Авторская программа дополнительного образования детей "Свободный Пластикум" для детей 14 – 18 лет
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 233
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
Рассмотрена Утверждена
на педсовете Директор ГОУ
протокол №____________ _________________
« » _______________ 2008 год Панфилова Л.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Свободный Пластикум»
для подростков 14 – 18 лет
срок реализации: 2 года
Разработала: Голубева Анастасия Валерьевна, педагог-хореограф.
Санкт-Петербург
2008 год
1. Пояснительная записка.
Данная образовательная программа «Свободный Пластикум» создана для преподавания науки современной хореографии в общеобразовательных учреждениях.
Направленность программы: художественно – эстетическая.
Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, формирует художественное «я» ребенка.
Занятия хореографией вырабатывают нравственные качества, такие как: трудолюбие, дисциплина, коллективизм, товарищеская взаимопомощь, умение самостоятельно биологически мыслить; дают организму физическую нагрузку, равную сочетаниям нескольким видам спорта, оказывают положительное воздействие на здоровье.
Танец – особый вид художественной деятельности, в которой отражаются человеческие чувства, мысли, взаимоотношения и отношения к действительности с помощью эмоциональных образов и поз, исполненных в определенном ритме и композиционной завершенности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она захватывает почти все направления современной хореографии. Популярность современного танца сегодня растет бешеными темпами. Обучение основам импровизации является фактором новизны данной программы.
Танцевальный тренаж отобран в зависимости от возраста по принципу его нужности и полезности.
Значимость программы «Свободный пластикум» состоит в творческой самореализации личности ребенка и ее интеграции в систему разных культур.
Осуществляется данная образовательная программа по следующим направлениям:
- духовно-нравственное (создание условий для развития личности ребенка),
- профессионально-деятельное (профессиональное самоопределение, творческая самореализация личности ребенка)
- психологическое (обеспечение эмоционального благополучия ребенка, укрепление психического и физического здоровья),
- художественное (развитие мотивации личности к познанию и творчеству),
- эстетическое (профилактика асоциального поведения).
Цели и задачи программы.
Цели программы:
- приближение тела к физическому совершенству и творческим началам,
- приобщение к танцевальным культурам современной хореографии разных стран,
- повышение эстетического уровня развития детей,
- приобщение к другим видам искусства посредством танца (театр, музыка).
Задачи программы:
1) Развивающие.
А) Развитие физических качеств, таких как:
- сила (способность развивать мышечное напряжение),
- гибкость (степень подвижности суставов),
- быстрота (действовать минимум времени),
- выносливость (способность работать физически длительное время),
- ловкость и координация (точность движения в пространстве и времени),
- правильная постановка корпуса.
Б) Развитие внутренних координационных качеств, таких как:
- развитие выразительности, танцевальности;
- раскрепощение тела танцующего и развитие мышечной памяти;
- развитие координации и вестибулярного аппарата;
- развитие умения быстро расслаблять и собирать тело;
- освоение изоляции отдельных центров, чувства амплитуды движения.
В) Развитие музыкальных способностей, таких как:
- чувство ритма,
- музыкальность,
- умение слушать музыку.
2) Образовательные.
- формирование специальных знаний, умений и навыков,
- формирование профессиональной ориентации.
3) Воспитательные.
- воспитание чувства коллектива и товарищества,
- воспитание уважения к друг другу и умения общаться,
- воспитание характера и воли.
Условия реализации программы.
Возраст детей: Программа рассчитана на школьников старших классов. Возраст 14 – 18 лет.
Сроки реализации: Данная программа рассчитана на 2 года.
На 1 году обучения (144 часа) занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Численность группы: 10 – 15 человек.
На 2 году обучения (216 часов) занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю.
Численность группы: 10 – 15 человек.
Форма и режим занятий: Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений непосредственно в танцевальном зале по коллективным и индивидуальным формам занятий.
Ожидаемые результаты.
Первый год обучения: усвоение простейших навыков пластического тона, умение общаться со зрителем, создание благоприятной атмосферы в коллективе для дальнейшего обучения.
Второй год обучения: достижение поставленной планки пластического, музыкального, драматургического, эмоционального исполнения.
Наблюдение педагога как способ определения достижения желаемых результатов. Критерии оценки – точность, амплитуда, выразительность исполнения движений.
Формы подведения итогов: Выступления на праздниках в школе и выездные концерты, участие в танцевальных конкурсах и фестивалях. В конце учебного года планируется показ отчетного урока в форме концерта.
2. Учебно-тематический план.
№ |
Раздел |
количество часов |
|||||
1 год (144 часа) |
2 год (216 часов) |
||||||
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Модерн-танец |
8 |
28 |
36 |
12 |
40 |
52 |
2. |
Джаз-танец |
6 |
14 |
20 |
8 |
30 |
38 |
3. |
Контемпорари |
6 |
16 |
22 |
10 |
32 |
42 |
4. |
Композиция |
10 |
36 |
46 |
16 |
46 |
62 |
5. |
Импровизация |
4 |
16 |
20 |
6 |
16 |
22 |
3. Содержание программы.
1 год.
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
1. |
Модерн-танец |
- история развития модерн-танца - изучение модерн-танца как нового лексического модуля, определенной танцевальной техники. - изучение простейших принципов танца модерн. - дыхание в танце модерн - анализ видеоматериалов и сопоставление их на практике - музыкальные особенности для модерн-танца
|
- поза коллапса: *в уровнях лежа и стоя *понятие релаксации - swing: *простейшие раскачивания изолированными центрами *изучение амплитуды swing - contraction & release: *изучение основных положений *принцип дыхания в contraction & release - уровни: *акробатические уровни - упражнения для позвоночника: *flat back *deep body bend *twist *спирали *body roll (вперед, назад, в бок) - parter и кросс: *простейшие падения *простейшие скольжения *спирали *corkscrew повороты |
2. |
Джаз-танец |
- история развития джаз-танца - изучение джаз-танца как определенной танцевальной техники - изучение простейших принципов джаз-танца - анализ видеоматериалов и сопоставление их на практике. - ритм в джаз-танце - чувство свинга - музыкальные особенности для джаз-танца
|
- изоляция: *голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Вперед-назад, из стороны в сторону, диагонали, крестом, квадратом. *плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги, круги, «восьмерка», twist, shake. *грудная клетка: из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты с разных точек. *пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll. *руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. *ноги: движения изолированных ареалов. Параллельные и выворотные положения. Ротация бедра. - координация *освоение координации изолированных центров - contraction & release: *изучение основных положений *принцип быстрого вдоха и выдоха - уровни: *стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях. - кросс и перемещение в пространстве: *полуповороты *soutenu *трехшаговые повороты *шаги примитива *шаги по квадрату |
3. |
Контемпорари |
- изучение направления контемпорари как синтеза различных танцевальных техник
|
- координация: *освоение координации изолированных центров: би-центрия, три-центрия, полицентрия. - мультипликация: *без переноса веса тела *с переносом веса тела - упражнения стрейч-характера: *простейшие виды «растяжек». |
4. |
Композиция |
- изучение принципов и приемов композиции - понимание партнера - контакт - рисунок - музыкальная специфика - основы драматургии - целостность комбинации и её значение в тренаже - солист и его монолог
|
- комбинации: *port de bras *demi plie & grand plie *battement tendu & battement tendu jete *rond *swing *roll *stretch block *adagio *grand battement *allegro *slow parter - танцевальные композиции: *массовый номер на рисунок *дуэтный номер «диалог о любви» *соло *rock’n’roll *jazz |
5. |
Импровизация |
- теоретические основы - понятие сцены и зрителя - способы раскрыть творческую личность |
- освоение простейших принципов импровизации: *ощущение пространства *развитие амплитуды движения *музыкальный подход *ритмический подход |
2 год.
№ |
тема |
теория |
практика |
1. |
Модерн-танец |
- варианты усложнений движений - анализ видеоматериалов и сопоставление их на практике - музыкальные особенности ритмически сложных комбинаций |
- коллапс: *в продвижении *понятие релаксации и движения - swing: *полиритмия раскачиваний *изучение амплитуды swing в продвижении и пространстве - contraction & release& high release *в сочетании с различными центрами тела *принцип дыхания в contraction & release в продвижении и пространстве - уровни: *акробатические уровни *переход из уровня в уровень - упражнения для позвоночника: *flat back *deep body bend *twist *спирали *body roll (вперед, назад, в бок) *tilt *lay out *arch *curve - parter и кросс: *падения усложненного характера, лабильные падения *скольжения усложненного характера, лабильные скольжения *спирали в разных уровнях *лабильные corkscrew повороты |
2. |
Джаз-танец |
- варианты усложнений движений - анализ видеоматериалов и сопоставление их на практике - музыкальные особенности ритмически сложных комбинаций |
- изоляция: *комплексы изоляций *голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Вперед-назад, из стороны в сторону, диагонали, крестом, квадратом. *плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги, круги, «восьмерка», twist, shake. Разноритмические комбинации. *грудная клетка: из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты с разных точек. *пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll, hip lift. *руки: движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Соединение с шагами, сложные координации. *ноги: движения изолированных ареалов. Параллельные и выворотные положения. Ротация бедра, соединение с другими центрами. - координация *освоение координации изолированных центров в различном ритме *сложные координационные приемы - contraction & release: *принцип быстрого вдоха и выдоха в быстром ритме - уровни: *быстрые переходы из уровня в уровень. - кросс и перемещение в пространстве: *полуповороты *soutenu *трехшаговые повороты *шаги примитива *шаги по квадрату *вращения на двух ногах и на одной ноге *лабильные вращения *соединение вращений со стабильными позами *смена направлений и продвижение исполнителя по всему периметру. |
3. |
Контемпорари |
- варианты усложнений движений и комбинаций - принципы сложности ритмических рисунков - пантомимический жест как знак, передающий смысл движения
|
- координация: *освоение сложных координационных движений, когда участвуют почти все центры тела со сложным ритмическим рисунком - мультипликация: *без переноса веса тела в сложных ритмических рисунках *с переносом веса тела *понятие паузы и значения ареалов *прием пантомимы - упражнения стрейч-характера: *сложные виды «растяжек». Стремление к шпагату и эластичности мышц. |
4. |
Композиция |
- солист и его монолог - мини-балет как большее, чем номер - драматургия - что есть образ
|
- комбинации: *port de bras *demi plie & grand plie *battement tendu & battement tendu jete *rond *swing *roll *stretch block *adagio *grand battement *allegro *slow parter *qwikly parter - танцевальные композиции: *номер с веерами на основах трансформированной японской хореографии *женское соло в пластике танца модерн *мужское соло в пластике пост-модерн танца *мини-балет на пластике джаз-танца |
5. |
Импровизация |
- сольная импровизация и ее правила - предмет как часть исполнителя - освоение простейших техник перфоманса и его логика - пантомима как игра |
- сольная импровизация - работа с предметом - освоение простейших техник перфоманса - освоение простейших техник пантомимы - понятие драматургии танца |
4. Методическое обеспечение.
Принципы обучения:
Принцип доступности и индивидуализации.
Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий. Если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на здоровье ученика. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности ученика.
Принцип постепенного повышения требований от простых к сложным.
Заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям происходит постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности.
Один из ведущих. Это непрерывность и регулярность занятий, иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
Принцип повторяемости материала.
Занятия танцем требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, т.к. они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности.
Нужен как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Организация занятий основами хореографии обеспечивается рядом методических приемов.
Метод показа.
Разучивание нового движения предваряется точным показом, т.к. в исполнении педагога движение предстает в конечном варианте.
Словесный метод.
Методический показ на может обойтись без словесных объяснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Педагог своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движение с музыкой, чувствовать её.
Импровизационный метод.
Только путем различных упражнений педагог помогает детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность непринужденного движения и импровизации.
Метод иллюстративной наглядности.
Полноценную творческую деятельность ребенка нужно подпитывать рассказами о танцевальной культуре прошлых столетий, знакомить с репродукциями, фотографиями и видеофильмами. Научить анализировать увиденное.
Концентрический метод.
Заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Техническое оснащение и средства обучения.
Место проведения занятий: танцевальный зал, оснащенный зеркалами, станками, ровным и безопасным полом, хорошей вентиляцией и освещением.
Техническое оснащение: музыкальная аппаратура.
Средства обучения: показ и слово педагога, видеоматериалы, фотографии, изображения, лекционный материал. Средства для «работы с предметом», коврики, маты.
5. Список использованной литературы.
1) Гюнтер Х., «Джаз-данс (техника, теория, практика)», - Берлин, 1982.
2) Константиновский В., « Учить прекрасному», - М., 1972.
3) Котельникова Е., «Биомеханика хореографических упражнений», - Л., 1973.
4) Слуцкая С., «Танцевальная мозаика», - М., 2006.
5) Никитин В., «Модерн-джаз танец», «Гитис», - М., 2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голубева Анастасия Валерьевна
→ Laika_ru 07.02.2013 0 4321 704 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.