорских народов «Торые» проходит через дифференцированный подход при обучении на традиционных музыкальных инструментах народов ханты и манси «санквылтапе» (манс.), «нарсъюхе» (хант.), «тарыг сыплув йив» (манс.).
На сегодняшний день происходит внедрение современных технологий в образовательный процесс, используя интерактивное и музыкальное оборудование, компьютер, готовятся электронные программы для проведения занятий по музыкальной грамоте, о музыкантах Югры, о музыкальной и материально-духовной культуре народов Севера.
Ведущим направлением в педагогической деятельности является сохранение и развитие музыкальной культуры малочисленных народов Севера ханты и манси, приобщение детей к духовным культурным ценностям.
Цель программы – привлечение воспитанников к игре на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов через дифференцированный подход в обучении.
В связи с этим предполагается решение следующих задач:
познакомить с историей музыкального искусства обско-угорских народов;
научить узнавать музыкальные произведения народов ханты и манси на занятиях по музыкальному искусству и на DVD носителях;
научить различать музыкальные инструменты;
прививать интерес к традиционному музыкальному искусству через игру на музыкальных инструментах обско-угорских народов;
изучать основные понятия и термины музыкальной грамоты;
осваивать особенности приемов игры на хантыйских и мансийских инструментах;
уметь исполнять произведения с учетом особенностей исполнительского стиля музыкантов Югры;
приобщать обучающихся к достояниям традиционной музыкальной культуры народов Севера через фольклорные праздники, игры, фестивали и воспитывать уважение к хранителям музыкальной, духовной культуры к их традициям и обычаям;
развивать творческие способности воспитанников, в том числе способность к импровизации;
привлекать воспитанников к углублённому изучению традиционной музыкальной культуры обских угров и участию в фольклорных мероприятиях;
воспитывать гражданское отношение к культурным традициям народов Севера и осознание ценности музыкального наследия обских угров.
В основе обучения в классе традиционных инструментов народов Севера
лежит комплекс предметов:
индивидуальное обучение: специальность (обучение на санквылтапе, нарсъюхе, тарыг сыплув йив);
групповое обучение (музыкальная грамота, сольфеджио, в том числе этносольфеджио, ансамбль).
Особенности образовательной программы:
Срок обучения в объединении мастерская обско-угорских наигрышей «Торые» 4 года. Обучающимся, освоивших программу предоставляется возможность совершенствовать приобретённые навыки за счёт увеличения сроков обучения до 6 лет в классах профессиональной ориентации.
Возраст воспитанников обучающихся игре на музыкальных инструментах от 7 до 18 лет.
Количественный состав воспитанников по групповым предметам - от 2 и более человек.
Помимо занятий в ансамбле, в соответствии с учебным планом, 1 раз в неделю могут проводиться сводные репетиции 1 и 2 смены в объёме 2 часов.
При наличии условий Детского этнокультурно-образовательного центра «Лылынг союм» предусматриваются репетиционные часы для подготовки концертов, направленных на совершенствование образовательного процесса.
Начальный этап обучения имеет два направления: общеобразовательное и любительское. Задача этого этапа – выявить и развить индивидуальные творческие возможности и склонности ребенка, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские умения и навыки.
На следующем этапе обучения также используются два направления: общеэстетическое и профессиональное. Задача этого этапа – привить интерес воспитанников к музыкальному искусству обско-угорских народов, развить творческие способности ребёнка, а так же выработать профессионально-исполнительские навыки игре на музыкальных инструментах.
В каждом направлении используются различные формы и методы работы и контроля за учебным процессом. Так, в классах профессиональной ориентации приобретаются навыки виртуозной игры, большое внимание уделяется интерпретациям сочинений традиционной музыки, участию и проведению семинаров по обучению на музыкальных инструментах, конкурсах и фестивалях различных уровней.
Важным фактором является целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара. Весь репертуар построен так, чтобы воспитаннику было проще и легче обучаться на музыкальных инструментах.
По мере повышения исполнительского мастерства происходит естественная корректировка в обучении, где могут использоваться самые разнообразные формы: беседы, лекции, просмотр видеозаписей, прослушивание музыки, встречи с творческими исполнителями и коллективами, концертная деятельность и др.
Особенностью в обучении на музыкальных инструментах является связь с литературой, фольклором (пением, танцами, изучением обрядов, ритуалов, фольклорных праздников), знакомство с техникой приемов игры хантыйских и мансийских музыкантов.
К данной программе мною было разработано методическое пособие «Методика игры на музыкальных инструментах ханты и манси» и нотный сборник «Наигрыши обско-угорских народов».
В процессе реализации присутствуют и определённые трудности, обусловленные:
отсутствием целостной рациональной образовательной программы обучения на музыкальных инструментах обско-угорских народов;
недостаточным обеспечением учебно-методической литературы по традиционной музыке, нотно-музыкальным материалом;
спецификой конструктивных особенностей традиционных музыкальных инструментов, которая не позволяет адаптировать их к возможностям классических инструментов, тем самым использовать традиции академической исполнительской школы.
Решение указанных проблем планируется осуществлять через:
тесные творческие встречи с ведущими исполнителями и педагогами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Д.Г. Агеевым, В.Ю. Шесталовым, М.С. Меровой, З.Н. Лозямовой, Е.А. Нёмысовой, Е.И. Ромбандеевой, Т.А. Молдановым, Т.А. Молдановой, В.С. Меровым);
участие в мастер-классах, творческих мероприятиях, фестивалях, конференциях по темам традиционной культуры народов Севера, в том числе и исполнительского искусства;
приобретение необходимой учебно-методической и нотной литературы на правах постоянного партнёрства и сотрудничества с учреждениями: библиотека «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», Музей под открытым небом «Торум Маа» методического кабинета Департамента культуры и искусства республики Карелии, сетевых партнёров окружного уровня и т. д.;
совершенствование исполнительского мастерства педагога.
Формы, структура занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы в объединении «Торые» является занятия продолжительностью 40 минут, которые проводятся в индивидуальной форме: педагог-воспитанник и групповые занятия: педагог-воспитанники (ансамбль).
Структура занятия, проводимого в Детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» состоит из следующих частей:
объяснение новой темы;
определение основных положений и правил для усвоения навыков и умений;
повторение и закрепление практических навыков и умений;
демонстрация преподавателем одного или нескольких способов работы над заданиями;
устное обобщение итогов работы над изучаемым материалом;
определение домашнего задания, цель которого – закрепление соответствующих знаний или навыков.
Содержание образовательной программы
В основе программы заложен фундамент комплексного обучения игры на музыкальных инструментах, включающий в себя три взаимовлияющих и дополняющих пути обучения:
1. Репродуктивный – предполагает постоянное и систематическое исполнение музыкального материала на основе имеющегося музыкального опыта воспитанника.
2. Творческий – включает собственное творчество воспитанника.
3. Творческо-поисковый – предполагает формирование умений и навыков музыкального исполнительства с импровизацией выученных мелодий и сочинения собственных наигрышей.
Исполнительская программа
Для освоения первоначальных умений игры на музыкальных инструментах важно освоить конкретные музыкально-двигательные умения:
движение правой руки при игре на музыкальных инструментах;
своевременная перестановка пальцев в левой руке согласно позиций постановки пальцев;
корпус при игре на инструментах должен быть свободным, т.е. не зажатым.
Знакомство с инструментом:
Рассказ об инструменте, технология изготовления, истоки, развитие исполнительства, показ основных приемов игры на инструменте, слушание и просмотр записей звучания инструмента.
Развитие слуха:
интонирование попевок, мелодий;
определение жанра, характера, содержание пьес;
знакомство со звучанием, строем инструментов;
транспонирование;
подбор по слуху.
Организация двигательного аппарата:
подготовительные двигательные навыки, упражнения;
развитие координации рук;
постановка рук и освоение штрихов.
Развитие чувства ритма:
ритмические обработки пьес с различным техническим воплощением.
Воспитание исполнительских умений и навыков:
знакомство с терминологией и использование её при исполнении произведений;
динамические оттенки в различных приёмах игры на инструменте.
Исполнительское искусство требует систематической работы над овладением необходимыми техническими умениями и навыками. Для успешного технического мастерства воспитанника важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Эту работу следует сделать, как можно более привлекательной для ребёнка. Важно, чтобы воспитанник ощутил в упражнении определённый музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определённости ритма.
При усвоении упражнений важно добиться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и единственной смены моментов напряжения и освобождения мышц.
При работе над упражнениями необходимо добиться увеличения темпа и всё большей четкости движений пальцев. Для развития независимости пальцев исключительно полезны упражнения в виде различных мелизмов, двойных нот.
Работа над музыкальным произведением является основой процесса обучения игре на инструментах обско-угорских народов.
При изучении различных произведений воспитанники уже на первом году обучения знакомятся с музыкальной речью, ее выразительным значением, строением, приобретают первые исполнительские умения, развивают музыкальную память, исполнительское внимание, чувство музыкальной формы.
По мере общего музыкального развития на материале музыкальных произведений воспитанник постоянно должен овладевать исполнительской техникой, развивать внутренний слух, творческое воображение, учиться вникать в сущность музыкальных образов, всё более ярко воплощая их в своей игре, научиться самостоятельно трактовать произведение, учитывая его жанровые и стилевые особенности.
С самого начала работы над произведением педагогу важно уметь увлечь ею обучающегося. Уже с первых лет обучения приучить его осмысленно исполнять музыку.
На втором году обучения воспитанник должен уметь охарактеризовать произведение за счёт определения его формы и жанровых особенностей, выразительных средств, темпа и его развития, определить кульминацию, пояснить встречающиеся ремарки и термины.
Произведения, изучаемые эскизно, наизусть не выучиваются. При исполнении обязательно выявление основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту.
Исполнение воспитанником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает, чему он научился за данный период времени в объединении. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения, становится ясно, на какие разделы работы педагогу необходимо обратить внимание.
С целью накопления репертуарного багажа следует обращаться к практике, возвращаться к отдельным произведениям выученным ранее. Такими пьесами могут быть особенно любимые воспитанниками, успешно исполненные публично.
Данный комплекс реализуется через:
индивидуальный подход к воспитаннику;
гибкую репертуарную политику;
тщательную проработку текста;
умелое владение педагогом всеми разделами данного комплекса;
повышение своей музыкально-педагогической квалификации.
Программа творческого развития
Выполнение творческих заданий – самая активная и динамическая работа. Её реализация осуществляется через:
закрепление элементов музыкальной грамотности;
интерпретацию произведений.
Учебно-тематический план 1-й год обучения
№ |
Название темы, раздела |
Дидакти-ческая модель обучения |
Педаго-гические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения |
Информа- ционно- методи- ческое обеспе- чение |
Часы |
||
Компетенции |
|||||||||
Учебно-познавательная |
Информа-ционно-коммуника-тивная |
||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
||||||||
1 |
Мансийский музыкальный инструмент «санквылтап». Упражнения для развития музыкального ритма и слуха. Цель: Познакомить с традиционным музыкальным инструментом «санквылтап». |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа о мансийском инструменте. |
Групповая. |
Знать название и устройство музыкального инструмента «санквылтап». Уметь рассказать о музыкальном инструменте «санквылтап».
|
Знать название музыкального инструмента, его отличительные особенности, а так же его историю происхождения, технологию изготовления, настройку. Уметь отличать музыкальные инструменты друг от друга. |
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументированно доказывать свою позицию.
|
Наглядные пособия. ТСО. Санквылтап. |
Всего 4
Теория 4 |
2 |
Биография Эмиля Ивановича Косполова. Наигрыш-песня «Кук кук нелме» муз. Э.И. Косполова. Цель: Познакомить с музыкальным творчеством Э.И. Косполова и научить первоначальным навыкам игры на музыкальном инструменте санквылтап и выучить наигрыш-песню «Кук кук нелме». |
Объяснительно-иллюстративная. |
Рассказ, беседа. |
Индиви-дуальная, групповая.
|
Знать биографию мансийского музыканта Э.И. Косполова. Уметь рассказывать биографию о музыканте. |
Знать жизнь и творчество музыканта. Уметь рассказывать о мансийском музыканте Э.И. Косполове. |
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументи-рованно доказывать свою позицию.
|
Аудио и видеозапись пьесы автора. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 18
Теория 2
Практика 16 |
3 |
Биография мансийского музыканта Григория Николаевича Сайнахова. Наигрыш «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова. Цель: Познакомить с музыкальным творчеством Г.Н. Сайнахова, показать приёмы игры на санквылтапе и разучить мансийский наигрыш «Совыр Союм». |
Объяснительно-иллюстративная. |
Рассказ, беседа, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. |
Индивиду-альная, групповая.
|
Знать как усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок. Уметь следить за мелодической линией.
|
Знать историю происхождения этой пьесы. Уметь импровизировать при игре на инструменте.
|
Умение участвовать в диалоге с учителем. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 18 Теория 2 Практика 16 |
4 |
Хантыйский музыкальный инструмент «Нарсъюх». Упражнения для развития музыкального ритма и слуха. Цель: Познакомить с музыкальным инструментом «нарсъюх» и научить игре на данном инструменте. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа о хантыйском инструменте. |
Индивиду-альная, групповая. |
Знать название и устройство музыкального инструмента «Нарсъюх». Уметь рассказать о музыкальном инструменте «Нарсъюх». |
Знать названия основных музыкальных инструментов обско-угорских народов их отличительные особенности, а так же их историю происхождения, технологию изготовления, настройку. Уметь отличать музыкальные инструменты друг от друга. |
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументирванно доказывать свою позицию.
|
Наглядные пособия. ТСО. Нарсъюх.
|
Всего 2 Теория 2 |
5 |
Биография хантыйского музыканта Владимира Ивановича Юдина. Наигрыш-танец «Куренька» муз. В.И. Юдина. Цель: Познакомить с творчеством В.И. Юдина и с приёмами игры хантыйских музыкантов. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация. |
Прослушивание аудио записи исполнителей и беседа о приёмах игры, беседа о творчестве авторов.
|
Индивидуальная, групповая. |
Следить за ритмическим рисунком. Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам. |
Знать творческий путь автора. Уметь правильно исполнить данный наигрыш. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 18 Теория 2 Практика 16 |
6 |
Биография Андрея Александровича Ангашупова. Наигрыш-танец «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова. Цель: Познакомить с творчеством А.А. Ангашупова и с приёмами игры хантыйских музыкантов. |
Индивидуальная, групповая. |
Следить за ритмическим рисунком и динамическими оттенками. |
Знать биографию об авторе, его стиль игры. Уметь импровизировать во время игры. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 18 Теория 2 Практика 16 |
||
7 |
Соединение трёх наигрышей «Куренька» муз. В.И. Юдина, «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова, «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова. Цель: Соединить три наигрыша в единое целое произведение. |
|
Индивидуальная, групповая. |
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией. |
Знать о средствах выразительности пьес. Уметь сочинять вариации к пьесе. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 18 Практика 18 |
|
8 |
Контрольный урок. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за I полугодие (декабрь). |
|
|
Групповая. |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за пройденный период. Уметь анализировать самого себя, и высказывать своё мнение. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 2 |
9 |
Зачёт. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за II полугодие (май).
|
|
|
Групповая |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за весь учебный год. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 2 |
10 |
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках в течении года. Цель: Повышение профессионального мастерства по инструментальной музыке. |
|
|
Индивидуальная, групповая. |
Создать концертный номер и исполнить его на высоком уровне. |
Уметь исполнять музыкальные наигрыши с импровизированной вариацией. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
Всего 8 |
Учебно-тематический план 2-й год обучения
№ |
Название темы, раздела |
Дидакти-ческая модель обучения |
Педаго-гические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения |
Информа- ционно- методи- ческое обеспе- чение |
Часы |
||
Компетенции |
|||||||||
Учебно-познавательная |
Информа-ционно-коммуника-тивная |
||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
||||||||
1 |
Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей о музыканте Григории Николаевиче Сайнахове. Наигрыш «Пайпынг Ойка» – «Мужичок с берестяным кузовочком» муз. Г.Н. Сайнахова. Цель: Познакомить и разучить приёмы игры, а также мелодии Г.Н. Сайнахова. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа о духах-покровителях, об авторе, о пьесе. |
Индивидуальный Обучение в сотрудничестве. |
Уметь привить интерес детей к музыке обско-угорских народов. Уметь рассказать о музыкальных инструментах. Знать основные позиции левой руки. |
Знать традиции, обычаи, обряды народов ханты и манси. Уметь импровизировать при игре на инструменте. |
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.
|
Аудио и видеозапись пьесы автора. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
18 |
2 |
Биография мансийского музыканта Лончакова Калистрата Петровича. Наигрыш-танец «Сот турхул тэм экв» (Женщина съевшая семь карасей) муз. К.П. Лончакова. Цель: Познакомить с приёмами игры на санквылтапе К.П. Лончакова. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Рассказ о музыканте и об истории создания данной пьесы, упражнения, наглядность, демонстрация, игра. |
Индивидуальный, дифференцированный. |
Следить за мелодической линией. Усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок. |
Уметь импровизировать при игре на инструменте. Знать историю происхождения этой пьесы. |
Умение участвовать в диалоге с учителем. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
18 |
3 |
Закрепление. 1. «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова, 2. «Куренька» муз. В.И.Юдина, 3. «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова. Цель: Добиться чёткого звучания всей пьесы в быстром темпе. |
Объяснительно-иллюстративная. |
Беседа о музыкальных средствах выразительности. |
Индивидуальная.
|
Следить за мелодической линией в пьесах. Контролировать темп, ритм, динамику. |
Уметь играть разными приемами. Знать характерные особенности. |
Умение участвовать в диалоге с учителем, аргументировано доказывать свою позицию.
|
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
14 |
4 |
Биография хантыйского музыканта Артёма Григорьевича Гришкина. Наигрыш «Голос весеннего лебедя» муз. А.Г. Гришкина. Цель: Познакомить с творчеством автора и с его пьесой. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация. |
Прослушивание и просмотр видеозаписи исполнителя и беседа о приёмах игры, беседа о творчестве автора. Анализ двух наигрышей.
|
Индивидуальная. |
Следить за ритмическим рисунком. Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам. |
Знать творческий путь автора. Уметь правильно исполнять данный наигрыш. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
16 |
5 |
Настройка музыкального инструмента. Понятия «Строй инструмента» (Мажорный) и (Минорный» лад). Наигрыш «Ай пеши» (Оленёнок) муз. А.Г. Гришкина. Цель: Разучить музыкальные произведения А.Г. Гришкина. |
Индивидуальная. |
Следить за ритмическим, художественным рисунком и динамическими оттенками. |
Знать биографию об авторе, его стиль игры. Уметь импровизировать во время игры. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
16 |
||
6 |
Разучивание двух наигрышей-танцев: «Вән як» (Большая пляска), муз. В.И. Юдина «Хул велты хə як» (Танец рыбаков) муз. А.А. Ангашупова. Цель: Разучить и соединить в единую композицию два наигрыша. |
Беседа о музыкальных средствах выразительности. Анализ двух наигрышей. |
Индивидуальная. |
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией. |
Знать о средствах выразительности пьес. Уметь сочинять вариации к пьесам. |
Умение участвовать в диалоге друг с другом. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
14 |
|
7 |
Контрольный урок. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за I полугодие (декабрь). |
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов. |
Групповая. |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за пройденный период. Уметь анализировать самого себя, и высказывать своё мнение. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
2 |
8 |
Зачёт. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за II полугодие (май).
|
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов. |
Групповая. |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за весь учебный год. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
2 |
9 |
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках. Цель: Повысить уровень профессионального мастерства по инструментальной музыке. |
|
Анализ выступлений. |
Индивидуальная, групповая |
Создать концертный номер и исполнить его на высоком уровне. |
Уметь исполнять с импровизированной вариацией. |
Умение психологически настраиваться на выступление |
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
8 |
Учебно-тематический план 3-й год обучения
№ |
Название темы, раздела |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения |
Информа- ционно- методи- ческое обеспе- чение |
Часы |
||
Компетенции |
|||||||||
Учебно-познавательная |
Информа-ционно-коммуника-тивная |
||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
||||||||
1 |
Биография мансийского музыканта Пеликова Николая Тимофеевича. Наигрыш-танец «Лозьвинский женский танец» муз. Н.Т. Пеликова. Цель: Познакомить с приёмами игры на инструменте сосьвинских манси. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация. |
Беседа об авторе, о пьесе. |
Индивидуальная.
|
Знать музыкантов обско-угорских народов. Знать портреты музыкантов. Уметь исполнять новые стили игры музыкантов. Уметь рассказывать о музыкальных инструментах. |
Знать устройство музыкальных инструментов. Уметь сыграть пьесу с мелизмами. |
Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.
|
Аудио и видеозапись пьесы автора. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
2 |
Наигрыш-танец «Танец Веры» муз. К.П. Лончакова. Цель: Разучить приёмы игры боем по одной струне и по всем струнам. |
Показ нескольких вариаций для пьесы. Беседа о стиле игры. |
Индивидуальная.
|
Следить за мелодической линией. Усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок. |
Уметь импровизировать при игре мелодии, наигрыша. Знать историю происхождения этой пьесы. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
||
3 |
Наигрыш-танец «Куренька» муз. К.П. Лончакова. Цель: Познакомить с приёмами игры рубящим боем по струнам. |
Показ нескольких вариантов «Куреньки» и знакомство с автором программной пьесы. |
Индивидуальная.
|
Следить за мелодической линией в пьесах. Контролировать темп, ритм, динамику. |
Уметь играть разными приёмами. Знать несколько вариантов этого наигрыша. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
||
4 |
Наигрыш-танец «Пупи як» (Медвежья пляска) муз. А.Г. Гришкина. Цель: Познакомить с приёмами игры хантыйского музыканта А.Г. Гришкина. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация. |
Просмотр видеозаписи с исполнителем, беседа о приёме игры и о творчестве автора. |
Индивидуальная. |
Следить за ритмическим рисунком. Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам. |
Знать на каком инструменте и где исполняется этот наигрыш. Уметь правильно исполнить данный наигрыш. |
Уметь находить нужную информацию по теме и использовать её на занятиях по инструментальной музыке. |
Наглядные пособия, портреты авторов, ТСО Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
5 |
Наигрыш «Уйкем» (Зверёк) муз. В.И. Юдина, А.А. Ангашупова. Цель: Научить исполнять наигрыши в соединении двух стилей игры на нарсъюхе. |
Беседа об авторах данной пьесы и о создании этого наигрыша. |
Индивидуальная. |
Следить за ритмическим рисунком и динамическими оттенками. |
Знать биографию об авторах, их стили игры. Уметь импровизировать во время игры. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
||
6 |
Наигрыш-танец «Танец оленеводов» муз. А.Г. Гришкина. Цель: Познакомить с приёмом игры А.Г. Гришкина. |
Беседа о празднике оленеводов, о наигрыше. |
Индивидуальная |
Следить за динамикой, ритмом, темпом и мелодической линией |
Знать особенности стиля автора. Уметь сочинять вариации к пьесе. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
10 |
||
7 |
Контрольный урок. Цель: Отработать уровень игры музыкальной выпускной программы (пройденного материала). |
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов |
Групповая |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за пройденный период |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
2 |
8 |
Зачёт. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за II полугодие (май).
|
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов |
Групповая |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за весь учебный год. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
2 |
9 |
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках. Цель: Повысить профессиональное мастерство по инструментальной музыке. |
|
Анализ выступлений. |
Индивидуальная, групповая |
Создать концертный номер и исполнить его на высоком уровне. |
Уметь исполнять наигрыши с импровизированной вариацией. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
8 |
Учебно-тематический план 4-й год обучения
№ |
Название темы, раздела |
Дидактическая модель обучения |
Педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения |
Информа- ционно- методи- ческое обеспе- чение |
Часы |
||
Компетенции |
|||||||||
Учебно-познавательная |
Информационно-коммуникативная |
||||||||
Базовый уровень |
Продвинутый уровень |
||||||||
1 |
Историческая справка об истории создания наигрыша-танца «Старинный женский танец» муз. Г.Н. Сайнахова. Цель: Разучить наигрыш-танец и научиться различать музыкальный размер. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация.
|
Беседа об авторе, о пьесе. |
Индивидуальная, групповая.
|
Привить интерес детей к музыке обско-угорских народов. Изучить новые стили игры музыкантов. Рассказ о музыкальных инструментах. |
Знать устройство музыкальных инструментов. Уметь сыграть пьесу с музыкальными украшениями. |
Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.
|
Аудио и видеозапись пьесы автора. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
7 |
2 |
Наигрыш-танец «Вораян йикв» (Мужской танец охотников) муз. К.П. Лончакова. Цель: Разучить наигрыш и научиться аккомпанировать. |
Беседа об авторе, о пьесе. |
Индивидуальная, групповая.
|
Знать пьесу. Уметь исполнять профессионально. |
Знать название произведения. Знать биографию автора. Уметь сыграть данное произведение с вариациями. |
Аудио и видеозапись пьесы автора. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
7 |
||
2 |
Биография автора, творческий путь Александра Петровича Тургачёва. Наигрыш «Легенда» муз. А.П. Тургачёва. Цель: Познакомить с биографией автора и разучить произведение. |
Показ нескольких вариаций для пьесы. Беседа о стиле игры. |
Индивидуальная, групповая.
|
Следить за мелодической линией. Усложнять по ходу пьесы ритмический рисунок. |
Знать историю происхождения этой пьесы. Уметь импровизировать при игре наигрыша. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
7 |
||
3 |
Лозьвинские наигрыши в жизни Николая Тимофеевича Пеликова. Наигрыш-танец «Лозьвинский мужской танец» муз. Н.Т. Пеликова. Цель: Познакомить с биографией автора и разучить наигрыш.
|
Показ нескольких вариаций пьесы и беседа об авторе программ- ной пьесы. |
Индивидуальная, групповая. |
Следить за мелодической линией в пьесах. Контролировать темп, ритм, динамику. |
Знать несколько вариантов этого наигрыша. Уметь играть разными приёмами, импровизировать во время исполнения данного наигрыша. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
8 |
||
4 |
Биография мансийского музыканта Алексея Васильевича Бахтиярова. Сравнение стилей игры Н.Т. Пеликова и А.В. Бахтиярова. Наигрыш-танец «Женский танец» муз. А.В. Бахтиярова. Цель: Познакомить с биографией автора и научить различать стили разных авторов, а также научить исполнять наигрыш. |
Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация. |
Просмотр видеозаписи с исполнителем, беседа о приёме игры и о творчестве автора. Сравнительный анализ стилей игры. |
Индивидуальная, групповая. |
Следить за ритмическим рисунком. Добиваться правильного прикосновения (удара) по струнам. |
Знать на каком инструменте и где исполняется этот наигрыш. Уметь правильно исполнить данный наигрыш. |
Уметь находить нужную информацию по теме и использовать её на занятиях по инструментальной музыке. |
Наглядные пособия, портреты авторов. ТСО. Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
8 |
|
Наигрыш «Казарки летят» муз. А.Г. Гришкина. Цель: Разучить пьесу и научить играть разными приёмами игры. |
|
|
|
Знать название произведения. Уметь виртуозно исполнять пьесу. |
Знать биографию автора. Знать весь репертуар А.Г. Гришкина. Уметь правильно исполнять репертуар автора. Уметь импровизировать. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
|
7 |
Контрольный урок. Прослушивание программы. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала (декабрь). |
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов. |
Групповая. |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за пройденный период. Уметь исполнить репертуар выпускного экзамена. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
1 |
8 |
Выпускной экзамен. Цель: Выявить уровень знаний и умений пройденного материала за четыре года обучения. |
|
Анализ пройденного материала, подведение итогов |
Групповая. |
Сыграть весь пройденный материал без ошибок со всеми ритмическими, динамическими и мелодическими особенностями. |
Знать теоретический материал за весь учебный год. Уметь исполнить программу выпускного экзамена. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
1 |
9 |
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках. |
|
Анализ выступлений. |
Индивидуальная, групповая. |
Создать концертный номер и исполнить его на высоком уровне. |
Уметь исполнять наигрыши с импровизированной вариацией. |
|
Санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив. |
4 |
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1.
Теоретический раздел.
Историческая справка о мансийском музыкальном инструменте «санквылтап», технология изготовления инструмента, устройство музыкального инструмента, настройка.
Практический раздел.
Упражнения для развития музыкального ритма и слуха.
Тема № 2.
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Эмиля Ивановича Косполова родившегося в посёлке Кондинское Кондинского района. Музыкальный инструмент «санквылтап», наигрыш-песня «Кук кук нелмэ» (Песня Кукушки).
Практический раздел.
Мансийский наигрыш-песня «Кук кук нелмэ» (Песня Кукушки), музыка народная. Обучение мансийским приёмам игры, щипки обеими руками. Пропевание мелодии одновременно с исполнением мелодии на санквылтапе.
Тема № 3.
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Григория Николаевича Сайнахова родившегося в деревне Щекурья Берёзовского района. Музыкальные инструменты «санквылтап», «нэрнэ йив» (скрипка). Мансийские наигрыши: «Совыр союм», «Пайпынг ойка», «Старинный женский танец», «Мелодия звериного танца», «Мансийский медленный танец», «Мелодия танца девушек из Ялпуса».
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша «Совыр Союм» автор мелодии Г.Н. Сайнахов. Освоение игры боем по одной струне. Обозначение мелодической линии и динамических оттенков.
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
История происхождения хантыйского музыкального инструмента «нарсъюх». Устройство музыкального инструмента, технология изготовления и настройка. Сравнение с мансийским инструментом «санквылтап», их отличия.
Практический раздел.
Упражнения для развития музыкального ритма и слуха.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Биография хантыйского музыканта Владимира Ивановича Юдина родившегося в посёлке Шеркалы Октябрьского района. Хантыйский музыкальный инструмент «нарсъюх», хантыйские наигрыши: «Куренька», «Лулла» (Гагара), «Вон як» (Большая пляска), «Уйкем» (Зверёк).
Практический раздел.
Первоначальное обучение приёмам игры щипками одновременно с боем по всем струнам, а также пропевание основной мелодии. Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Куренька» хантыйская мелодия обских ханты.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Биография хантыйского музыканта Андрея Александровича Ангашупова родившегося в деревне Лохтоткурт Октябрьского района. Музыкальные инструменты: «нарсъюх», «тор сапль юх», хантыйские наигрыши: «Шовыр союм» (Заячий ручей), «Хул велты хə як» (Танец рыбаков), «Уйкем» (Зверёк), Музыкальная постановка ритуального обряда хантыйской свадьбы «Поры».
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Шовыр союм» (Заячий ручей) хантыйская мелодия обских ханты. Освоение стиля игры хантыйских музыкантов В.И. Юдина и А.А. Ангашупова на нарсъюхе. Соединение двух наигрышей в единую композицию. Работа над динамическими, ритмическими оттенками.
Раздел 3
Тема № 1
Теоретический раздел.
Соединение трёх наигрышей в одну композицию: Наигрыш «Совыр союм» муз. Г.Н. Сайнахова, наигрыш-танец «Куренька» муз. В.И. Юдина, наигрыш-танец «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова.
Практический раздел.
Отрабатывание лёгкости игры на инструменте. Работа над динамическими, ритмическими оттенками.
Раздел 4
Контрольный урок
Контрольный урок по пройденному материалу (декабрь).
Раздел 5
Зачёт
Годовой академический концерт по пройденному материалу (май).
Раздел 6
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках в течении года.
По окончании первого года обучения в объединении воспитанники должны знать:
названия основных музыкальных инструментов обско-угорских народов их отличительные особенности, а так же их историю происхождения, технологию изготовления;
биографию и музыкальное творчество музыкантов обско-угорских народов: Э.И. Косполова, В.И. Юдина, А.А. Ангашупова, Г.Н. Сайнахова;
упражнения для развития музыкального ритма и слуха;
названия традиционных мелодий;
музыкальные термины.
должны уметь:
рассказать о музыкальных инструментах народов ханты и манси;
рассказать о музыкантах Югры;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
объяснить значение терминов;
исполнить традиционные наигрыши, выученные за год.
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей о музыканте Г.Н. Сайнахове. Знакомство с динамическими и ритмическими оттенками.
Практический раздел.
Мансийский наигрыш Г.Н. Сайнахова «Пайпынг Ойка» (Мужичок с берестяным кузовочком – Дух-покровитель деревни Хошлог). Приём игры (бой по одной струне).
Тема № 2
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Лончакова Калистрата Петровича, деревня Мункес Берёзовский район, музыкальный инструмент «санквылтап», репертуар: «Танец Веры», «Сот турхул тэм экв», «Куренька», «Вораян йикв».
Просмотр видеозаписи с его наигрышами сочиненными в середине ХХ века.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца К.П. Лончакова «Сат турхул тэм экв» (Медленно танцующая женщина, съевшая семь карасей).
Раздел 2
Тема № 1
Практический раздел.
Закрепление и соединение мансийской мелодии «Совыр Союм» - (Заячий ручей), наигрыш-танец «Куренька» муз. В.И. Юдина, наигрыш-танец «Шовыр союм» муз. А.А. Ангашупова в единое целое произведение.
Раздел 3
Тема № 1
Теоретический раздел.
Биография хантыйского музыканта Артёма Григорьевича Гришкина, деревня Ванзеват. Музыкальный инструмент «нарсъюх», репертуар: «Ай дарьюшка, бабушка», «Голос весеннего лебедя», «Казарки летят», «Ай пеши», «Сорни най», «Пупи як», «Тугиянская Куренька».
История создания произведений.
Практический раздел.
Хантыйский наигрыш А.Г. Гришкина – «Голос весеннего лебедя». Инструмент настроен в мажорном ладу в пределах второй октавы. Работа над динамическими оттенками.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Настройка музыкального инструмента. Понятия «Строй инструмента», «Мажорный» и «Минорный» лад.
Практический раздел.
Разучивание хантыйский наигрыша «Ай пеши» (Оленёнок) муз. А.Г. Гришкина. Работа над ритмическими и динамическими оттенками, а также над темпом.
Раздел 4
Тема № 1
Практический раздел.
Разучивание двух наигрышей-танцев «Хул велты хə як» (Танец рыбаков) муз. А.А. Ангашупова и «Вән як» (Большая пляска) муз. В.И. Юдина. Соединение. Работа над динамикой, ритмом и темпом.
Раздел 5
Тема № 1
Практический раздел.
Контрольный урок.
Раздел 6
Тема № 1
Практический раздел.
Годовой академический концерт на оценку.
Раздел 7
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках.
По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:
биографию и музыкальное творчество музыкантов Югры: К.П. Лончакова, А.Г. Гришкина, их стиль игры;
упражнения – удары по одной струне сверху вниз и снизу вверх;
названия традиционных мелодий;
репертуар, пройденный за год;
музыкальные термины.
должны уметь:
рассказать о музыкантах Югры, объяснить стили музыкантов;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
дать полное название репертуара пройденного за год;
исполнить традиционные наигрыши, выученные за первый и второй год обучения.
Содержание программы 3-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Пеликова Николая Тимофеевича. По языку и культуре он относится к восточным (пелымским) манси.
Николай Тимофеевич – хранитель традиционной древней мансийской инструментальной музыки, приобрётший умение музицировать на санквылтапе от своих предков. В репертуаре Н.Т. Пеликова в основном наигрыши «Вор махум» (Лесных людей). Некоторые хранители традиционной культуры переводят это понятие как Лесные духи, другие, в частности К.П. Лончаков, - боги. Н.Т. Пеликов называет их Лесные люди. В зависимости от местности (названия рек, гор, населённых пунктов), по покровителям этих географических территорий называются и наигрыши.
Н.Т. Пеликов также исполняет традиционные песни, в которых передаются сюжеты мифов.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Лозьвинский женский танец» муз. Н.Т. Пеликова. Отработка игры рукой ударом вверх и вниз по одной струне.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Мансийский наигрыш-танец «Танец Веры» муз. К.П. Лончакова. Именной танец, движения танца сочинила одна из носительниц традиционной культуры.
Практический раздел.
Работа над динамическими оттенками и над штрихом. Изменение мелодии с добавлением разного ритмического рисунка и применение игры щипками.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Мансийский наигрыш-танец «Куренька» муз. К.П. Лончакова. Куренька – это имя девушки. Танцуя этот танец, каждая исполнительница восхваляла себя в танце, а так же придумывали свой элемент движений.
Практический раздел.
Работа над чувством ритма и слежение за мелодической линией при игре по всем струнам (аккордами).
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
Просмотр видеозаписи «Фрагмент из Медвежьего праздника». Наигрыш-танец «Пупи як» (Медвежья пляска), играли и исполняли танец на медвежьих игрищах в один из обрядовых дней.
Практический раздел.
Повторение и закрепление пройденного материала.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Пупи як» (Медвежья пляска) муз. А.Г. Гришкина.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Хантыйский наигрыш-танец «Танец оленеводов» муз. А.Г. Гришкина. На празднике оленеводов мужчины исполняли этот танец, восхваляя своих оленей, изображая езду на оленях, прыжки через нарты, метание тынзяна.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Танец оленеводов» муз. А.Г. Гришкина. Работа над ритмическим рисунком, выделение сильных долей.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Просмотр видеозаписей, слушание аудиозаписи хантыйского наигрыша «Уйкем» (Зверёк). Этот наигрыш состоит из двух наигрышей изображающих зверей и человека.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша В.И. Юдина и А.А. Ангашупова – «Уйкем» (Зверёк)
Раздел 3
Тема № 1
Практический раздел.
Контрольный урок по пройденному материалу.
Раздел 4
Тема № 1
Практический раздел.
Годовой академический концерт на оценку.
Раздел 5
Выступление на фестивалях, выставках, концертах, праздниках
По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать:
биографию и музыкальное творчество обско-угорских музыкантов: Н. Пеликова и остальных музыкантов пройденных ранее;
упражнения – удары по одной струне сверху вниз и снизу вверх;
названия традиционных мелодий;
репертуар, пройденный за третий год;
музыкальные термины.
должны уметь:
рассказать о музыкантах Югры, объяснить стили музыкантов;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
дать полное название репертуара пройденного за год;
исполнить традиционные наигрыши, выученные за три года обучения;
объяснить музыкальные термины.
Содержание программы 4-го года обучения
Раздел 1
Тема № 1
Теоретический раздел.
Подготовка к выпускному экзамену, выбор произведений для экзамена.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Мансийский наигрыш-танец «Старинный женский танец». Сложность данной мелодии: синкопированный ритм, обрывистое окончание фраз и резкий переход на новую фразу. Этот танец исполняла бабушка Григория Николаевича. На эту же мелодию есть слова, исполняется как песня.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Старинный женский танец» муз. Г.Н. Сайнахова.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Мансийский наигрыш-танец «Вораян йикв» (Мужской танец охотников) муз. К.П. Лончакова. В танце присутствуют все элементы охотничьего промысла: ходьба по насту снега, высматривание дичи, стрельба, подбор и осмотр добычи и многие другие элементы. Мелодия и ритмический рисунок чётко подчёркивают быстроту и резкость движений, при этом кисти рук и запястье музыканта, а также все мышцы рук при игре не должны быть зажатыми.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Вораян йикв» (Мужской танец охотников) муз. К.П. Лончакова.
Тема № 4
Теоретический раздел.
Биография Александра Петровича Тургачёва. Обучался у Д.Г. Агеева в школе искусств в посёлке Саранпауль Берёзовского района.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша «Легенда» муз. А.П. Тургачёва.
Тема № 5
Теоретический раздел.
Сложная техника игры на санквылтапе присуща Николаю Тимофеевичу Пеликову. Для разучивания необходимо правильное расположение пальцев левой руки, так как постоянно присутствуют щипки. Внимательный просмотр видеозаписей.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Лозьвинский мужской танец» муз. Н.Т. Пеликова.
Раздел 2
Тема № 1
Теоретический раздел.
Биография мансийского музыканта Алексея Васильевича Бахтиярова.
Сравнение стилей игры Н.Т. Пеликова и А.В. Бахтиярова. Техника игры А.В. Бахтиярова очень схожа с техникой игры Н.Т. Пеликова. Беседа о технике пальцев левой руки при игре щипками.
Практический раздел.
Разучивание мансийского наигрыша-танца «Женский танец» муз. А.В. Бахтиярова. Разучивание и отработка фрагментов наигрыша в медленном темпе обращая внимание на ритмический рисунок.
Отработка пройденного материала за все четыре года обучения.
Тема № 2
Теоретический раздел.
Как известно А.Г. Гришкин родом из деревни Тугияны, весной и осенью постоянно находился на промысловой охоте. В наигрыше «Казарки летят» очень чётко прослушивается крик и перелёт гусей-казарок. Это произведение состоит из нескольких приёмов игры на нарсъюхе.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша «Казарки летят» муз. А.Г. Гришкина.
Тема № 3
Теоретический раздел.
Артём Григорьевич никогда не забывал свою родину. Своеобразна яркая интерпретация традиционных наигрышей. Его наигрышам свойственны выразительные музыкальные эффекты. Музыка его эмоциональна и разнообразна, в ней как по волшебству переливаются лиричные, драматичные, таинственные, игривые и торжественные оттенки. Всё это можно услышать в музыке А.Г. Гришкина.
Практический раздел.
Разучивание хантыйского наигрыша-танца «Тугиянская Куренька». В детстве бабушка танцевала танец, в дальнейшем Артём Григорьевич сочинил мелодию и назвал её «Тугиянская Куринька».
Раздел 3
Тема № 1
Практический раздел.
Прослушивание экзаменационной программы в конце декабря и в конце марта.
Раздел 4
Тема 1
Практический раздел.
Выпускной экзамен в конце мая.
По окончании четвёртого года обучения в объединении мастерская обско-угорских наигрышей «Торые» воспитанники овладели профессиональными умениями и навыками игры на традиционных музыкальных инструментах. К концу четвёртого года обучения воспитанники должны знать:
биографию и музыкальное творчество музыкантов Югры: А.П. Тургачева и А.В. Бахтиярова, а так же остальных музыкантов пройденных за четыре года;
все упражнения для разных стилей игры;
приёмы игры всех музыкантов обско-угорских народов;
названия всех традиционных наигрышей;
репертуар пройденный за четыре года;
музыкальную терминологию.
должны уметь:
рассказать о всех музыкантах обско-угорских народов;
объяснять стили музыкантов;
исполнять различные упражнения на музыкальных инструментах;
дать полное название репертуара пройденного за четыре года;
исполнять традиционные наигрыши выученные за четыре года обучения;
объяснять музыкальные термины.
Содержание программы ансамбля с 1-го по 4-ый год обучения
В группе ансамбля содержание тем и разделов такие же, как в I и II группе. Подразумевается, что разучив несколько мелодий, воспитанники начинают играть в ансамбле, что позволяет им слушать и слышать друг друга, уважать и прислушиваться к мнениям каждого воспитанника. Раскрываются творческие способности, способности к импровизации. Проявляется сплочённость коллектива, чувство ответственности и уважения. Пройдя весь курс обучения, воспитанники могут самостоятельно участвовать в фестивалях, конкурсах, мероприятиях разного уровня, как в городе, так и за его пределами.
Примерный список произведений,
рекомендованных для изучения программы
«Два наигрыша Юхлымова», «Два наигрыша Л. Тарагупта», «Ворона», «Лебедь», «Мелодия о Родине», «На пяти обских прялицах сыгранная мелодия», «Два мамонта икру метали», «Мелодия девушек из деревни Теги», «Голос весеннего лебедя», «Оленёнок», «Трясогузка», «Мать Богиня», «Казарки летят», «Кавр-ойка», «Мелодия крылатого старика», «Мелодия девушек из Пастыра», «Мелодия сына Санки-панки», «Совыр союм» («Заячий ручей»), «Мелодия бисерного звона», «Пайпынг Ойка» («Мужичок с берестяным кузовочком»), «Уйкем» («Зверёк»), «Сас Нёл», «Легенда».
А.Г. Гришкин. «Хул велты хə як» («Танец рыбаков»).
В.И. Юдин. «Куренька»
А.А. Ангашупов. «Шовыр союм» (Заячий ручей).
Н.Т. Пеликов. «Лозьвинский женский танец».
Г.Н. Сайнахов. «Старинный женский танец».
К.П. Лончаков. «Танец Веры».
К.П. Лончаков. «Вораян йикв» («Танец охотников»).
К.П. Лончаков. «Куренька».
Н.Т. Пеликов. «Лозьвинский мужской танец».
А.В. Бахтияров. «Мужской танец».
А.Г. Гришкин. «Куренька».
А.Г. Гришкин. «Пупи як» («Медвежья пляска»).
А.Г. Гришкин. «Танец оленеводов».
К.П. Лончаков. «Сат турхул тэм экв» («Медленно танцующая женщина, съевшая семь карасей»).
А.А. Ангашупов. «Хул велты хə як» («Танец рыбаков»).
Г.Н. Сайнахов. «Мелодия звериного танца».
М. Гындыбин. «Первый танец Медведя».
М. Гындыбин. «Мелодия мужского танца из Тапсуя».
Г.Н. Сайнахов. «Мелодия танца девушек из Ялпуса».
Г.Н. Сайнахов. «Мансийский медленный танец».
Наигрыши-песни
«Кук-кук нелмэ» («Песня Кукушки») музыка народная, слова Ю.Н. Шесталова.
Общие требования и форма зачётно-экзаменационной системы согласовываются на педагогическом Совете.
Программа творческого музицирования учащихся оценивается на контрольном уроке в виде зачёта (в мае).
В течение учебного года осуществляется текущий контроль в виде:
а) конкурс обязательных пьес;
б) академический концерт (октябрь);
в) контрольный урок (декабрь, май).
В течение учебного года педагог должен подготовить с обучающимся 5-6 произведений, различных по жанру и форме для показа на академических концертах.
Воспитанники выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы (без оценки).
Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе.
На выпускные экзамены выносятся семь произведений различных жанров и форм.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
а) оценка годовой работы воспитанника, выведенная на основе его продвижения;
б) оценка обучающегося за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков;
в) другие выступления воспитанника в течении учебного года.
Важное место в процессе обучения занимает участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, которые хотят и могут соревноваться в конкурсной борьбе.
Выступления конкурсантов оценивает жюри. Участие в конкурсе и занятие призового места учитывается в общей отметке по музыкальному инструменту.
Как показатель исполнительского уровня используются классные, учебные или академические, школьные и иные концерты. Определяются, во-первых, для воспитания у обучающихся эстрадных качеств: умение собираться, преодолевать излишнее волнение, закалять силу воли и накапливать опыт выступлений перед публикой, во-вторых, они являются хорошей формой показа результата работы воспитанника и педагога.
Поощряются выступления воспитанников на педагогических советах, конференциях по обмену опытом, перед педагогами других музыкальных школ, а также перед населением города.
По окончанию обучения в «Детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм» выпускникам выдается документ (сертификат) об окончании данного образовательного учреждения.
Классы |
Контрольный урок |
Академический концерт |
Контрольный урок |
Экзамен |
Выпускной экзамен |
I |
–
|
V |
– |
V |
– |
II |
–
|
V |
– |
V |
– |
III |
V |
V |
V |
V
|
– |
IV |
–
|
V |
– |
Прослушивание выпускной программы |
V |
По окончанию обучения игре на национальных инструментах, воспитанники познакомятся и изучат историю музыкального искусства обско-угорских народов; изучат основные понятия и термины; будут знать всех музыкантов-исполнителей народов ханты и манси, в совершенстве овладеют техникой игры на санквылтапе и нарсъюхе. Будут знать весь репертуар, который изучали на протяжении четырёх лет. Освоят основные понятия и термины музыкальной грамоты. Воспитанники центра на протяжении обучения разовьют творческие способности, в том числе способности к импровизации и будут участвовать в фестивалях и в фольклорных мероприятиях.
расписание – удобное;
отдельный кабинет для индивидуальных занятий по музыке;
инструментарий ручной работы;
музыкальные инструменты (санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив);
нотные и методические пособия готовящиеся к изданию: «Методика игры на музыкальных инструментах» (санквылтап и нарсъюх), «Наигрыши обско-угорских народов»;
технические средства – видео и аудиотехника, аудио и видеоматериалы, компьютер, интерактивная доска;
периодическое повышение квалификации и самосовершенствование преподавателя.
Список литературы для педагога
Агеев, Д.Г. Методика игры на национальных инструментах / Д.Г. Агеев. – Ханты-Мансийск, 2003. – с. 152. (Приложение Агеев, Д.Г. DVD – диск. Инструментальная музыка обско-угорских народов / Д.Г. Агеев // 2007.)
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДШИ. М., 1988. – 35 с.
Музыка и танец в культуре обско-угорских народов / Под ред. Н.В. Лукиной. – Т: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 66 с.
Программа «Мастерская югорских наигрышей» // Сост. В. С. Меров, Ханты-Мансийск: Детская творческая студия «Лылынг союм», 2006. – 10 с.
Священный сказ о сотворении земли / мансийские мифы / Пер. О. Шесталов-Фидорович. – Л.; Х.-М.: «Стерх – Белый журавль», 1992. – 34 с.
Черенцов, В.Н. Медвежий праздник у обских угров / В.Н. Чернецов., Т: 2001. – 34 с.
Рекомендуемая литература для детей
Агеев, Д.Г. Методика игры на национальных инструментах / Д.Г. Агеев. – Х-М. 2003. – с. 152. Приложение (Агеев Д.Г. DVD –диск. Инструментальная музыка обско-угорских народов / Д.Г. Агеев // 2007.)
Лаптева, Г.П. Поющее озеро / Г.П. Лаптева. Х-М: Полигрфист, 2008. – с. 38.
Солдатова, Г.Е. Мелодии санквылтапа / Г.Е. Солдатова. - Н: 1993. – с.26.
Сильвет, X. Инструментальная музыка обских угров / Х. Сильвет. – Т: 1991. – с. 67.
Шейкин, Ю.И. Инструментальная музыка Югры / Ю.И. Шейкин. – Н: 1990. – с. 44.
Шесталов, В.И. Наигрыши из репертуара / А.Г. Гришкина, В.И. Шесталов. – Х-М., 1995. – с. 23.
Юнкеров, Ю.П. Фольклорные песни народа ханты / Ю.П. Юнкеров. – С., 2001. – с. 56.
Самодиагностика № 1
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 7-8 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Назовите музыкальные инструменты народов ханты и манси? |
|
2 |
Назовите, сколько струн натянуто на хантыйском музыкальном инструменте «нарсъюх»? |
|
3 |
Назовите, сколько струн натянуто на мансийском музыкальном инструменте «санквылтап»? |
|
4 |
Назовите, из какого дерева изготавливаются музыкальные инструменты обско-угорских народов? |
|
5 |
Можете ли Вы различить музыкальные инструменты народов ханты и манси и назови отличия? |
|
6 |
Перечислите наигрыши, пройденные за I год обучения, назовите их авторов? |
|
7 |
Расшифруй понятие «Форте», «Пиано»? |
|
Высокий уровень (от 6-7 вопр.)
Средний уровень (от 4-5 вопр.)
Низкий уровень (от 1-3 вопр.)
Самодиагностика № 2
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 9-10 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Назовите хантыйских музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры? |
|
2 |
Назовите мансийских музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры? |
|
3 |
Перечислите весь репертуар по инструментальной музыке, пройденный за год обучения? |
|
4 |
Перечислите, какие приёмы игры применяются при игре на традиционных музыкальных инструментах «нарсъюх» и «санквылтап»? |
|
5 |
Перечислите наигрыши, которые сочинил Андрей Александрович Ангашупов? |
|
6 |
Артём Григорьевич Гришкин - мансийский или хантыйский музыкант? |
|
7 |
Кто сочинил наигрыш «Совыр союм»? |
|
8 |
Расшифруйте понятие «Мажорный лад» и «Минорный лад»? |
|
9 |
В каком темпе нужно разучивать наигрыши? |
|
10 |
Можете ли Вы отличить приёмы игры на инструментах хантыйских и мансийских музыкантов, назовите отличия? |
|
Высокий уровень (от 8-10 вопр.)
Средний уровень (от 5-7 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)
Самодиагностика № 3
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 11-12 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Расшифруйте понятие «Ансамбль»? |
|
2 |
Где жил мансийский музыкант Г.Н. Сайнахов? |
|
3 |
Расшифруйте понятие «Музыкальное предложение»? |
|
4 |
Какая река стала известной в наигрышах Н.Т. Пеликова? |
|
5 |
Сколько позиций в левой руке используется при игре на музыкальных инструментах «санквылтап» и «нарсъюх»? |
|
6 |
Перечислите весь репертуар, пройденный за третий год обучения? |
|
7 |
Какие динамические оттенки Вы знаете? |
|
8 |
Из какого дерева и из какой части дерева изготавливают музыкальный инструмент «Тары сыплув йив»? |
|
Высокий уровень (от 7-8 вопр.)
Средний уровень (от 5-6 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)
Самодиагностика № 4
Цель: проверка уровня умений.
Возраст 11-12 лет
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Умения |
Да |
Нет |
1 |
Я умею определить разные музыкальные инструменты. |
|
|
2 |
Я умею правильно расположить инструмент для игры. |
|
|
3 |
Я умею правильно располагать позиции левой рукой на струнах. |
|
|
4 |
Я умею производить удары по струнам правой рукой. |
|
|
5 |
Я умею различать приёмы игры на инструменте в хантыйском и мансийском стиле. |
|
|
6 |
Я умею технически правильно воспроизвести авторский наигрыш. |
|
|
7 |
Я умею исполнить наигрыш с музыкальными оттенками. |
|
|
8 |
Я умею выразить свои чувства и эмоции в заданном музыкальном произведении. |
|
|
9 |
Я умею самостоятельно находить и исправлять ошибки в наигрышах. |
|
|
10 |
Я умею самостоятельно выступить с музыкальными наигрышами и наигрышами-танцами на аудиторию. |
|
|
Высокий уровень (от 8-10 умений) – «Виртуоз»
Средний уровень (от 5-7 умений) – «Кандидат в виртуозы»
Низкий уровень (от 1-4 умений) – «Ученик»
Самодиагностика № 5
Цель: проверка уровня знаний.
Возраст 13 лет и старше
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Назовите автора наигрыша «Пайпынг ойка»? |
|
2 |
Назовите самый популярный наигрыш женского танца и автора? |
|
3 |
Назовите автора наигрыша «Танец Веры»? |
|
4 |
Назовите наигрыш К.П. Лончакова под который танцуют пожилые женщины? |
|
5 |
Перечислите, сколько насчитывалось музыкальных инструментов у народа ханты? |
|
6 |
Перечислите, сколько насчитывалось музыкальных инструментов у народа манси? |
|
7 |
Какими музыкальными инструментами народов ханты и манси Вы владеете? |
|
8 |
Какие средства музыкальной выразительности Вы знаете? |
|
Высокий уровень (от 7-8 вопр.)
Средний уровень (от 5-6 вопр.)
Низкий уровень (от 1-4 вопр.)
Самодиагностика № 6
Цель: проверка уровня умений.
Возраст 13 лет и старше
Ф.И.О.________________________________________________________________
№ |
Умения |
Да |
Нет |
1 |
Я умею правильно назвать весь музыкальный репертуар. |
|
|
2 |
Я умею различать музыкальные инструменты по звучанию. |
|
|
3 |
Я умею различить наигрыши танцевальные, песенные, музыкальные. |
|
|
4 |
Я умею без ошибок исполнять наигрыши на аудиторию. |
|
|
5 |
Я умею придумывать вариации для наигрышей. |
|
|
6 |
Я умею правильно настроить музыкальные инструменты народов ханты и манси. |
|
|
7 |
Я умею самостоятельно разучивать наигрыши народов ханты и манси. |
|
|
8 |
Я умею по слуху подобрать любой наигрыш на музыкальных инструментах обско-угорских народов. |
|
|
9 |
Я умею рассказывать о музыкальных инструментах народов ханты и манси. |
|
|
10 |
Я умею рассказывать биографию музыкантов-носителей традиционной музыкальной культуры обско-угорских народов |
|
|
Высокий уровень (от 8-10 умений) – «Виртуоз»
Средний уровень (от 5-7 умений) – «Кандидат в виртуозы»
Низкий уровень (от 1-4 умений) – «Ученик»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рещиков Алексей Александрович
→ alexej-reshchickov 20.08.2012 1 2156 675 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.