Дополнительная образовательная программа "Художественная вышивка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
пос. Чернь Тульская область
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Художественая вышивка»
Составила:
педагог дополнительного образования
Борисова Татьяна Алексеевна
Обоснование значимости программы
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится, только когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни – один из основных путей активизации образного мышления. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.
Искусство вышивки имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-XII вв. это – фрагменты одежды, украшенные золотом, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII вв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия выполнялись, как правило из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Оно включает в себя как очень простые, декоративные швы, такие как крест, набор, так и виды вышивки, неотличимые от кружева - мережки, ришелье и многие другие.
… Мир не стоит на места. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только освоить этот опыт. Они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые сочетания, новые предназначения. Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.
Объединение «Художественная вышивка» организуется для детей от 8 до 14 лет. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей и имеющихся у них знаний и умений.
Руководитель имеет право сократить или увеличить время, отведенное на изучение отдельных тем, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовки, темпа усвоения материала.
Цели и задачи
Изучение истории вышивки, ее видов;
Приобретение практических навыков в выполнении различных видов вышивки;
Умение использовать ручную вышивку как украшение одежды, интерьера;
Приобщать детей к изучению истории родного края;
Развивать эстетический вкус, развивать творческие способности;
Развивать моторные навыки;
Приобщать к самодеятельному творчеству посредством художественной вышивки.
Программа объединения рассчитана на 2 года обучения:
1-й год обучения – знакомство с ручными швами; изучение счетных швов (шов крестиком), мережки. На основе полученных знаний и пробных упражнений выполняются изделия в одной или нескольких изученных видах вышивки.
2-й год обучения – изучение различных видов глади (Владимирской, одноцветной и двухсторонней цветной), гобеленовой вышивки, ажурной (ришелье), работа с бисером. Выполняются пробные упражнения. На основе полученных знаний разрабатываются эскизы и выполняются работы в соответствующей технике вышивки.
Теоретическое обучение проходит устно, частично с ведением записей, при помощи наглядных пособий (инструкционных карточек, журналов, старинных и современных образцов), компьютерной техники. Проводятся беседы по темам и разделам с целью всестороннего развития детей, повышения интереса к историческому и художественному наследию. В программе предусмотрено использование регионального компонента (знакомство с народным костюмом Тульской области, элементами вышивки), экскурсии в краеведческий музей.
Практическое обучение происходит при непосредственном участии руководителя и самостоятельно.
Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю в каждой группе.
В конце каждого года предусмотрены часы для зачетной работы с целью закрепления полученных знаний. Дети с помощью педагога разрабатывают эскиз, в котором предусмотрено использование ранее изученных 2-3 видов вышивки. При оформлении изделия отдается предпочтение практическому использованию вышитых работ, их сочетание в современном интерьере с новыми материалами и фактурами.
Сейчас все острее поднимается вопрос о проблемах сохранения, изучения и возрождения русских народных домашних промыслов. Из забытья возвращается вышивка, как удивительный вид рукоделия и, обогащенная новыми приемами техники исполнения, вновь стремительно входит в моду. Хочется верить, что возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
1. Вводное занятие (2 ч.)
История вышивки, ее виды. Материалы и инструменты.
Техника безопасности.
2. Виды швов (16 ч.)
Изучение выполнения ручных швов: вперед иголку, назад иголку, петельный, тамбурный, шов «козлик» и др.
Подготовка эскиза. Выполнение изделий с использованием простейших ручных швов.
3. Вышивка крестом ( 118 ч.)
- техника выполнения, упражнения (20 ч.)
Знакомство с техникой выполнения вышивки крестом. Выполнение упражнений на картоне (карточки). Выполнение работы на ткани с использованием 3-4 цветов.
Беседа: « Вышивка в народном костюме».
- «миниатюры» (18 ч.)
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом с использованием более 5 цветов. Оформление изделия с использованием различных материалов.
- «новогодние мотивы»(30 ч.)
Выбор эскиза, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом на новогоднюю тему. Оформление работы с использованием старых елочных игрушек.
- «подарок маме» (30 ч.)
Выбор эскиза цветочной композиции, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готовой работы.
- «пасхальные мотивы» (20 ч.)
Выбор эскиза композиции с изображением вербы, церквей, подбор материала. Выполнение изделия в технике вышивки крестом. Оформление готового изделия.
4. Мережка (36 ч.)
- правила выполнения, материалы, подготовка ткани (4 ч.)
- выполнение различных видов мережки: снопик, столбик, кисточка, раскол (8 ч.)
- выполнения изделия (салфетки) с использованием мережки с использованием ранее изученных вариантов ручных швов (24 ч.)
5. Зачетная работа (44 ч.)
выполнение работы с использованием 2-3 видов вышивки.
Знания, умения и навыки
знать и уметь выполнять простейшие ручные швы;
уметь разбираться в схемах;
уметь переносить рисунок на ткань;
знать и уметь применять знания в выполнении вышивки крестом и мережкой;
владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
знать правила ухода за вышитыми изделиями.
.
Содержание программы
( 1-й год обучения)
Темы занятий |
часы |
|
теория |
практика |
|
Вводное занятие Виды ручных швов - изучение выполнения ручных швов - выполнение изделия с использованием различных ручных швов 3. Вышивка крестом - беседа: «Вышивка в народном костюме» - техника выполнения, упражнения - выполнение изделий в технике «шов крестом» с использованием 3-4 цветов - «миниатюры» - «новогодние мотивы» - «подарок маме» - выполнение цветочных композиций - «пасхальные мотивы» 4. Мережка - правила выполнения, материалы, подготовка ткани - мережка столбиком - мережка кисточкой - мережка раскол - мережка снопик - украшение салфетки мережкой с использованием раннее изученных вариантов ручных швов 5. Зачетная работа - подготовка эскиза, выбор материалов - выполнение изделия с использованием ранее изученных видов вышивки
|
2
1
1
1
1
1
3 1 |
3
11
2
16 18 30
30 20
3 2 2 2 2
24
1 39 |
11 |
205 |
|
Всего часов: |
216 ч |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
1. Вводное занятие (2 ч)
Знакомство с новыми видами ручной вышивки. Необходимые в работе материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях.
2. Владимирская ткань (22 ч)
Знакомство с историей владимирской глади. Материалы. Выполнение упражнений (сетка, цветок, листок, стебель).
Выполнение работы в технике владимирской глади (панно, сумочка, фартук).
3. Гладь белая (24 ч)
Техника выполнения белой глади. История возникновения. Выполнение упражнений. Выполнение изделия в технике белой глади. Оформление готового изделия.
4. Гладь цветная двухсторонняя (40 ч.)
История возникновения. Материалы и инструменты. Упражнения. Выполнение работы по выбранному рисунку. Оформление готового изделия.
Выполнение объемной вышивки (бабочки, цветы).
5. Гобелены (28 ч)
Техника выполнения. Материалы, инструменты. Выполнение изделия в технике «гобелен» (изображения природы).
Беседа «История гобелена».
6. Вышивка бисером (32 ч.)
История вышивки бисером, применение, развитие. Необходимые материалы и инструменты. Украшение вышивкой бисером элементов одежды, аксессуаров. Выполнение изделия в смешанной технике (цветная гладь и бисер).
7. Ришелье (28 ч.)
Знакомство с техникой выполнения, материалы. Основные швы (валик, сетки, бриды). Выполнение салфетки.
8. Зачетная работа (40 ч.)
Выполнение работы в любом из видов вышивки, изученных ранее (эскиз, материалы). Оформление готового изделия.
Знания, умения, навыки
Знать название и отличительные особенности различных видов вышивки и уметь выполнять их элементы.
Уметь работать со схемами, выбирать цветовое решение работ.
Владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
Знать правила ухода за вышитыми изделиями.
Содержание программы
(2-й год обучения)
Темы занятий |
Часы |
|
теория |
Практика |
|
1. Вводное занятие 2. Владимирская гладь история развития, материалы, упражнения выполнение изделия по выбору 3. Гладь белая история развития, материалы, упражнения выполнение изделия по выбору 4. Гладь цветная история возникновения, применение, материалы; упражнения; выполнение изделия по выбору; выполнение объемной вышивки 5. Гобелены беседа «История гобелена» техника выполнения, материалы пейзаж 6. Вышивка бисером - техника выполнения, упражнения - украшение элементов одежды, аксессуаров - выполнение изделия в смешанной технике (бисер - гладь) 7. Ришелье - техника выполнения, основные элементы (валик, сетки, бриды) - выполнение салфетки 8. Зачетная работа - выполнение эскиза, подготовка материалов - выполнение изделия в выбранной технике |
2
1 1
1 1
1
1 1
1 1 1
1 1
1
1 1
1
|
3 17
3 19
3 15 17
1 24
1 9
19
3 23
1 38 |
18 |
198 |
|
Всего: |
216ч. |
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Наличие утвержденной программы.
Наглядные пособия.
Образцы изделий.
Специальная литература:
Журналы, книги по вышивке.
Ксерокопии со схемами, с образцами изделий.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
Стенд с работами.
Инструменты и материалы:
ножницы;
иглы (с острым и тупым кончиком, для вышивки бисером);
картон;
ткань однотонная (ситец, лен, бязь);
канва;
нитки мулине;
бисер, стеклярус;
мулине;
шерстяные нитки.
- дополнительные материалы (старые новогодние игрушки, жестяные банки, пластмассовые коробочки и баночки, коробки различной формы, рамки со стеклом и без).
Организационное обеспечение:
Расписание занятий.
Необходимый контингент учащихся.
Связь со школой.
Литература
1. «Рукоделие», 1998 г. Воронеж
2. «Вышивка. От простого к сложному», М. 2002 г.
3. «Иголка-волшебница» Т.И. Еременко, М. «Просвещение», 1988 г.
4. «Вышивание бисером» Р. Гарницкая, О. Левина, Ростов-на-Дону, 2004г. «Проф-Пресс»
5. «Вышивание», И.Мадре, Рига, 1993 г.
6. «Шитье решетками по выдернутым нитям», М., 1992 г.
7. Серия «Энциклопедия вышивания». – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
8. «Объемная вышивка крестом», Мэг Эвершед, перевод с английского У. Сапциной, ЗАО «Издательская группа «Контэнт»
9. Подборка журналов: «Вышитые картины»
«Чудесные мгновения»
«Диана-креатив. Вышивка»
«Валя-Валентина»
«Волшебная ниточка»
«Вышивка для души»
«Лена-Рукоделие»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Татьяна Алексеевна
→ tatjana-1978 25.03.2014 0 4769 550 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.