Программа кружка «Истоки»
Программа составлена по материалам музея «Светлая горница». Программа позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом.
Пояснительная записка
В последние годы резко повысился интерес общества к истории, истокам духовных и культурных ценностей. Одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к своей малой Родине.
Важно знакомить детей с умственной отсталостью с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказами, легендами, народными промыслами, народными традициями края. Проведенные практические занятия развивают детское самоуправление, индивидуальность, навыки общения в коллективе.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам музея «Светлая горница», и позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины. Эта программа помогает сохранить то, что веками создавалось русским народом.
Цель:
Приобщать учащихся с умственной отсталостью к истории своей малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Задачи:
- Воспитывать у подрастающего поколения уважительное отношение к культурно-историческому наследию своего родного.
- Развивать интерес учащихся к истории и культуре своего родного края.
- Вовлекать учащихся в творческую работу по историческому исследованию своего края, развивать индивидуальные особенности и навыки общения в коллективе.
Участники реализации программы
В реализации данной программы участвуют дети 14 – 15 – летнего возраста.
Объем программы
Время, отведенное на реализацию программы составляет 34 часа, по 1 часу в неделю.
Основные методы:
словесные: беседа, объяснение, анализ текста;
наглядные: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ видеоматериалов, иллюстраций;
практические: экскурсии, упражнения.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический.
Формы проведения: беседы, викторины, творческая мастерская, выставки, встреча с интересными людьми, практические занятия, работа с литературой
и ресурсами интернет.
Содержание тем:
Работа кружка будет проходить по четырем блокам.
I БЛОК «Край, в котором я живу»
Учащиеся познакомятся с историей Красновишерского района и города Красновишерска, с территорией и границами района, с гербом района и узнают, что обозначают изображения на гербе и символизируют цвета. Познакомятся архитектурными памятниками и достопримечательностями города. Совершат экскурсии по городу с фотографированием интересных и памятных мест и оформят фотовыставку.
II БЛОК «Историческое наследие»
Учащиеся познакомятся с историей возникновения и названия деревень Красновишерского района. Узнают о жизни выдающихся людей района. Познакомятся с устным народным творчеством своего края: частушками, легендами, сказами. Встретятся с интересными людьми по сбору фольклора. Узнают историю народного костюма, мужской и женской одежды, обуви и головных уборов. Посетят районный краеведческий музей. Выпустят буклет с собранным материалом.
III БЛОК «Музей русской избы»
Учащиеся познакомятся с жилищем, бытом и основными занятиями русского народа. Познакомятся с убранством русской избы, с посудой, орудиями труда крестьян. Узнают все об орнаменте русского костюма. Приготовят блюда русской кухни. Сделают картотеку экспонатов музея «Светлая горница».
IV БЛОК «Мир народных праздников»
Учащиеся познакомятся с традициями и обычаями народных праздников: Масленица, Пасха. Узнают все о таинстве крещения. Приготовят традиционные блюда этих праздников. Подготовят отчет кружка.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
1 |
I БЛОК «Край в котором я живу» Музеи, их роль в изучении исторического наследия. |
2 |
Понятие «Моя малая родина», границы родного края, герб района. |
3 |
История Красновишерского района |
4 |
Знакомство с архитектурой города |
5 |
Достопримечательности города |
6 |
Оформление материала |
7 |
II БЛОК “Историческое наследие» История названия деревень Красновишерского района |
8 |
История фамилий Красновишерского района |
9 |
Знаменитые люди города |
10 |
Устное народное творчество нашего края (песни, частушки) |
11 |
Устное народное творчество нашего края (легенды, сказы) |
12 |
Встреча с интересными людьми по сбору фольклора |
13 |
История народного костюма |
14 |
Оформление материала |
15 |
III БЛОК « Музей русской избы» Поселение, усадьба, жилище русских |
16 |
Русские избы |
17 |
Оформление фотовыставки |
18 |
Убранство крестьянской избы |
19 |
Домашняя утварь (деревянная, берестяная) |
20 |
Домашняя утварь (глиняная) |
21 |
Хозяйственная утварь |
22 |
Народное искусство (вышивка, рукоделие) |
23 |
Орнамент на народном костюме |
24 |
Русская кухня |
25 |
Оформление материала |
26 |
IV «Мир народных праздников» Именины |
27 |
Масленица |
28 |
Великий пост. Христианские традиции. |
29 |
Пасха |
30 |
Любимый уголок природы |
31 |
Оформление материала |
32 |
Отчет о работе кружка |
Содержание программы
Темы занятий |
Формы занятий |
Приемы и методы |
I БЛОК «Край в котором я живу» Музеи, их роль в изучении исторического наследия. |
Беседа |
Объяснение Показ видео- материала |
Понятие «Моя малая родина», границы родного края, герб района. |
Практическое занятие |
Показ видео- материала |
История Красновишерского района |
Работа с интернет ресурсами |
Анализ текста |
Знакомство с архитектурой города» |
Экскурсия |
Наблюдение |
Достоприме- чательн. города |
Экскурсия |
Наблюдение |
Оформление материала |
Творческая мастерская |
Упражнение |
II БЛОК «Историческое наследие» История названия деревень Красновишерского района |
Работа с литературой |
Анализ текста |
История фамилий Красновишерского района |
Работа с литературой |
Анализ текста |
Знаменитые люди города |
Работа с литературой |
Анализ текста, видео-материал |
Устное народное творчество нашего края (песни, частушки) |
Работа с литературой |
Анализ текста |
Устное народное творчество нашего края (легенды, сказы) |
Работа с литературой |
Анализ текста |
Встреча с интересными людьми |
Встреча с интересными людьми по сбору фольклора |
Беседа |
История народного костюма |
Экскурсия в краеведческий музей |
Наблюдение |
Оформление материала |
Творческая мастерская |
Упражнение |
III БЛОК « Музей русской избы» Поселение, усадьба, жилище русских |
Работа с литературой |
Видео-материал |
Русские избы |
Экскурсия |
Наблюденеи |
Оформление фотовыставки |
Творческая мастерская |
Упражнение |
Убранство крестьянской избы |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Домашняя утварь (деревянная, берестяная) |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Домашняя утварь (глиняная) |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Хозяйственная утварь |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Народное искусство (вышивка, рукоделие) |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Орнамент на народном костюме |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Русская кухня |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Анализ текста, видео-материал |
Оформление материала |
Творческая мастерская |
Упражнение |
IV «Мир народных праздников» Именины |
Практическая мастерская |
Видео-материал |
Масленица |
Практическая мастерская |
Видео-материал |
Великий пост. Христианские традиции. |
Работа с литературой и интернет ресурсами |
Видео-материал |
Пасха |
Практическая мастерская |
Видео-материал |
Любимый уголок природы |
Экскурсия |
Наблюдение |
Оформление материала |
Творческая мастерская |
Упражнение |
Отчет о работе кружка |
Творческая мастерская |
Упражнение |
Личностные результаты: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свой край, уважительное отношение к его истории и культуре.
Предметные результаты:
- учащиеся познакомятся с историей Красновишерского района, с достопримечательностями города Красновишерска;
- познакомятся со знаменитыми людьми города;
- познакомятся с устным народным творчеством своей малой Родины;
- узнают историю народных праздников;
- познакомятся с экспонатами музея «Русская горница»;
- будут иметь представление о русской крестьянской избе;
Научатся:
- оформлять фотовыставки;
- вести беседы с местным населением;
- работать с научной и энциклопедической литературой, ресурсами интернет;
- вести картотеку музейных экспонатов;
- собирать и обрабатывать исторический материал.
Мониторинг отслеживания результатов:
Педагогический мониторинг: ведение журнала учета, тестирование учащихся в начале и в конце учебного года;
Мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка воспитанника в виде анкетирования, оформление фотоотчетов, картотеки музейных экспонатов, выпуск буклетов.
Диагностическая работа
За верное выполнение одного задания в тесте учащемуся выставляется один балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за тестовое задание 16 баллов.
Высокий уровень - 15-16 баллов
Средний уровень 12-14 баллов
Низкий уровень – 9 -11 баллов
Условия реализации программы
Для реализации программы используется учебный класс с компьютером, школьный музей «Светла горница» и школьная библиотека.
Формы аттестации
В процессе работы кружка учащиеся сделают фотовыставки по архитектуре и достопримечательностям города, о любимом уголке природы и русской избе, выпустят буклет о знаменитых людях города. Во время итогового отчета проведут экскурсию по школьному музею. «Светлая Горница»
Используемые материалы и литература:
И.В.Зырянов «Фольклор и литература Урала», Пермь 1976
И.В.Зырянов «Лирические народные песни», Пермское книж.изд. 1962
И.А.Подюков, Н.В.Жданова «Вишерская старина», Пермь 2002
А.В.Черных «Народы Пермского края», издательство «Пушка» Пермь 2007
И.В.Яковлев «У древних скал», типография купца Тарасова 2010
Местные материалы по воспоминаниям очевидцев.
Материалы сети Интернет.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нешатаева Е.В.
→ Публикатор 16.01.2018 0 2240 87 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.