Познавательно
- развлекательное мероприятие
«История
воздухоплавания».
Цель:
изучение
истории развития воздухоплавания.
Задачи:
►познакомить
с историей авиации;
►научить
применять полученные знания на практике;
►развить
смекалку детей, техническую любознательность,
интерес к творческой деятельности;
►воспитывать
чувство патриотизма, умение работать
в команде.
Форма
организации: познавательно
– развлекательная
Методы
проведения:
устный журнал, игра (КВН)
Приемы:
словесный, наглядный, практический.
Место
проведения:
Актовый зал
Время
проведения:
45 минут
Участники:
учащиеся 4 класса в количестве 12 человек.
Оборудование:
2 стола, 12 стульев, видеопроектор, ноутбук,
экран, мультимедийная презентация
«История воздухоплавания.
Реквизит:
2
комплекта набора букв с названием
команд, 2 схемы сборки самолета, картинки
– пазлы 2 шт, протокол жюри.
Ожидаемые
результаты:
-
Вызвать интерес к техническому творчеству
и занятию в студии технического
моделирования и конструирования;
-
познакомить с историей развития
воздухоплавания и авиации;
-
вызвать чувство патриотизма и гордости
за героев – земляков.
План
подготовки:
-
Подготовить слайдовую презентацию о
истории воздухоплавания и развитии
авиации;
-Изготовить
два комплекта букв с названиями команд
«Витязи», «Стрижи».
-
Распечатать две цветные картинки в
формате А-4, дирижабля и воздушного шара,
разрезать каждую картинку на 10 частей;
-
Распечатать два комплекта самолетов в
цветном варианте форматом А-4 и две схемы
сборки самолетов методом оригами;
-
Сложить образец самолета – оригами;
-Собрать
весь реквизит для проведения конкурса
и протокол для оценивания и подведения
итогов жюри;
-
Пригласить заранее два четвертых или
два пятых класса;
-
Заказать 12 значков для участников
конкурса;
-
Поставить 2 стола и 12 стульев на сцене;
-
Настроить компьютер, видеопроектор,
программное обеспечение и микрофон.
Методические
рекомендации:
Перед
началом мероприятия желательно включить
песни про летчиков. В фойе разместить
выставку самолетов учащихся студии
«технического конструирования и
моделирования», а так же обзор литературы
о истории авиации и художественные
очерки о летчиках- испытателях. Пришедших
ребят рассадить в зрительном зале по
правую и левую стороны. Высветить
заставку на экране названия конкурса.
После презентации слайдов и рассказа
нужно выбрать 2 команды по 6 человек из
желающих ребят участвовать в конкурсе
. Обратить внимание на построение детей
на сцене и размещение их за столами, а
так же в выборе капитанов, лучше всего
назначить по желанию. При оценивании 3
конкурса, следует учесть время и
правильное название. В конкурсе капитанов
обязательно вызвать их на середину
сцены и при неправильном ответе дать
право ответить капитану другой команды.
В заключение последнего конкурса при
запуске самолетов лучше всего проводить
его по очереди и дать больший бал той
команде чей самолет дальше улетит. Жюри
можно сформировать из учителей пришедших
классов и педагога дополнительного
образования по техническому творчеству.
Объявление итогов можно огласить после
их проведения. Конкурсы лучше оценивать
по 5 системе. Для успешного проведения
и поддержке участников конкурса вручить
каждому на память по значку и сладкому
призу не учитывая итоги жюри.
Ход
проведения мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте,
дорогие ребята! Мы рады нашей с вами
встрече, устраивайтесь поудобнее. Тема
сегодняшнего мероприятия посвящена
истории воздухоплавания и развития
авиации, мы совершим небольшое путешествие
в историю развития воздушных полетов
и их изобретателей. Ведущий: А сейчас
самое время заглянуть в историю
воздухоплавания, с чего же все начиналось.
Внимание, на экран.
А
начиналось все с того, что стремление
человека подняться в воздушное
пространство и передвигаться в нём
существует столько же, сколько существует
история цивилизации. (слайд
2)
Ещё
в глубокой древности люди осознали, что
для осуществления полёта необходимы
крылья. Эта мысль, возникшая в результате
наблюдения за птицами, прослеживается
в легендах и мифах разных народов.
Материалы
для изобретения крыльев были доступны
древнему человеку – прутья, ремни,
перья. И попытки полёта по-птичьи,
предпринимались ещё до нашей эры. Всем
известен миф
об Икаре, сыне царя Дедала.
Икар
сделал крылья, скрепил воском и, несмотря
на предупреждения отца, полетел к солнцу,
но лучи солнца растопили воск и Икар
упал в море.
(Слайд
3)
У славянских народов первое упоминание
о попытке полёта относится к 13 веку. А
далее покорение воздушного пространства
относится к французам.
(Слайд
4)
21 ноября 1783 года французы Пилатру де
Розье и д, Арлану удалось отправиться
в 25-минутный полёт на воздушном шаре,
построенный братьями Монгольфье.
Оболочка шара заполнена горячим дымом
от костра. Дым, как известно, всегда
поднимается вверх… Почему ребята?
(Учащиеся
отвечают- « легче окружающего воздуха»).
Ведущий:
Но такой летательный аппарат
неповоротен.(Слайд
5)
И
в 1783 году физик Шарль изобрёл аэростат.
Это шар, пропитанный раствором каучука
и наполненный водородом. Шар мог
подняться на высоту 200-300 метров. Его
стали использовать для воздушной
разведки, для перевозки почты. (Слайд
6)
А
в 1852 году–дирижабль Жиффара -это был
самодвижущийся управляемый воздушный
шар, француз Анри Жиффар пролетел на
нём 27 км.
(Слайд
7)
14-летний Отто Лилиенталь (будущий
изобретатель) прыгнул с крыши собственного
сарая, размахивая самодельными крыльями
и получил несколько синяков. Повзрослев,
продолжил свои эксперименты, создал
планер и летом 1891 года совершил полёт
на расстоянии 25 метров. Последующие его
модели пролетали 200 метров. Всего он
совершил более 2 тысяч полетов.
(Слайд
8)
Два брата Уилбер и Орвил Райт владели
фабрикой по изобретению велосипедов.
В братьях проснулся дух изобретателей.
На свой планер они установили двигатель
(8 лошадиных сил) и винт. Он продержался
в воздухе 59 секунд. Это произошло в 1903
году, а в 1908 году братья совершили полёт
с пассажирами.
(Слайд
9)
В 1901 году бразилец Сантос-Дюмон облетел
Эйфелеву башню. А в октябре 1906года на
моторизированном планере взлетел с
ровного поля и пролетел целых 60 метров.
Но
и в России много было сделано для развития
авиации.
(Слайд
10)
Летом 1882 году в Красном селе под
Петербургом состоялось испытание
самолёта изобретённого капитаном 1-го
ранга Российского флота Александром
Фёдоровичем Можайским. Это обыкновенная
лодка с 2-мя прямоугольными крылами,
хвостовым оперением, тремя винтами. Это
была громоздкая машина. Летать она не
могла. Это был лишь неуклюжий прыжок с
небольшого трамплина.
(Слайд
11)
В 1910 году был проведен Всероссийский
праздник воздухоплавания Соревнования
в Санкт-Петербурге показали высокий
класс русских летчиков.
В
1911 году Алехнович преодолел расстояние
в 100 км.
В
1912 году С. Уточкин отправился в поездку
по Европе.
(Слайд
12)
К началу первой мировой войны в России
было 244 действующих самолёта. Россия
единственная страна, которая имела
многомоторные тяжёлые самолёты. Такие
как например;
-
«Илья Муромец» мог поднять 2 пулемёта
и 500 кг бомб (конструктор Сикорский).
(Слайд
13)
- «Святогор» (конструктор В.А. Слесарев).
(Слайд
14)
- «Спайд 13» пилоты французы Гинемер и
Фонк – признаны ассами ведения воздушного
боя.
В
начале 20-х годов молодые учёные занимались
модернизацией зарубежных аэропланов.
Под руководством Туполева был создан
АНТ-2.
В
1923 году открыта воздушная линия Москва
- Нижний Новгород.
Сегодня
мы говорим о высшем пилотаже. А кто же
был его основоположником? Ребята, кто
ни будь из вас знает?...(ответ детей)
Это
наш земляк П.Н. Нестеров. (Слайд
15)
(Слайд
16)
Пётр
Нестеров родился в городе Нижний Новгород
27 февраля 1887 года, в семье офицера-воспитателя
кадетского корпуса. 26 августа 1897 года
Нестеров поступил в Нижегородский
кадетский корпус, где в своё время его
отец занимал должность воспитателя. В
1904 году Нестеров завершил курс обучения.
(Слайд
17)
"Мое увлечение авиацией началось с
1910 года, - вспоминал потом Петр Нестеров.
- Я поставил себе задачу построить такой
аппарат, движения которого меньше всего
зависели бы от окружающих условий и
почти всецело подчинялись бы воле
пилота. Мне казалось, что только соблюдение
этих условий и только такой аппарат
могут дать возможность человеку свободно
парить. Только тогда авиация из забавы
и спорта превратится в прочное и полезное
приобретение человечества"
(Слайд18)
Петр
Нестеров тренировался в совершенствовании
пилотирования, в отработке крутых
виражей, готовясь осуществить "мертвую
петлю". Одолевали сомнения в надежности
конструкции самолета, а главное - будет
ли его эксперимент нагляден и понят
товарищами по оружию. 27 августа 1913 года
"ньюпор" Нестерова вновь взмыл в
небо. Набрав высоту 800-1000 метров, летчик,
согласно рапорту начальства, выключил
мотор и начал пикировать. На высоте
около 600 метров мотор был включен, и
послушный пилоту самолет устремился
вертикально вверх, потом вышел в
горизонтальную плоскость, описал петлю
и пошел в пике. Мотор снова выключился,
самолет выпрямился и плавной, красивой
спиралью благополучно приземлился. Это
была летная эволюция, которая впоследствии
получила название «Петля Нестерова».
Это было началом рождения будущей
военной авиации – высший пилотаж. (Слайд
19)
Во
время первой мировой войны, Петр Нестеров,
проводя воздушную разведку, совершил
первую в истории России бомбардировку,
причем выполнив это на таком высоком
уровне, что австрийское командование
объявило огромное вознаграждение для
того, кто собьет российского летчика.
Нестеров совершил 28 вылетов. Последний
подвиг стоил ему жизни - он протаранил
разведывательный самолет противника.
(Слайд
20)
Другой
наш земляк летчик В.П. Чкалов родился в
1904 году в селе Василёво Нижегородской
губернии (ныне город Чкаловск) в семье
котельщика Василёвских казённых
мастерских. В 1919 году Валерий Чкалов
работал кочегаром на пароходе «Баян»
на Волге и тогда впервые увидел самолёт.
После этого, уволившись с парохода, в
том же году ушёл служить в Красную Армию.
Его направили слесарем-сборщиком
самолётов в 4-й Канавинский авиационный
парк в Нижнем Новгороде.
(Слайд
21)
В 1921 году Чкалов добился направления
на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую
школу ВВС, после её окончания в 1922 году
направлен на дальнейшую учёбу в
Борисоглебскую военную авиационную
школу лётчиков.
(Слайд
22)
В 1936-1937 годах совершил рекордные перелёты.
Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на
Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года
и продолжался 56 часов до посадки на
песчаной косе острова Унд в Охотском
море. Общая протяжённость рекордного
маршрута составила 9375 километров.
(Слайд
23)
20 июня 1937 года совершил перелёт в США
через Северный полюс вместе с товарищами
Байдуковым и Беляковым.
(Слайд
24)
Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года при
проведении первого испытательного
полёта на новом истребителе И-180 на
Центральном аэродроме.
Ведущий:
А сейчас я предлагаю вам ребята
поучаствовать в конкурсной программе
и приглашаю на сцену 2 команды по 6
человек, (ребята делятся на команды,
проходят и садятся за столы). А оценивать
вас будет жюри в составе – (ведущий
объявляет Ф.И.О. членов жюри, которые
садятся на первый ряд за стол).
Первый
конкурс
«Название
команд»
Ведущий:
Каждая из команд получает набор из 6
букв. Вам надо подумать и выстроится с
буквами в руках, чтобы можно было
прочитать название вашей команды.
Команда первая правильно собравшая и
выстроившаяся в ряд, получает 2 балла.
(Ребята получают наборы букв и выполняют
задание, у игроков должно получиться
название команд «Витязи» и «Стрижи»).
Хорошо молодцы, команды у нас есть,
теперь ваша задача выбрать себе капитана
(выбирают капитана).
Второй
конкурс « Блиц- опрос»
Ведущий:
Ребята,
сейчас я вам буду задавать вопросы из
того материала который вы сегодня
услышали в презентации, по очереди
каждой команде, вы даете правильный
ответ и получайте очко, но если команда
дала не правильный ответ, то я передаю
право ответа команде сопернику. Готовы?
1)Назовите,
что побуждало человека к полету? (Полет
птиц)
2)В
каком веке упоминаются первые полеты
у славянских народов? (13 век)
3)
Какие летательные аппараты вы можете
назвать? (Воздушный шар, дирижабль,
планер, параплан).
4)
Чем были заполнены воздушные шары? (Дым
от костра, водород)
5)
Для чего они применялись? (Для воздушной
разведки и перевозки почты)
6)
Какого первого российского изобретателя
самолетов вы можете назвать? (А.Ф.
Можайский)
7)
Назовите фамилия летчиков - испытателей
наших земляков, имена которых связаны
с военной авиацией? (П.Н. Нестеров, В.П.
Чкалов)
8)
В каком году была открыта воздушная
линия Москва-Н.Новгород? (в1923г.)
Третий
конкурс «Летательный аппарат»
Ведущий
: Каждая команда получает картинки-пазлы
летательных аппаратов, вам необходимо
собрать картинку и определить, что это
за летательный аппарат, все понятно?
Начали… (Воздушный шар и дирижабль).
Четвертый
конкурс «Конкурс капитанов»
Ведущий:
А сейчас проведем конкурс капитанов,
прошу вас ребята выйти на середину
сцены, по очереди слушаем и отвечаем
на вопросы, готовы?
1.
Кто первый осуществил мертвую петлю? (
П.Н.Нестеров)
2.
Кто осуществил беспересадочный перелет
Москва – Америка? (В.П.Чкалов)
3.
Кто первый в России совершил бомбардировку?
(Нестеров)
4.
Кто первый осуществил таран? (Нестеров)
5.
В честь какого летчика названы планета,
остров, город, улицы? (Чкалов)
6.Назовите
фамилия летчиков участников беспересадочного
перелета Москва – Америка? (Байдуков,
Беляков).
Пятый
конкурс «Полет фантазии»
Ведущий:
На слайдах вы видели всевозможные
летательные средства. Сейчас вы должны
собрать ваш летательный аппарат по
предложенной схеме сборки. Когда ваши
аппараты будут готовы, мы совершим
испытательный полет на дальность. Чья
команда соберет первой и чей самолет
дальше пролетит расстояние. Ребята все
понятно? Тогда начали.
Ведущий:
А сейчас , мне бы хотелось предоставить
слово жюри, (жюри объявляют итоги
конкурсов). Ребята, давайте бурными
аплодисментами поблагодарим наших
участников конкурса, вручим им значки
на память, сладкие призы, и попросим их
в дружеском рукопожатии поблагодарить
друг друга за сотрудничество. И что бы
запечатлеть на память для истории нашу
с вами встречу я предлагаю сделать фото
на память(обе команды выстраиваются на
сцене для фото). Дорогие ребята, спасибо
вам, что вы пришли, надеемся эта встреча
у нас будет не последняя. Мы желаем вам,
хорошего настроения, применить сегодняшнюю
информацию в учебе, подумать о дальнейшей
вашей профессии. Говорим вам до свидания,
до новых встреч!